Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки
консультация (младшая группа)
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.
Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.
Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно встречают , прочитанное ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.
Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад №42 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Консультация для родителей
«Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русской народной сказки.»
Воспитатель: Левунина О.В.
Санкт-Петербург
2020
Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождая его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы.
Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание следует уделять умению взрослого выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст . В дошкольном возрасте все воспринимается практически буквально, значит, предлагаемые иллюстрации должны быть как можно более реалистичными: заяц не выше волка, ворона не должна походить на воробья и т.д.
Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также эмоции и желания других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Нет необходимости каждый раз читать ребенку новую сказку. Дети охотно встречают , прочитанное ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, волнуется вместе с героями.
Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.
В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запоминающимися ему словами и предложениями.
В возрасте 4-5 лет детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное - основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.
В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5-6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту, они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети могли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы.
При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения. Глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.
Чтение художественных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться волшебством слова, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.
Художественная литература является универсальным средством в познавательном развитии ребенка, выводя его за пределы непосредственного воспринимаемого, погружая его в возможные мира с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них. Тексты различных произведений позволяют эмоционально схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. Художественная литература в познавательном развитии детей выполняет следующие функции: расширяет представления о мире (явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически действенном опыте); поможет осваивать такие средства восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.
Литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Список литературы:
1. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая энциклопедия, 2003.
2. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение. 1983.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.
4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Сегодня народная сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-307183-1380820515.jpg)
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детств...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-1316049-1614173787.jpg)
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной задачей передать знания детям, которые как губка впитывают буквально всё, что видят, с чем соприкасаются. Поэтому так важно показа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/15/picture-1355047-1634297239.jpg)
"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".
Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/29/picture-1373644-1640810789.jpg)
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-296844-1381408262.jpg)
Консультация- «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Чтобы ребёнок полостью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка....