Семинар-практикум для воспитателей "Народные подвижные игры", дата проведения 2017 год
методическая разработка

Филиппова Татьяна Борисовна

Целью семинара является совершенствование педагогами знаний методики проведения народных подвижных игр, а также отработка практических приемов обучения дошкольников народным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей "Народные подвижные игры"

инструктора по физической культуре Филипповой Т.Б.

МДОУ ЦРР — детский сад № 20 «Аленький цветочек»

      Цель:

  1. Совершенствование педагогами знаний методики проведения народных подвижных игр.
  2. Отработка практических приемов обучения дошкольников народным играм.

1 часть Теоретическая

 Цель: Закрепление с педагогами знаний о народных играх.

   Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

   Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них, ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

   Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

   По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси-лебеди", "Коршун и наседка", "У медведя во бору" и т.д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

    В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил (Катился горох по блюду, ты води, а я не буду).

   В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:

   Кто засмеется,

   Губа задерется.

   Раз, два, три, четыре, пять,

   С этих пор молчать!

 Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре "Уголки" водящий подходит к кому-либо из стоящих в "уголке" (очерченном на земле круге) и говорит:

    Мышка, мышка,

    Продай уголок

    За шильце,

    За мыльце,

    За белое полотенце,

    За зеркальце!

  После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

  В игре "Жмурки" водящему завязывают глаза, а затем происходит диалог: "Кот, кот, на чем стоишь?". Жмурка: "На квашне". "Что в квашне?" Жмурка: "Квас". "Лови мышей, а не нас". После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

  Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников является глубокое знание и свободное владение обширным  игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Педагог, творчески используя игру, пробуждает у детей интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

  Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Педагог дает представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Сюжетную народную игру можно объяснить образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется ("Гуси-лебеди" и т.д.), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, происходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами:

  • поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким;
  • отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому педагогу с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех игроков;

  Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.

   Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 2 часть Практическая

 Цель: Практическое руководство педагогами навыков проведения народных подвижных игр.

  • Закрепляющая 

  Цель: закрепление  с педагогами знаний о народных играх,  методики проведения их.

1 Задание "Кто больше назовет игр?" (за каждый правильный ответ фишка)

2 Задание "Из какой игры эти слова?"

  • Гуси-гуси, га, га, га,

Есть хотите? Да, да, да

  • А медведь не спит, он на нас рычит;
  • Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой;
  • Быстро шагай, смотри не зевай…Стоп!;
  • Гори, гори, ясно, чтобы не погасло (горелки)
  • Раз, два, три, четыре, пять, с этих пор молчать!
  • Колечко, колечко выйди на крылечко;
  • Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас;
  • Зайцы скачут скок-скок…..
  • Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть….

  • Самостоятельная

  Цель: упражнять педагогов в самостоятельном проведении новых народных игр.

 "Горелки с платочком"

   Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.

   Играющие говорят хором:

        Гори, гори, масло,

        Гори, гори, ясно,

       Чтобы не погасло.

       Глянь на небо,

       Птички летят!

   После слов "Птички летят!" игроки последней пары быстро бегут вперед, и кто из них первый возьмет платочек, тот встает с водящим впереди колонны, а опоздавший "горит".

"Корзинки"

   Играющие делятся на пары, расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки.

  Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами  и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя называли, убегает, на его место встает игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

   "Мячик кверху"

   Дети встают в круг, водящий в середине в маленьком кругу. Он бросает мяч вверх со словами: "Мячик кверху!"  Играющие, в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный, становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра  продолжается. Если кто-то из играющих после слов "Стой!" продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего.

   "У Дядюшки Трифона"

   Дети встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят слова:

       У дядюшки Трифона

       Было семеро детей,

       Семеро сыновей.

       Они не пили, не ели,

       Друг на друга смотрели.

       Разом делали, как я!

 При последних словах все начинают повторять его движения. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится водящим.

         "Малечена - калечина"

   Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (20-30 см.). Все произносят такие слова:

          Малечена-калечина,

          Сколько часов

          Осталось до вечера,

          До зимнего?

  После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три…." Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

        Дружба

  Играющие встают в круг, берутся за руки. По сигналу начинают движение по кругу, произнеся при этом:

               Мы идем по кругу,

               Найдем себе мы друга,

               Найдем себе мы друга,

               Найдем себе дружка.

  По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: "Раз, два, три - друга себе найди!"(или "Раз, два, три - двух друзей себе найди!", "Раз, два, три - трех друзей себе найди!"). После этих слов дети должны найти себе друзей. Игрок, которому не хватило друга, встает в центр круга и под веселую музыку исполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей семейных групп по теме «Проведение тематических занятий воспитателями групп семейного воспитания.» Перспективный план развивающих занятий по лексическим темам.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько ...

Семинар-практикум для родителей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»

         Семинар-практикум для родителей с участием детей. Тема: «Подвижные игры и игровые упражнения – увлекательная форма проведения домашнего досуга»...

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений ребенка»

Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка....

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк» дата проведения 2017 – 2018учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Янтарёк&raqu...

Семинар-практикум с педагогами "Национальные подвижные игры"

Симкало Т.В, инструктор  по физическому развитию , рассказала о народной  подвижной игре, как о средстве сбережения здоровья ребенка дошкольника: ценность подвижных игр в том, что они основы...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Подвижные игры как средство социально-коммуникативного развития дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового ха...