Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»
план-конспект занятия (старшая группа)

Тюнина Жанна Валентиновна

Цель:        

·        расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны.

Задачи:

        развивать нравственные чувства сопереживания, благодарности, гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

·        воспитывать бережное отношение к традициям нашего народа, чувство патриотизма.

·         узнать, какие игрушки были у детей в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx140.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие: Городской конкурс «Урок в музее»

в рамках XI городского фестиваля  педагогического мастерства

«От призвания к призванию - 2020»

Уровень: городской

Организационная образовательная деятельность для воспитанников дошкольных учреждений в Воронежском областном краеведческом музее, посвящённое 75-ой годовщине  Победы в Великой Отечественной войне.

Тема: «Детям о Войне. Значение игрушки в годы Великой Отечественной войны»

0001(3).jpg

                         Подготовил воспитатель:

                                                                   Тюнина Жанна Валентиновна

Воронеж 2020г.

Цель:                

  • расширять знания воспитанников о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г, изучить значение игрушки в годы войны.

Задачи:

        развивать нравственные чувства сопереживания, благодарности, гордости и уважения к прошлому своего Отечества.

  • воспитывать бережное отношение к традициям нашего народа, чувство патриотизма.
  •  узнать, какие игрушки были у детей в годы Великой Отечественной войны.

Предварительная работа:

  • беседы с детьми о Великой Отечественной войне;
  • чтение художественных произведений о событиях Великой Отечественной войны, о детях войны;
  • разучивание стихотворений о войне, о победе;
  • слушание песен военно-патриотической тематике.
  • рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне (наглядное пособие «Рассказы по картинкам»).
  • изготовление куклы оберега.

Оборудование:

  • стенд с куклами оберегами, и игрушками Великой Отечественной войны;
  • оригами «Голубь Мира»;
  • USB – флеш -накопитель

         

       

 Ход экскурсии:  

Воспитатель и дети находятся музее.

Воспитатель: Ребята  сегодня мы находимся в удивительном и историческом месте. Вы знаете, как называется это место?

(Ответы детей....)

Ребята, а как вы думаете какой это музей?

(Ответ детей:....)

Воспитатель: Да, правильно это краеведческий музей. И находимся мы в музее накануне знаменательной даты в жизни нашего города. Завтра 25 января день освобождения Воронежа. Давайте вспомним правила поведения в музее.

(Ответы детей…)

Воспитатель: да правильно в музее вести себя надо тихо и скромно, нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

Воспитатель:

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим

И для себя мы много интересного находим.

Воспитатель. Я приглашаю вас окунуться в эпоху военных лет.

1 зал.

Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Пулеметная Тачанка, на которой установлен станковый пулемет образца системы Максим достигшая пика популярности в годы Гражданской войны, стала неотъемлемой частью мобильных конных армий, потому что была приспособлена двигаться быстро и преодолевать значительные расстояния. Пулеметные повозки успешно применялись Красной армией и после Гражданской войны, оставаясь в некоторых кавалерийских частях вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

Воспитатель. Ребята, а что такое война?

(Ответы детей......)

Ребёнок:  Война… Суровее нет слова.
Война… Печальнее нет слова.

Война… Священнее нет слова

Воспитатель. Ребята, а кто же защищает Родину?

(Ответы детей....солдаты, армия, защитники)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие качества нужны солдатам для победы? Каким должен быть солдат?

(Ответы детей: …)

Воспитатель. В войнах побеждает не только мужество солдат, оружие и военная техника.  На этом экспонате представлены личные вещи Валентина Александровича Малаховского: полевая сумка( в которой находились документы, карты, карандаш, компас), бинокль, шпоры.

Воспитатель. Мы продолжаем нашу экскурсию. Здесь мы видим оружие. Среди которого винтовка системы Сергея Ивановича Мосина или «трёхлинейка», стала самым массовым стрелковым оружием Великой Отечественной войны. Сергей Иванович Мосин наш земляк уроженец села Рамонь Воронежской области.

Воспитатель. Пройдемте в следующий зал.

1 стенд. Схема предполагаемого вторжения.

Звучит песня «Вставай, страна огромная» (А. Александрова, Лебедев-Кумач)

Воспитатель: Обращение к стенду как разработал план Гитлер. Немецкие фашистские войска напали на нашу страну 22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда все еще спали мирным сном и ничего не подозревали. Люди еще не знали, что это утро обернется для них годами тяжелых боев, смертью близких, бесконечным горем и долгим ожиданием ПОБЕДЫ.

2 стенд .Хроника событий.

Четыре  года продолжалась ВОВ. Наши солдаты храбро сражались в боях. Те, кто оставался в тылу: женщины, дети, старики работали на заводах, фабриках, делали оружие: танки, автоматы, самолеты, минометы и пушки, но и шили одежду, лечили раненых. Стенд знакомит нас с хроникой военных событий. 

