Воспитание доброты и вежливости у дошкольников
консультация (младшая группа)

Левунина Ольга Викторовна

«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

 (М.Пришвин).

 

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».

 В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важ­нейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

 

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №42 Приморского района г. Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Воспитание доброты и вежливости у дошкольников»

Воспитатель: Левунина О.В.

Санкт-Петербург

2020

«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

 (М.Пришвин).

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».

 В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в семье

- моделирование ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у детей доброжелательных отношений, родители используют все доступные формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры.

 Чтение художественной литературы ,особенно русских народных сказок, пословиц, потешек ,поговорок.

  Дошкольный возраст -это период интенсивного овладения ребенком речью.

Ребенок  усваевает речь так называемым «материнским способом»,

то есть подражая своим близким .Поэтому очень важно ,чтобы ребенок слышал не только правильную речь ,но и вежливую ,которая соответствует правилам этикета.

Выражение :»Здравствуйте» ,»Доброе утро» ,»до свидание» ,»спокойной ночи» ,»Спасибо» ,»Пожалуйста» и другие должны  быть обязательными составляющими речевого этикета.

Вежливое слово ,как добрый волшебник дарит настроение ,радует и даже лечит людей .»Ничто не ценится так дорого и обходится так дёшево ,как вежливость» .Много лет создавались людьми правила поведения этикета ,цель которых  была, кроме нравственных качеств :доброты, чуткости ,сердечности ,прививать чувства меры и красоты в манерах поведения, разговоре ,приёме гостей- словом во всем ,с чем мы выходим в общество.

Ежедневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении. Для этого создаются проблемные ситуации и упражнения добрых поступков, практические тренинги. Вот примеры некоторых из них:

1.У тебя хорошее настроение. Почему? (- мама улыбается; - солнце светит;..);

2. Нужно ли дружить? (- с неряхой; - с ребенком, который рвет книги;...);

3. Игра "Хорошо-плохо"- разделить хорошие и плохие поступки и явления, т.е. сделать шаг в формировании доброты на уровне представлений ;

4. Рассмотреть картинки с изображением положительных и негативных ситуаций;

5. Разучивание и применение на практике поэтической игры "Словарь вежливых слов"( растает даже ледяная глыба от слова теплого "Спасибо"; зазеленеет старый пень, когда услышит "Добрый день");

6. Игра "Подарки друг другу" - формировать социальную ориентировку на других людей, в т.ч. обездоленных; и другие.

 Игра является наилучшим средством воспитания детей, т.к.  именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства. Основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками, воспроизведении действий людей; детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания организовать еще легче, чем просто в обычной жизни. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Хорошие результаты в работе по воспитанию доброты дает использование художественной литературы, особенно сказок. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. При этом важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты. Для этого необходимо: учить детей сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой имеется возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека. Беседа в повседневной жизни, перед игрой, во время ее и после нее способствует появлению отклика - сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Поэтому на педагогах детского сада лежит ответственность за помощь тем родителям, которые вполне осознанно желают видеть своего ребенка добрым, вежливым и .д.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное - воспитать доброту можно только добром.

Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи

Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Список литературы:

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

2. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

3. Ожегов П. И. Словарь по этике. - М.: 1981.-128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

непосредственно-образовательная деятельность по нравственному воспитанию в старшей группе "Праздник доброты и вежливости"

Программное содержание:- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание...

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Праздник доброты и вежливости»

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитаниюв старшей группе «Праздник доброты и вежливости» Программное содержание:- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливо...

Конспект НОД по нравственному воспитанию с использованием ИКТ «Доброта и вежливость» в старшей группе 08 «Капитошка»

Программное содержание:- закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость- учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи- развивать речь, внимание...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада «В мире доброты и вежливости»

Цель: Углублять представление детей о доброте, и вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Задачи: - расширять представления о важности и необходимости быть добрыми, вежливыми, вос...

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе"Праздник доброты и вежливости"

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе"Праздник доброты и вежливости"...

Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе ОВЗ «Праздник доброты и вежливости»

Программное содержание: - закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость - учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи - развив...

Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников

Презентация  к проекту "Воспитание добротой"...