Консультация для педагогов Становление начал ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста
консультация

Смирнова Светлана Николаевна

В материале раскрываются ключевые компетентности дошкольников. Дана сравнительная таблица определения сообразных дошкольному возрасту компетентностей и определения базовых общечеловеческих компетентностей. Рассказано о своевременности развития начал всех компетентностей дошкольников. Раскрыты  организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей в раннем и дошкольном детстве. Представлены показатели и индикаторы успешности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_stanovlenie_nachal_detskie_kompetentsii.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов

Становление начал ключевых компетентностей

у детей дошкольного возраста

Составила

старший воспитатель

Смирнова С.Н.

2019 г.

Ключевые компетентности как ценность, цель и результат дошкольного образования

Реализацию содержания дошкольного образования лучше оценивать не по широкому спектру видов деятельности, а дифференцировать по направлениям развития: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому. Достижения детей можно оценить, определив уровень сформированности у воспитанников начал социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетентностей. В течение учебного года педагоги осуществляют систематическое целенаправленное наблюдение за ребёнком в привычной для него обстановке, потом педагоги, специалисты и родители обсуждают полученные факты и определяют уровень достижений ребёнка. Пятиуровневая шкала достижений позволяет определить индивидуальные результаты развития компетентностей ребёнка

-0 – ребенок не демонстрирует умение;

-2 – демонстрирует редко, в единичных случаях;

-3 – демонстрирует относительно некоторых людей, относительно отдельных видов деятельности;

-4 – демонстрирует часто, относительно большинства людей, большинства видов деятельности;-

-5 – демонстрирует постоянно.

Оценка результативности деятельности педагога по динамике достижений ребёнка позволяет поставить детей в центр педагогической деятельности, актуализировать аналитические способности участников образовательного процесса, формировать новую культуру организации педагогической работы.

Ключевые компетентности – ценность, цель и результат дошкольного образования:

1) ценность – приобретение и проявление компетентности происходит в процессе освоения содержания дошкольного образования;

2) цель – осуществление социализации и индивидуализации образования, когда компетентность интегрирует, объединяет развитие интеллекта и приобретение навыков (сочетание знаний, умений, навыков, опыта, отношений);

         3) результат – компетентность вбирает в себя ряд близкородственных умений в сфере культуры и деятельности (коммуникативной, информационной, языковой, правовой и пр.).

Компетентности не могут быть сформированы только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей степени компетентности формируются в неформальном образовании. Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование – это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности можно визуально определить в типично детских видах деятельности по фактам инициативы, самостоятельности, осознанности. Проявление ребёнком компетентности – это  его успешность, проявление сильных сторон его личности. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному  виду деятельности: так обеспечивается индивидуализация результатов образования и даётся возможность воспитателю варьировать педагогические стратегии.

С раннего детства ребёнок включён в социальные отношения. Одна из базовых или ключевых компетентностей – социальная. Для дошкольного детства она органична и естественна, так как ребёнок вступает в мир человеческих отношений, учится существовать в нём.

Взаимодействие между людьми возможно, но не эффективно без речи. Ребёнку важно уметь строить коммуникацию: уметь донести до других свои мысли (идеи, суждения, цели, планы), а значит сделать свою речь понятной, чётко формулировать, правильно произносить слова и, вместе с тем, нужно уметь слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания. Коммуникация – это взаимодействие, двусторонний процесс общения. Значит, это ещё одна базовая или ключевая компетентность –  коммуникативная. Её зарождение, становление и развитие происходит в период раннего и дошкольного детства, все хотят, чтобы ребёнок внятно и активно заговорил как можно раньше.

