Семинар - практикум с родителями "Секреты общения с ребёнком в семье" с презентацией
материал

Денисова Елена Фоминична

Предложенный конспект семинара яаляется вступительнгой частью целого цикла встеч с родителями по теме "Общение взрослого и ребёнка"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила и провела : воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31 г. Выборга»

Денисова Елена Фоминична

Семинар-практикум с родителями по теме:

«Секреты общения с ребёнком в семье»

"Самая большая роскошь на свете,

 — это роскошь человеческого общения"

Антуан Де-Сент Экзюпери

Цель: формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье.

Задачи:

  1. Создать непринужденную, комфортную обстановку для вовлечения родителей в активное взаимодействие
  2. Расширить знания и представления родителей о  приёмах  эффективного общения с детьми , проанализировать о семейном стиле общения дома ,
  3. Показать родителям как  «Родительские установки» влияют  на развитие, воспитание и формирование ребенка его будущей жизни;

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители группы, воспитатель

Оборудование:

  • силуэты воздушных шаров на каждого родителя;
  • 5 шарфов для сценки «Мама и дочка – Скульптура ребёнка»
  • таблица «Откуда берутся разногласия?»;
  • памятка «Золотые правила для родителей»;
  • заготовки «полоски  правил» для моста:.
  • силуэты мамы и детей;
  • карандаши.
  • Бейджики именные
  • Клубок прочных ниток.
  • Для сценки: очки, наушники, маска, два шарфика

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть. Приветствие. 

Здравствуйте,  уважаемые родители! Сегодня мы с вами обсудим тему «Секреты общения с ребёнком в семье»  Надеюсь, что наша встреча  будет вам интересна и продуктивна

Смотрю, вы творчески подошли к домашнему заданию и оформили свои именные бейджики. Превосходно.  Они нам пригодятся для  общения между собой .

Первое упражнение «»Здравствуйте»

А сейчас  приглашаю Вас встать в круг  и любым способом поприветствовать друг друга, назвать по имени , никого не пропуская и сказать комплимент , но с одним условием- не прикасаясь друг другу. Подумали?

Для вас есть подсказка -слайд. Начну с себя: «Доброй день, Светлана, вы сегодня излучаете солнечный свет» -делаю реверанс. 

 Родители садятся на места(стулья  стоят полукругом) идет обсуждение:

- Какое у вас настроение?

- Что почувствовали, здороваясь друг с другом? Чувство легкости и душевной радости

Думаю, что все вы согласитесь с изречением  Антуана  Экзюпери, что общение – это самая большая роскошь на свете.

Хочу отметить, что ваши дети очень любят придумывать разные способы , как здороваться на утреннем круге.  

  • Правила

А для успешного проведения нашей встречи ,договоримся о выполнении трех правил

  • Мы мыслями здесь и сейчас
  • Проявляем активность, сотрудничество
  • Никого не оцениваем при обсуждении

Начинаем? (след слайд Грабли)

Не удивляйтесь, покупать грабли не будем , мы сегодня с вами собрались для того, чтобы обсудить , как же обходить стороной подводные камни, которые могут у нас появиться в общении с детьми.

«Мы с вами обсудим и раскроем для себя  «Каким же образом общение в семье влияет на ребёнка»

Слайды презентации:

  • Дискуссия с родителями  , озвучивание вопроса со слайда

Что же такое общение ?

«Общение — это не только речь…. Показ слайда.  

Общение сопровождает нас повсюду

Ребенок с  младенчества  учится  улыбаться родителям и распознавать знакомые лица,

 Вы все наверно помните первую улыбку своего ребенка?

Когда он впервые сказал свое первое слово.

Общение для него , как пища..

Только через взрослого он сможет овладеть   способами взаимодействия

.Обсуждение по слайду «Виды  общения»

Бывают вербальные словесные  и невербальные без использования слов к этому виду относится еще тактильные прикосновения

Именно в общении с близкими взрослыми  закладываются основы будущей личности! Формируется его самосознание( Я – хороший, меня любят, я нужен или я плохой, я всем мешаю)

 

Дефицит общения, ласки и любви нарушают развитие ребенка. А если совсем исключить общение, то можно столкнуться с феноменом Маугли.

когда ребёнок, попадая к животным, лишаясь человеческого общения, перестает индицировать себя с человеком и не может после жить в обществе людей

Воспитать ребенка счастливым - основная задача родителей

  • Переход к анализу  родительского анкетирования

Хотела поблагодарить родителей, которые приняли активное участие в интернет -анкетировании  

Вы ответили на шесть вопросов, которые касались совместной деятельности с детьми  

На диаграммах видно, что на первом месте Вы ежедневно читаете художественную литературу и выполняете совместную деятельность с детьми .

Для чего вы это делаете? (развивается воображение, фантазия детей, быстрее засыпают перед сном , если читать., развивается трудолюбие в совместной деятельности)

Далее  по рейтингу : «Разговоры по душам»  . Родители ежедневно интересуются у детей, что же интересного произошло сегодня у ребенка .