3. Стенд. Освобождение города Воронежа.

Воспитатель. Ребята, а в нашем городе была война?

(Ответы детей....)

Воспитатель. Во время  войны Воронежу приходилось очень тяжело. И вот уже всё ближе и ближе к Воронежу подходят немецкие войска. 26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города, после ожесточённых боев 6 июля в город ворвались немцы. И вот фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и минометов.  Солдаты дрались, как герои. сражались за каждый метр земли нашего родного города. В январе 1943 года, в ночь с 24 на 25 число, советские войска готовились к новому наступлению. На рассвете в наступление пошла пехота и танковые дивизии под канонаду «Катюш». Немецкая армия была отброшена далеко за Дон. 25 января 1943 года советскими войсками 60-й армии под руководством генерала Черняховского наш город  Воронеж был освобожден.

Ребёнок: Труден был путь к Победе,

Жесток был смертельный бой.

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной.

4. Стенд. Что ты сделал для победы? 

С первых дней войны женщины, старики и дети  потянулись к работе на производстве, заменяя мужчин, мобилизованных в Красную армию. У всех было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. Дети вместе с женщинами и стариками сеяли хлеб, убирали его, пахали землю, дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии. Вечерами после работы вязали варежки, носки, мастерили  обереги. Солдатам, уходившим на войну, дарили обереги. Они были выполнены в разных техниках – фигурка, кукла. Куклы обереги символизировали защиту божественных сил, победу мира над войной. Часто использовали куклы-кубышки. Их отличительная особенность – способность помнить и исполнять молитвы. Такие обереги способствовали защитить от травм и  их быстрому заживлению.

Воспитатель: Дети, а сейчас я вам расскажу  в какие игрушки играли дети во время Великой отечественной войны. (Показ игрушки и рассказ о ней).

Девочки мастерили себе кукол из лоскутков, называлась эта кукла – самокрутка. Голову такой куклы набивали ватой, или опилками. Наряжали – в платья. Еще девочки куклы делали из полена, и наряжали в разноцветные лоскутки.  Делали ещё куклы из соломы. Мячи мастерили из старых лоскутов, скручивая их тугим комком связав веревкой. Летом из глины лепили фигурки, сушили их на солнышке. Играли очень редко, старались больше помогать взрослым. Дети изготовляли куклы обереги отправляли их в посылке или давали с собой на фронт солдатам.

5. Стенд. Награды города.

Воспитатель: Во время войны было совершено много героических подвигов. Как вы думаете, что такое подвиг?

(Ответы детей…)

Воспитатель: Как можно назвать человека, совершившего подвиг?

(Ответы детей…)

Воспитатель: героям давали за подвиги награды (ордена, медали), но, а также и награды давали и городам. Наш город Воронеж был награжден 6 мая 1975 года каким орденом? Ребенок продолжает ответ….

Воспитатель: 10 марта 1986 году. Каким орденом был награжден город Воронеж?

Ответ ребенка……

Воспитатель: 16 февраля 2008 года нашему городу присвоено звание. Какое?

Ответ ребенка………

В этом году наша страна отмечает знаменательную дату 75-ю годовщину победы в ВОВ.

Звучит песня( Журавли-М.Наумович)

Воспитатель: Показывает голубь мира.

Воспитатель: Голубь – это символ мира. Он летит по всей планете, напоминая людям о том, что дороже мира нет ничего. Мир – это и есть жизнь. Поэтому у нас сегодня хорошее и радостное настроение.

Ребенок: Сердце Родины любимой

Озаряет всё вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

Ты лети, лети по свету,

Голубь наш, из края в край,

Слово мира и привета. Всем народам передай!

Ребёнок: Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда!

 Итог: Наш долг заключается в хранении светлой памяти о тех событиях которые выдержали наши советские солдаты. Их подвиги навсегда останется в наших сердцах.

Воспитатель: Я желаю всем мирного неба над головой!

На этом наша экскурсия сегодня завершена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста, на примере героизма русского народа в годы Великой Отечественной войны".

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего " М. Горький. Дошкольный возраст – период, в котором закладываются основы, стержень личности человека. Без развития в ре...

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Опыт работы СП ГБОУ ООШ № 18 г. Сызрани по патриотическому воспитанию дошкольников при ознакомлении детей с жизнью Самарской губернии в годы Великой Отечественной войны

Доклад руководителя ДОО на областной методической неделеСИПКРО по организации в учреждении работы с дошкольниками по ознакомлению с жизнью родного края в годы ВОв...

К 75 -летию Великой Победы. "Нужно ли говорить с детьми о войне?" (подборка мультипликационных фильмов о Великой Отечественной Войне.)

К празднику "День Победы".Мультфильмы о Великой Отечественной Войне для детей среднего и старшего дошкольного возраста.Нужно ли говорить с детьми о войне?Говорить с детьми о войне – ну...