С самого раннего детства ребёнок активен и деятелен. Манипуляции с предметами в раннем детстве достаточно быстро перерастают в целенаправленность, которая к трём годам уже чётко формулируется ребёнком в виде установки «Я сам» и протеста, если «самость» не учитывается и не обеспечивается взрослыми. Из детской инициативы, целенаправленной активности вырастет профессиональная компетентность взрослого человека. Значимо умение ребёнка быть самостоятельным и автономным (сам оделся, сам организовал игру и т.д.): значимо умение поставить цель, выбрать средства, спланировать и выполнить действия, получить приемлемый результат. Деятельностная компетентность – это ещё одна базовая ключевая компетентность, которую ещё называют оргдеятельностная, а значит, добавляют умение действовать в команде (в партнёрстве, группе, большом коллективе) и индивидуально.

Педагогам нужно понять, что достоинство педагогической деятельности в том, чтобы научить ребёнка учиться. Наша цель – развивать любознательность ребёнка, помогать искать информацию, осмысливать и использовать то, что видишь, слышишь и узнаёшь сам.

Традиционное образование нацелено научить детей, дозированно подать на занятии информацию и потребовать от ребёнка воспроизвести её. Намного полезнее, правильнее, целесообразнее помочь детям самим познавать окружающий мир, осмысливать и использовать свой опыт. Ребёнок учится всеми доступными ему средствами – через собственные действия в играх, через общение с разными людьми, через книги, просмотр телепередач, через походы и поездки и т. д.

Умение использовать различные источники получения знаний, умений, ещё одна важная ключевая или базовая компетентность – информационная.

Слишком динамично развивается общество и человеку нужно быть готовым учиться и переучиваться в течение всей жизни, самостоятельно работать с литературой, контактировать с коллегами, учиться на собственном опыте и т. д.

Жизнь и здоровье – главные ценности для человека. С раннего возраста окружающие стремятся привить ребёнку навыки гигиены, поддерживают его стремление активно двигаться, формируют элементарные представления  о безопасном поведении в окружающем мире, полезном питании и правильном поведении во время болезни. Уже в младшем дошкольном возрасте большинство детей владеет набором простейших норм и способов поведения, которые являются предпосылками к здоровьесбережению. Ещё одна ключевая компетентность формируется в дошкольном детстве – здоровьесберегающая.

Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы.

Становление компетентности возможно в том случае, если у ребёнка есть права – компетенции.

Ключевые компетентности трудно разделить (дифференцировать). Интегративность (взаимопроникновение) – это свойство компетентности как явления. Но степень выраженности каждой из них у разных детей (людей) может быть разной.

Компетентность избирательна, если человеку важен, интересен предмет, то компетентность проявляется мощно и многосторонне. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы,   на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

В дошкольном возрасте можно говорить только о становлении, началах ключевых компетентностей. В любой деятельности (нанизывание колец в пирамидке, завязывание шнурков, организация совместной сюжетно-ролевой игры с друзьями) ребёнок проявляет и знания, и практические умения, и опыт, и свои нравственные качества. Знания, умения, опыт находятся в диалектическом единстве: и накапливаются в процессе деятельности, и приобретаются в этом процессе. Компетентность, как понятие интегративное, включает знания, умения и навыки, и опыт, и отношение.

Ключевые компетентности – это умения. Существует два толкования понятия «умение»:

в узком, конкретном смысле умение – результат, «автоматизированное действие»;

в расширенном смысле умение – процесс деятельности, вбирающий в себя и знания, и опыт, и отношение к знанию, действию, окружающим. Для описания компетентности ребёнка дошкольного возраста используется расширенное определение понятия «умение»: всё находится в действии, в процессе становления, и в нём же реализуется.

Компетентности вне деятельности не существуют, компетентность – успешное действие в конкретной ситуации. Следовательно, образовательный процесс, который обеспечивает инициативу, активность, самостоятельность, рефлексивность, ответственность ребёнка – это процесс становления и проявления компетентности в общении, в социальных контактах, в планировании, в деятельности, в получении знаний.

Активность, самостоятельность в деятельности, в общении, в использовании разнообразных источников информации, в социальных контактах входит в ценностно-целевые основы любой современной образовательной программы.

Компетентности

Определения сообразных дошкольному возрасту компетентностей

Определения базовых, общечеловеческих компетентностей

Социальная

умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях и, соответственно, право и возможность это делать.

умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, в различных ситуациях, принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, выбирать стиль общения и т.д.

Коммуникативная

 умение понимать речь других и стремление сделать понятной свою речь. Право свободного общения, возможность приобретения опыта свободного высказывания  своих идей, суждений.

умения понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

Информационная

 умение использовать различные источники информации и возможность их использования.

умения и навыки использования различных источников информации для достижения цели.

Деятельностная

умение поставить цель и осуществить результативное действие. Соответственно и право реализации собственных целей самостоятельно выбранными способами в самостоятельно выбранных партнёрствах и с собственными результатами.

 умение и способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими людьми.

Здоровьесберегающая

умение использовать гигиенические действия и средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, менять вид деятельности, предотвращая или снимая утомление, предупреждать опасные ситуации). Здоровьесберегающая компетентность формируется и проявляется в процессе и вследствие самостоятельного регулирования активности – отдыха, свободного выбора позы, длительности и темпа выполнения выбранного дела.

умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья: проводить гигиеничесие действия, самостоятельно регулировать физическую активность, уметь обезопасить свою жизнедеятельность.

Становление начал ключевых компетентностей в младшем дошкольном возрасте

Личностное развитие ребёнка, чрезвычайно сложное и многогранное, начинается и протекает наиболее интенсивно в раннем и дошкольном возрасте. Особенности развития личности в период дошкольного детства называют как:

- психологические новообразования, ценностные ориентации (Е.Е. Кравцова и др.);

- интеллектуальные особенности и познавательные способности, инициативность  (Л.А. Венгер, А.Н. Поддъяков и др.);

-    коммуникативные качества (Т.А. Репина, Р.Б. Стёркина и др.);

- социально-психологические характеристики (Ш.А. Амонашвили, Т.Н. Доронова);

-  становление самооценки, мотивация (Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.);

-  самоконтроль и активность (Д.И. Фельдштейн и др.).

Для понимания процессов развития, определяющих потенциал (а значит, и вероятностный результат дошкольного детства) рассмотрим одно из направлений психического развития ребёнка – особенности развития осознания и субъектности в раннем и дошкольном возрасте. Результат развития осознания и субъектности – внутренняя позиция ребёнка, которая  формируется и отражается в сознании ребёнка,  в характере его самоощущения и отношения к своему положению в жизни, в его деятельности. Индивидуальне особенности ребёнка, уникальность его личного социального опыта составляют индивидуальную траекторию развития – целостностный процесс развития личности, развития субъектности и осознания себя (интегрированность и взаимопроникновение всех линий развития).

На рубеже раннего и дошкольного возраста, а потом в дошкольном возрасте у ребёнка есть потенции для приобретения начал ключевых компетентностей. Ребёнок обладает:

  • способностью к восприятию многофакторных качеств и отношений объектов, явлений и ситуаций;
  • памятью, достаточно развитой для удержания, сопоставления вновь воспринятого с уже бывшим в более раннем возрасте;
  • мышлением, достаточным для осознания, установления связей между сложными многоуровневыми многофакторными явлениями и событиями;
  • речью, позволяющей объяснять свои представления и состояния, как ситуативные, так и перспективные, что позволяет ребёнку вступать в отношения разного уровня и направленности;
  • исследовательской инициативой, побуждающей ребёнка к поиску новых впечатлений и позволяющей успешно исследовать сложные, многосвязные, физические и социальные объекты и явления, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий;
  • сложившейся «субъектностью», позволяющей ему действовать самостоятельно и автономно не только как субъекту деятельности, но и как объекту социальных отношений;
  • внутренней позицией, которая в основном будет сформирована как новообразование к семи годам, но уже сейчас позволяет ребёнку индивидуально (на основе собственных мировоззренческих представлений) относиться к событиям и явлениям.

Рассмотрим становление основ ключевых компетентностей как ценностных ориентиров, целей и результата дошкольного образования, которое происходит на всех возрастных этапах дошкольного детства. Психические функции (биологическая и психологическая основы развития) и социальные ожидания (социальная основа) развития личности ребёнка в дошкольном возрасте и в дошкольном образовании оказываются адекватными становлению начал ключевых компетентностей – деятельностной, коммуникативной, социальной, информационной и здоровьесберегающей.

Своевременность развития начал деятельностной компетентности

У ребёнка есть обусловленные биологическими и социальными факторами потребности, психо-физиологические возможности для самостоятельного осуществления предметно-практической деятельности, т. е. для реализации субъектной позиции, для проявления компетенции «деятеля»; а дошкольный возраст сензетивен (сообразен) для становления и развития ребёнка как субъекта собственной деятельности.

В дошкольном возрасте (особенно до 3 лет) господствующей психической функцией является:

1. Восприятие– чувственное познание мира. Это побуждает ребёнка к инициативному действию с предметами, объектами в ситуации «здесь и сейчас» и способствует накоплению чувственного опыта, опыта практических действий, первичного опыта словесных определений своих действий, первичного накопления и словесного опосредования своих социальных отношений (Л.С. Выготский).

2. Память – центральная психическая функция, связанная с накоплением и переработкой непосредственного опыта. На основе памяти «появляется способность вырвать предмет мышления из конкретной временной и

пространственной ситуации, в которую он включён, и установить между общими представлениями связь такого порядка, которой в опыте ребёнка ещё не было» (Л.С. Выготский).

3. Переход к игре (ведущей деятельности дошкольного детства) возможен при появлении способности ребёнка относиться к деятельности осознанно (одновременно находиться  внутри, и вне осуществляемой деятельности).

4. Личный опыт ребёнка (хотя и полученный под воздействием обучения) имеет результат – формирование представлений о предметах, их свойствах и усвоение соответствующих понятий.

5. Исследовательская инициативность – неотъемлемая составляющая личности ребёнка, является одной из фундаментальных форм взаимодействия его с реальным миром и направлена на познание мира. В основе исследовательской инициативы ежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

6. Социальная ситуация развития (домашнее воспитание, общественное дошкольное образование)стимулирует различными способами активность и самостоятельность ребёнка в выполнении различных видов деятельности (от бытовых до творческих).

Своевременность развития начал коммуникативной компетентности

У ребёнка есть психические и социальные предпосылки для осуществления коммуникации и для реализации коммуникативной компетенции.

Ребёнок-дошкольник развивается как субъект деятельности, значит как субъект взаимодействия  и общения.

  1. Речь становится ведущей психической функцией.
  2. Речь развивается в общении, а общение, сначала с близкими взрослыми, а затем со всё более широким кругом людей служит одновременно и формой, и результатом развития речи.
  3. Общение – условие и средство для удовлетворения насущных потребностей ребёнка.
  4. Социальная ситуация воспитания и развития стимулирует и речевую активность ребёнка.

Своевременность развития начал социальной компетентности

У ребёнка дошкольного возраста есть психо-физиологические потребности и возможности для установления, поддержания контактов с разными социальными группами и отдельными людьми в различных контекстах  для реализации социальной компетенции – права устанавливать и поддерживать социальные контакты. Предназначение дошкольного периода: для развития ребёнка как субъекта социальных отношений, для социализации (овладения опытом, накопленным поколениями)

  1. Общение служит познанию и осознанию себя как личности (опосредованно через отношение к другим и отношение других к себе) (А.С. Макаренко).
  2. Развитие ребёнка обусловлено общением (взаимодействием) с разными группами и отдельными субъектами в различных социальных контекстах.
  3. Ребёнок способен к восприятию и осмыслению социальных отношений разного уровня.
  4. Биологические механизмы роста и развития основаны на тесном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми (зависимость физического и эмоционального благополучия от удовлетворения нужд и потребностей).
  5. Социальная ситуация развития ребёнка раннего и дошкольного возраста строится на всемерной поддержке и стимулировании разно уровневых и разноплановых межличностных контактов.