  • Как вы думаете, зачем нужны эти разговоры? ( предполагаемые ответы: Эти разговоры нужны  детям, как воздух,  , они хотят , чтобы им сопереживали.)

Совместной продуктивной деятельность ежедневно занимаются  47 процентов родители, остальные в выходные дни, когда родители более свободны .

Радует, что в выходные дни  и в течении недели вы с детьми играете и совершаете совместные прогулки .Понятно, что ежедневно совершать походы , прогулки не всегда целесообразно.

  • Зачем нам нужна совместная деятельность с детьми, общие дела?

(предполагаемые ответы: был активным, испытывал радость от общения.

В совместной деятельности взрослый и ребенок оба заинтересованы  , никто не командует , все трудятся , равноправны и получают удовольствие от процесса). При условии, что отношения в семья благоприятны

  • Заполнение родителями  анкеты по стилям общения

Сейчас прошу вас заполнить анонимно  еще одну анкету и определить для себя, какой же стиль общения присутствует в вашей семье.

Вам необходимо ответить на вопрос и суммировать балы, которые у вас получились ( звучит музыка, родители отвечают на вопросы анкеты и суммируют балы)

Подсчитали общее количество балов и  внимание на экран!

Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!)

-Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)

-Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)

Как вы думаете, какой стиль общения более комфортный и гуманный по отношению к ребенку? ( Демократичный  или Личностно - ориентированный)

Почему?

Ребенок принимается  таким, какой он есть, замечаются  его успехи и достижения.

Он непроизвольно , на бессознательном уровне запоминает стиль родительского взаимодействия.

Если в семье создаются неблагоприятные условия для ребенка «Гиперактивные», «агрессивные» «проблемные», непослушные«, дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье

  • Упражнение «Мой ребенок…»

А сейчас прошу вас вернуться мыслями к своим детям и выполнить одно упражнение.

У вас на столах лежат воздушные шары. Напишите на них те позитивные качества, которыми обладает ваш ребенок.

И озвучивать мы будем их так:

- Я не хвастаюсь, но мой….  Называется имя ребенка и перечисляются качества ребенка.

Родители читают те качества, которые они написали на шариках.

Вывод: Вы много интересного рассказали про своих детей. Открыли их для нас с другой стороны.

Какие они талантливые, веселые, позитивные, необычные, смешные…Но…

  • Обсуждение  «Откуда берутся разногласия?»
  • Почему же возникают конфликты межу взрослыми и детьми,  и не понимания друг друга?
  • Почему так происходит?
  • Откуда берутся непонимание и разногласие?

 Родителям на экране предлагается ситуация и у родителей спрашивается пути ее решения, 4 вопроса.

В интернет опросе, я просила родителей описать ситуации, которые возникали у них дома, когда дети проявляли непослушание  и попросила их написать пути решения.

  • Когда ребенок спрашивает: "Почему тебе можно так делать, а мне нет?"
  • Ребёнок не хочет днём ложится отдыхать.
  • Нежелание ребёнка делать что-то в настоящий момент времени (например: вымыть руки, убрать игрушки, переодеться)

Идет обсуждение родителей  И по окончанию, вывожу на экран ответы родителей

Каким способом решаются разногласия?

  • Проводится беседа. Совместное выполнение.
  • Иногда приходится признавать, что и взрослым так делать (говорить) нельзя, ну или доказывать, что я старше и умнее)
  • Мы используем в данном случае ролевые игры, а именно играем в дочки матери. Я укладываю младшую дочку, а старшая укладывает пупсика и тем самым засыпает сама))
  • Уговоры, объяснения почему это надо сделать именно сейчас. В крайнем случае предложение выбрать из двух вариантов (например: или ты убираешь игрушки сам, или я их убираю, но сразу в мусорное ведро), или учитывая, что я знаю своего ребёнка, договариваемся заранее, до момента возникновения конфликта.

Вывод: Главное, что вы не перекладываете ответственность за возникшие разногласия на хрупкие плечи ребенка. Разногласия  – это нормальные проявления  отношений между людьми при несовместимых взглядах

Наша задача, разрешать все разногласия мирным путем

И сейчас хотела наглядно совместно с взрослыми показать вам одну сценку, возможно, кто то узнает себя …. Приглашаю двоих мам, которые согласились мне в этом помочь и выполнили домашнее задание.

  •   Сценка  «Ребенок-статуя»

Родители в качестве актеров  выступают в сценке.

Сценка № 1.        Мама и дочка спешат в детский сад

Мама: «Мы спешим в детский сад , надо успеть на автобус»

Ребёнок поднимает на ходу какую-то веточку

Мама: «Что у тебя за руки? Вечно, что-то собираешь с земли! Выброси, убери руки»

Ведущий достает шарфик и завязывает «дочери» руки.

Ребёнок идет с завязанными руками ,  ничего не поднимает

Сценка № 2.         Мама и дочка в автобусе. Мама встречает знакомую, она начинает обсуждать события.

