«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)
консультация

Разуменко Наталья Николаевна

  Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. Сюжетно-ролевая игра - это прежде всего совместная игра, в ней дети вступают во взаимодействие друг с другом. Особая роль сюжетно-ролевых игр, как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_razumenko.n.n.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурное подразделение «Детский сад «Радуга»

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой

у детей среднего дошкольного возраста».

(сообщение из опыта работы)

      Воспитателя

                                         первой квалификационной  

категории:

                                            Разуменко Натальи Николаевны

        

                       

2015г.

  Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли. Сюжетно-ролевая игра - это прежде всего совместная игра, в ней дети вступают во взаимодействие друг с другом. Особая роль сюжетно-ролевых игр, как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.

  В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношений является содержание игры и роли, избираемые детьми. Возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. Взаимодействие носит различный характер, проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. Даже действия детей, переплетаясь, остаются в своем плане. Это очень похоже и на игры рядом.

  Затем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и как-то даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение в действие другого. Общение играющих становится более ясно выраженным.

  Взаимодействие может быть и на основе интереса друг к другу; это уже включение какого-то личного отношения, предпочтения.

   В сюжетно-ролевой игре есть два вида взаимодействия: собственно игровое и организационное. Организационное взаимодействие осуществляется по поводу организации игры. Оно имеет место при решении таких вопросов, как выбор темы, определение состава участников, распределение ролей, контроль за выполнением правил поведения в игре и т.д. Игровое взаимодействие осуществляется между детьми от имени взятых ими на себя ролей, определяется сюжетом и конкретным содержанием игры. Это взаимодействие между мамой и дочкой, водителем и пассажиром, между двумя водителями и т.п.

  Действовать вместе с другим ребенком – это не так просто в возрасте 4-5 лет. И хотя распространенным мнением является то, что язык игры понятен всем детям, но, оказывается, нужен еще язык общения. Причина затруднений заключается в том, что дети не всегда могут понять друг друга, им сложно принять игровые задачи от сверстников, договориться, часто можно столкнуться с непониманием участников игры. В этом случае может закрепиться негативный опыт общения и взаимодействия. А для совместной игры важно, чтобы дети умели договариваться, понимать друг друга, понятно формулировать игровую задачу, игровую проблему. Такой опыт приобретается постепенно в процессе целенаправленного руководства. Исходя из вышесказанного мы поставили следующие задачи руководства игрой детей:

-  побуждать детей принимать разнообразные роли;

- способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали эмоционально выразительные ролевые действия;

-  учить детей сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными к сверстнику.

   Для развития эмоциональной выразительности у детей используем проигрывание различных этюдов детьми, театрализованные игры, инсценировки, в которых детям через мимику, интонацию нужно передать характер своего персонажа(бабушка-добрая, волк-сердитый, злой, лиса-хитрая и т.п.)

   Наблюдая за сюжетно-ролевой игрой детей, мы смотрим, удается ли им установить контакт и взаимодействие с другими играющими. Но нередко случается так, что кто-то из детей предлагает сверстнику: «Давай я буду врач, а ты - больной». На что другой отвечает: «Нет, давай лучше я буду врач, а ты - больной». После этого игра, еще не начавшись, распадается. Это подтверждает, что принимать игровые задачи детям сложно. Распределяя роли в игре бывает, что дети обращаются к нам, взрослым с вопросом: «А я кем буду?» или берут себе главную роль, не считаясь с другими. Но есть и другие примеры. Например, играя в «Театр» Настя, Глеб и Кирилл распределили между собой роли принцессы, рыцаря и дракона и придумали сюжет. А когда к ним подошел Ваня и сказал: «Возьмите меня играть», Глеб спросил: «А кем ты будешь?». Ваня: «Кем? Кем?» (не знает). Глеб сказал: «Будешь королем».

   Видя, что у детей возникают трудности с распределением ролей, придумывании и развитии сюжета, мы решили показать им, как разворачивают сюжетно-ролевую игру другие дети. И этот метод действительно положительно повлиял на игру наших детей. После просмотра видеоролика сюжетно-ролевой игры, все дети выразили желание играть и смогли бесконфликтно распределить роли. Затем производили действия, согласно роли и сюжету: Настя(бабушка) сходила в магазин и стала готовить обед, Глеб(дедушка) взял внучку и пошел с ней гулять, Софа(мама) пошла на работу в парикмахерскую, Тимофей(папа) пошел в автомастерскую, остальные дети строили в это время корабль, на котором потом вся семья поехала кататься.

   Когда дети вступают во взаимодействие, поощряем их за то, что они играют вместе, дружно. Стараемся поставить детей в такую ситуацию, в которой им необходимо обратиться к сверстнику. Например: Андрей едет на машине, просто продолжительное время крутя руль. Говорю ему: «Водитель, у вас колесо спустило. Попросите Артема- водителя автобуса -помочь вам поменять колесо». Андрей обращается к Артему и они начинают общаться в данной ситуации.

  Таким образом, игра помогает нам в развитии у детей способности устанавливать и поддерживать контакты между собой. Хотя в этом направлении мы делаем еще только первые шаги. Следующая задача, стоящая перед нами: обогащать игровой опыт детей, учить дальнейшему взаимодействию со сверстником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

"Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Организация целостного интегрированного образовательного процесса в группах детей младшего дошкольного возраста Сообщение из опыта работы

В настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...

«Обучение пересказу детей младшего дошкольного возраста» (Сообщение из опыта работы)

Обучению пересказу детей начинается в младшей группе. В статье я рассказала как постепенно подводить детей к запоминанию произведения и его воспроизведению....

Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

 Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...

"Роль сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста" /Выступление из опыта работы для слушателей ГБУ ДПО "МРИО"/

Актуальность нравственного воспитания в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности....

Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (доклад из опыта работа)

laquo;Организация конструктивно-моделированной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»(доклад из опыта работы)...