Своевременность развития начал информационной компетентности

У ребёнка дошкольного возраста есть потребность и достаточно возможностей для получения сведений (представлений, информации, ощущений) через использование им различных источников информации и реализации информационной компетенции – использования различных источников информации для удовлетворения собственных потребностей (познавательных, игровых, бытовых, учебных)

  1. Потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности является неотъемлемой составляющей личности, а исследовательская  (познавательная) деятельность  (активность, инициативность) природосообразна для психического развития ребёнка (А.Н. Поддъяков).
  2. Ориентировочно-практическая поисковая деятельность, выраженная, в том числе, в любознательности, побуждает ребёнка искать новые источники получения информации, ощущений.
  3. Ребёнок получает (воспринимает) разнообразную информацию не только от педагога и не только в ситуации программированного формального обучения, но и в общении, в совместной деятельности, в свободном исследовании предметов, объектов, явлений и ситуаций.
  4. В самостоятельной исследовательской деятельности ребёнок устанавливает многофакторные связи и зависимости физических и социальных объектов и явлений, выявляя их скрытые сущностные характеристики и сети внутренних причинных взаимодействий (А.Н. Поддъяков).
  5. Социальная ситуация развития ребёнка направлена на стимулирование поисково-практических действий, на творческое использование воспринимаемой информации.

Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей в раннем и дошкольном детстве в дошкольном образовании

Ребёнок (как и любое живое существо) стремится в своей ежедневной жизни к достижению эмоционального комфорта (благополучия) – возможности (невозможности) соответствия ожиданиям взрослых, удовлетворения своих потребностей, желаний, способностей.

Для всякого учения (освоения, овладения) существуют оптимальные сроки, по мнению Л.С. Выготского, «…слишком ранние или слишком поздние сроки обучения, всегда оказываются с точки зрения развития, вредными, неблагоприятно отражающимися на ходе умственного развития».

Сопоставляя возрастные особенности, индивидуальные возможности развития ребёнка в дошкольном детстве и социальные ожидания, требования к развитию ребёнка в этот период, можно сказать, что дошкольный возраст благоприятен:

Для исследовательской и предметно-практической деятельности,

овладение социально выработанными образцами действий и отношений, творческого преобразования и интерпретации образцов действий, деятельностей и отношений, так как имеет для этого предпосылки – достаточный уровень развития восприятия, памяти, мышления, любознательности, исследовательской активности, речи;

Для развития коммуникативности

- как условия и формы опосредования и обозначения процесса и результатов восприятия, мышления и деятельности как в реально существующих, так и в воображаемых ситуациях;

- как средства установления взаимопонимания и сотрудничества с другими людьми;

- как средства самопознания и самовыражения, ребёнок имеет для этого психологические (биологические) предпосылки – достаточный уровень развития вербальной и невербальной речи, активного и пассивного словаря и социальные условия – стремление взрослых сформировать у ребёнка речь как средство общения;

Для развития и саморазвития ребёнка как субъекта деятельности (в том числе и познавательной),

основанные на избирательности интересов, уникальности индивидуального и социального опыта, готовности по собственной инициативе изобретать разнообразные исследовательские действия, использовать знания, полученные из разных источников;

Для развития ребенка как субъекта заботы о собственном физическом благополучии, сбережении здоровья

основанном на адекватном восприятии своего физического состояния, владении элементарными и достаточными навыками безопасности поведения, на знании основных способов здоровьесбережения, правил ухода за своим телом и внешним видом.

Вместе с тем, для современной практики организации работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях характерен ряд противоречий:

