Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»
консультация

Федоренчик Марина Вячеславовна
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Консультация для педагогов

По теме: «Современные образовательные технологии в работе с одаренными детьми.»

Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.

В последние годы очень актуальным становиться изучение явления одаренности.

Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. Но далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если не разглядеть, не развить, этот дар природы он так и останется не востребованным. Работа с одаренными детьми является приоритетной в современных условиях развития образования в нашей стране.

Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.  Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым педагогом задачу развития личности в её индивидуальности, самобытности и неповторимости, а это значит, что он должен уметь выявить одаренного ребенка, развить его задатки и способности, поддержать на трудном пути самореализации ФГОС через систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательной программы.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития.

Одаренность проявляется в разных видах деятельности: в практической деятельности, в познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности); в художественно-эстетической деятельности, в коммуникативной деятельности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

К числу современных педагогических технологий для развития одаренных детей дошкольного возраста можно отнести:

   -игровая технология

  -технология исследовательской деятельности 

  -эвристическая беседа

  -информационно-коммуникационные технологии;

  -технология «ТРИЗ» 

  - технологии проектной деятельности 

  -технология сотрудничества. 

  -технология индивидуализации обучения (адаптивная) 

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям.

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе образовательной деятельности. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Технология ТРИЗ. Целью данной технологии является научить ребенка мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых и индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Технология сотрудничества. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение одарённых детей осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда одарённый ребёнок может стать ведущим в своей группе, может учить других. 

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В дошкольном учреждении индивидуализация обучения осуществляется со стороны воспитателя.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Обогатить занятия по разным видам деятельности инновационными технологиями, это задача современного педагога, идущего в ногу со временем. Это способствует более эффективному и целенаправленному процессу формирования духовно развитой, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще в детстве. Поэтому так важно выявить всех одаренных детей, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, наиболее полно раскрыть свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей. Тема: "Специфика работы с одаренными детьми"

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столе...

Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»

Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...

Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."

Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...

Круглый стол для педагогов «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении»

Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия, соответствующую литературу, рекомендованную старшим воспитателем и педагогом-психологом по данной теме....

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОУ»

Консультация для воспитателей«Современные   образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОУ»...