Ребёнок: «Мама,  а кто такая тётя Ира?»

Мама: «Не мешай мне! Не вмешивайся в разговор. Закрой уши!»

Ведущий достает шарфик и завязывает «дочери» уши

Ребенок не слышит, ничего не трогает

Сценка № 3.         Мама и дочка выходят из автобуса и бегут в детский сад. Мама постоянно смотрит на часы  

Ребёнок: «Мама, а , что там такое, посмотри, какие красивые листики?»

Мама: «Некогда, смотри под ноги, хватит по сторонам смотреть» -

Ведущий достает шарфик и завязывает «дочери» глаза.

Сценка № 4. Мама и ребёнок идут дальше, торопятся в сад.

Ребёнок «.А мы сегодня в детском саду экспериментировать будем.  А Оля опять в обед суп не будет есть. А у Кати кукла очень красивая, ей на день рождение подарили. А….

Мама перебивает ребёнка : «Ну, что ты разболталась сегодня. Ты можешь помолчать. Мы опаздываем

Ведущий достает шарфик и завязывает «дочери» рот.

Сценка № 5.        Мама и ребёнок остановились, чтобы перейти дорогу. Ребёнок подпрыгивает на месте.

Мама: «Что это такое? Перестань дергаться. Стой смирно!»

Ведущий достает шарфик и завязывает «дочери» ноги.

Ребенок не смотри, не слышит, не говорит, ничего не берёт, не прыгает.  Получилась  у нас скульптура

Воспитатель. Уважаемые родители, знакома вам ситуация? Многие наверно узнали себя.

Рефлексия:

Скажите, в роли дочки, как себя чувствовали? Было ли вам комфортно?

Вот в такое состояние мы вгоняем своего ребёнка. Ему  невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?

Ответы родителей ( выходить раньше из дома, договариваться, что мы из сада рассмотрим листик, поговорим, попрыгаем….)

.

  • Упражнение «Мостик дружбы»

- На ваших столах, лежат части «мостика» на которых написаны «золотые правила воспитания» Я предлагаю по очереди зачитать эти правила и собрать мостик от взрослого к ребёнку  

Правила:

1. Не стоит навязывать себя ребенку, если он чего-то не хочет, лучше подумать вдруг вы сами что-то делаете не так.

2. При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ребенка на что-то другое.

3. Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.

4. Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей. Передаются им, вызывают ответные чувства.

5. Сотрудничать с детьми – это значит быть с ними на равных, в том числе петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.

6. Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.

7. Ребенок не боится ошибок или неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.

8. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

9. Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.

Обсуждение «Безусловная любовь…»

Вывод: после того, как мы построили мостик дружбы от взрослого к ребенку. , можно выделить несколько советов «Безусловной любви» 

-Принимаем ребенка полностью, какой он есть

Говорим о том, как мы его любим, за то, что он просто есть у вас

Общаемся  на равных с ним ,  

Одобряем его достижения

Не сравниваем ни с кем и  чаше обнимаем

Хотела Вам посоветовать советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер в её книге «Общаться с ребёнком. Как?»

 И на память я вам бы хотела подарить памятки с правилами -ступеньками из «Мостика Дружбы» и «Полезные советы»

  • .Заключительная часть.   Рефлексия  «Волшебный Клубочек»

Воспитатель подытоживает совместную встречу , предлагает ее провести при помощи клубочка

— Наша встреча подходит к концу. Благодарю Вас  за участие, Я бы очень хотела услышать от вас ваши ощущения и мысли . А поможет в этом нам «Волшебный клубок воспоминаний»

  • Что вам понравилось, запомнилось, узнали новое, или было не комфортно?

 Начну с себя , я  обматываю указательный палец ниточкой со словами: ««Мне сегодня понравилось, что вы были сегодня все активны и заинтересованы и украсили нашу встречу своими мыслями »….  

Клубок передается к следующему родителю. Все родители соединяются ниточкой, проговаривая свои ощущения от встречи. .

Клубок должен вернуться к воспитателю , проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с пальцев.

Ниточка не порвалась, и мы взрослые должны  аккуратно и бережно приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было тепло и уютно дома

Надеюсь, что вы  получили сегодня, что-то новое для себя  в  вопросах в общении с детьми.

Благодарю за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родителей "Секреты общения с ребёнком в семье"

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка . Чем меньше ребенок, тем  большее...

Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)

На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Семинар-практикум для родителей "Позитивное общение: не жалейте добрых слов"

Данный семинар-практикум для родителей  проводится с целью помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.В ходе проведения данного мероприятия ...

Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"

Детско-родительские отношения. Знакомство с приемами эффективного взаимодействия с ребенком....

Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"

Семинар-практикум предназначен помочь родителям найти подход к каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных особенностей....

Семинар-практикум для родителей "Секреты позитивного воспитания"

Семинар-практикум предназначен помочь родителям найти подход к каждому ребёнку, с учётом его индивидуальных особенностей....