  • разработчики образовательных программ и технологий утверждают, с одной стороны, своевременность и целесообразность формирования у детей компетентности; необходимость и правомерность предоставления ребенку, как субъекту собственной деятельности, права на автономность; с другой – утверждают, что компетентности должны возникнуть как следствие прямого обучения детей взрослыми,  что компетентности должны быть сформированы последовательно и постепенно в каждом ребенке, что педагог свободен в выборе средств и содержания, педагог определяет границы формируемого в ребенке и средства формирования. Так как каждый педагог, безусловно, сделает это по своему в силу сложившегося профессионально-личностного опыта, то каждый педагог будет либо учитывать в определенной мере, либо не будет учитывать вовсе собственный мир ребенка;
  • педагоги понимают необходимость учета интересов и потребностей человека, принимают право ребенка на развитие по индивидуальной траектории, однако строят образовательную работу на основе единой для всех детей образовательной программы, стремятся «довести» ребенка до нормативно-обусловленного результата;
  • и теоретики, и практики подчеркивают значимость типично детских видов деятельности (игра, исследование) как первоосновы развития, с другой же стороны, многотомные издания и передовой педагогический опыт посвящены преимущественно эффективным методикам обучения, время игры и самостоятельной поисково-практической деятельности неуклонно сокращается.

На основе этих противоречий можно сделать выводы о том, что результативности и качества образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может достигнуть в случае, если:

  • будет обеспечен баланс между организованными и свободно выбираемыми детьми видами деятельности;
  • будет обеспечен баланс между социализацией и индивидуализацией образования;
  • игра, самостоятельная поисково-практическая деятельность будут признаны самоценными, легитимными и тщательно охраняемыми в рамках режима дня;
  • будут обеспечиваться стратегии поддержки и фасилитации (организации и ведения групповых форм работы с целью повышения их эффективности: контролировать  регламент, способствовать комфортной атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению, создавать группы поддержки, взаимопомощи) во взаимодействии педагогов с детьми;
  • семья и социальная ситуация,  в которой протекает ежедневная жизнь ребенка, будут признаны факторами, оказывающими равное влияние на характер и результат образования и развития ребенка.

Современное представление о личностно-ориентированном характере образования, нацеленном не только на социализацию, но и на индивидуализацию образовательного процесса. Оно может быть реализовано в педагогически адекватной технологии при признании педагогами способов познания,  индивидуальных для конкретного ребёнка (его интересов, темпа и характера восприятия и отражения информации), при организации обучения ребёнка через активную поисково-практическую деятельность, при признании правомерности того, что педагог не является для ребёнка единственным источником получения знаний.

Компетентностный подход – образовательный процесс, основанный на предоставлении субъекту деятельности (учебной, познавательной, игровой и др.), права на самореализацию, приобретение и использование компетентности.

При компетентностном подходе процесс постановки целей отличается от традиционного тем, что воспитатель выбирает цели и формулирует задачи, сообразуясь с особенностями развития ребёнка, понимая ситуацию его развития, его интересы и потребности, а не выбирает цели и задачи из образовательной программы. Цели образовательного процесса направлены на поддержку сильных сторон ребёнка, на поддерживание его успешности, на формирование положительной «Я-концепции», развитие аффективно-волевой сферы, коммуникативности и социальности ребёнка.

Деятельность воспитателя при компетентностном подходе к дошкольному образованию обеспечивает:

- создание условий для стимулирования активности ребёнка;

- отказ от монополии планирования образовательного процесса;

- ориентацию на интересы, потребности, состояния и способности детей. Воспитатель основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребёнка в самостоятельном познании окружающего мира во всём его многообразии. Он предоставляет детям достаточную свободу для реализации их потребностей, ограничивая её рамками принятой культуры и формируя у детей понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты.

Организационно-педагогические условия компетентностного подхода таковы:

  • создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей активность ребёнка, реализацию им своих интересов и потребностей;
  • наличие прав ребёнка на самостоятельный выбор вида  и содержания деятельности, партнёрства и места для работы, оценки результата деятельности и способов использования результатов;
  • использование таких форм организации образовательной работы, которые обеспечивают ребёнку включённость в выбор:

           Деятельностная – умение и способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими людьми.

Здоровьесберегающая – умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья: проводить гигиеничесие действия, самостоятельно регулировать физическую активность, уметь обезопасить свою жизнедеятельность.

- выбор целей, содержания форм деятельности (планирование);

- выбор партнёров, места, способа и длительности реализации собственных планов (деятельность);

- выбор оценки полученных результатов, личных достижений, дальнейших перспектив (рефлексия);

-реализация роли воспитателя как ресурсной личности, фасилитатора развития ребёнка, который ведёт воспитанника, но не подталкивает его, предлагает способы поведения, познания, но не побуждает копировать их, является диагностом достижений, перспектив ребёнка и его проблем, работает как с отдельными детьми, так и подгруппами и с группой в целом. 

Ключевые компетентности как индикатор результативности дошкольного образования

Противоречия в организации деятельности ДОУ:

  • ценностно-целевой ориентацией современного дошкольного образования на развитие ребёнка как личности и традиционными педагогическими установками;
  • между формальным отказом от жёстко регламентированных форм обучения и недооценка игры как ведущего вида деятельности;
  • между необходимостью формирования субъектной позиции ребёнка в образовательном процессе и подавлением его активности в специфических видах  деятельности.

Необходимость разрешения названных противоречий актуализирует проблему совершенствования критериальной оценки эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В современном понимании образования,  как условия и средства целостного становления человека, обретения им себя, своей человеческой сущности, неповторимой индивидуальной духовности,  получают новое звучание цели и задачи образования.  Не только и не столько передавать определённую сумму знаний, умений и навыков, сколько содействовать в становлении человека как субъекта культурно-исторического процесса собственной жизни, собственного жизнетворчества.

Чтобы успешно функционировать в мире, считают некоторые педагоги, человек должен овладеть набором ЗУНов, но они не учитывают сложность, противоречивость, постоянную изменчивость личности человека. Традиционно модель образования задавала точные параметры личности, предписывала объём или уровни освоения знаний, умений и навыков. Цели, содержание и средства

обучения были ориентированы на достижение наибольшего эффекта в овладении ЗУНами, систематизированы и описаны в образовательных программах. Основным инструментарием мониторинга результативности дошкольного образования признаны (и до сих пор используются как основные) диагностические методики, включающие тесты, анализ продуктов детской деятельности, беседу с ребёнком, наблюдение. Основная цель мониторинга – изучение уровня освоения образовательной программы. Оценка развития ребёнка, интерпретация результатов диагностики состоит в поиске затруднений – не умеет, не знает, не освоил, или фиксируется уровень развития – высокий, средний, низкий, при сопоставлении с условной нормой или результатами других детей. В условиях гуманизации и индивидуализации дошкольного образования подобные подходы становятся недопустимыми.

Процедура изучения результативности деятельности дошкольного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода к образованию

Практику диагностирования результатов деятельности ребёнка, группы детей, ДОУ можно осуществить универсально, надпредметно. В качестве ценностной основы дошкольного образования принять «содействие становлению и развитию успешной (компетентной) личности».  В качестве показателей успешности ребёнка принять: инициативу, самостоятельность, рефлексивность. Описание результатов становления и проявления ребёнком начал ключевых компетентностей – констатируется, но не приравнивается к какой-то норме, не нормируется.

Дошкольное образование – единственная образовательная ступень, на которой ребёнку не предъявляется нормативных требований. Чтобы увидеть и оценить динамику становления начал ключевых компетентностей, педагоги (воспитатели, специалисты, методисты ДОУ), а по возможности и родители ведут целенаправленное систематическое наблюдение за проявлением умений:

- проявлением инициативы и самостоятельности детей в установлении контактов (социальная компетентность);

- стремлением сделать свою речь понятной для других и готовности понимать речь окружающих (коммуникативная компетентность);

- готовностью успешно реализовать свои замыслы (деятельностная компетентность);

- умением использовать разные источники информации (информационная компетентность);

- готовностью использовать доступные средства для сохранения жизни и здоровья (здоровьесберегающая компетентность).

Показатели  и индикаторы успешности ребенка, эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения и результативности дошкольного образования относительно:

Компетентности

Раннего возраста

Дошкольного возраста

Начальная социальная компетентность:

-ребенок проявляет интерес к сверстникам, взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние;

-включается в решение проблем игрушек (пожалеть, умыть, причесать, накормить).

-ребенок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими);

-анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты;

-инициирует разговор, включается, поддерживает его, выбирает стиль общения.

Начальная коммуникативная компетентность:

-ребенок подражает речи взрослого, использует речь при выражении желаний и чувств;

-откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.

-ребенок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты;

-задает вопросы;

-аргументирует свою точку зрения.

Начальная деятельностная компетентность:

-ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия;

-реализует задуманное, радуется процессу и результату.

-ребенок ставит цель, отбирает необходимые средства для ее осуществления, определяет последовательность действий;

-делает выбор и принимает решение;

-договаривается о совместных действиях, работает в группе;

-прогнозирует результат; оценивает и корректирует действия (свои, других).

Начальная информационная компетентность:

-ребенок проявляет признаки интереса, любопытства;

-обращается к взрослому, сверстнику, книге как к источнику информации.

-ребенок активно использует и называет источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Начальная здоровьесберегающая компетентность:

-ребенок охотно выполняет движения имитационного характера;

-участвует в подвижных играх;

-осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.);

чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДОУ

-ребенок осмысленно пользуется предметами личной гигиены;

-проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности;

-осознает пользу движений;

-соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях;

-излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является система уровней, соответствующая пятибалльной шкале:

0 – ребенок не демонстрирует умение;

2 – демонстрирует редко, в единичных случаях;

3 – демонстрирует относительно некоторых людей, относительно отдельных видов деятельности;

4 – демонстрирует часто, относительно большинства людей, большинства видов деятельности;

5 – демонстрирует постоянно.

Дошкольное образование – «стартовая площадка»  для приобретения и проявления ребёнком начал ключевых компетентностей

Взрослые обеспечивают ребёнку организационно-педагогические условия для реализации им прав (компетенций), способствуют становлению, взращиванию начал деятельностной, коммуникативной, социальной, информационной и здоровьесберегающей компетентностей. Понимание компетентности как активного использования субъективированного опыта говорит о том, что реализация прав растущей личности позволяет ребёнку приобретать и самореализовывать (наращивать) собственную компетентность.

Взаимообуславливающий и взаимоопределяющий интегрированный характер развития ребёнка в дошкольном возрасте и интегрированная природа компетентности предполагают одновременное становление и развитие всех видов компетентности в активной деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебной и других).

Потребность современного общества – социальный заказ дошкольному образованию выдвигает целесообразность становления и развития начал ключевых компетентностей детей. Потребности личности ребёнка (индивидуальные особенности развития), потенциальные возможности личности ребёнка (возрастные характеристики развития) дошкольном возрасте требуют своевременного становления и развития начал ключевых компетентностей. Потребности общества и потребности личности ребёнка совпадают: целесообразно и своевременно в дошкольном образовании реализовывать становление и развитие начал ключевых компетентностей.  

Становление и развитие ключевых компетентностей – ценность, цель и результат дошкольного образования.

Приобретение и проявление ребёнком ключевых компетентностей – основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.

Литература:

  1. Никитина С.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы / Никитина С.В., Петрова Н.Г., Свирская Л.В. – М.: Линка-Пресс, 2008
  2. Тихомирова О.А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребёнка. // Дошкольная педагогика /  ноябрь / 2007
  3. О социализации дошкольников. // Дошкольное воспитание, №4 / 2006

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАНИИ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье рассматривается опыт использования информационных технологий в воспитании начал патриотизма у детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»

Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...

Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста средствами музыки

Изучение народной культуры помогает не только более глубокому осмыслению полученных знаний, но и формирует в детях национальное самосознание...

Культурно-образовательный парк "Чемчуук саас туоната" как условие формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста

1.      Общие сведения о проектеОбщая информация об образовательном учрежденииНазвание (по Уставу)Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития...

Педагогический опыт по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста» В средней группе

Педагогический опыт по теме«Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста»  В средней группе...

Дополнительная образовательная программа «Формирование и развитие ключевых компетентностей детей дошкольного возраста методами ОТСМ -ТРИЗ - РТВ»

Цель программы: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.Концептуальная нап...