Конспект НОД "Звуковой анализ слова"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zvukovoy_analiz_slova.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

КОНСПЕКТ НОД

 НА ТЕМУ «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА»

 «познавательное развитие»

возраст 7 лет, подготовительная группа

                                      Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2020

Программные задачи.

1. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки, качественно их характеризовать.

2.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе слова.

3.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделять. 

4. Развивать слуховое внимание. 

5. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Материал.

Карточки для определения звука по артикуляции, иллюстрации для звукового анализа слов, фишки красного и синего цвета.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

 -Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Я приветствую вас словами:

Здравствуй небо голубое

Здравствуй солнце золотое

Здравствуй матушка земля

Здравствуй вся моя семья!

А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и, конечно - не спешим.

 - Воспитатель: -  Ребятки, присядем на свои места.

2. Основная часть

 - Воспитатель: - Ребята, вы любите играть?

Чтобы было веселее играть, давайте позовём друзей.

Мои друзья, имя в котором есть звук А (Аня), кто мой друг? И т.д. – Вы все мои друзья.

 - Воспитатель: - А сейчас, ребята, я буду читать хорошо знакомое вам стихотворение, а если забуду какое ни, будь слово, вы мне напомните, добавите.

 - Наша Таня громко…плачет

Уронила в речке…мячик

Тише Танечка…не плачь

Не утонет в речке…мяч

 - Чего не хватало в стихотворении? (правильно, в стихотворении не хватало слов).

 - Вспомните, какие слова вы мне подсказали? (плачет, мячик, не плачь, мяч).

 - Воспитатель: - Ребята, слов мы знаем на свете очень много, как и людей. Все люди разные, не похожи друг на друга. И слова тоже разные.

 - Ребята, какие бывают слова?

 - Дети: - короткие и длинные.

 - Воспитатель: - Правильно, молодцы!

 - Как можно определить слово длинное или короткое?

 - Дети: - Можно хлопками, шагами (по количеству шагов и т.д.).

 - Воспитатель: - Я буду называть слово, а вы будете внимательно определять слово короткое или длинное (напр. машина, хлопушка, пирамида и т.д.)

 - Воспитатель: - Ребята, а сейчас нам пришла телеграмма, странная: ВЕСНА, МАМА, ПТИЦЫ, ПРЫГАЕТ.

Здесь написаны слова, нужно из них составить предложения. – Из чего состоит предложение?

 - Дети: - Из слов (составления предложений из слов).

 - Воспитатель: - Правильно.

 - Воспитатель: Чем отличаются буквы от звуков?

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

 - Воспитатель:  - Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

- Воспитатель: -  Ребята, давайте покажем, как мы умеем выделять звуки из слов и давать им характеристику. Для этого каждый из вас сейчас назовёт своё имя, скажет, какой первый звук и возьмёт букву нужного цвета.

Меня зовут Аня. В моём имени первый звук [А]. Он гласный, поэтому я возьму букву красного цвета.

 - Воспитатель: -  Молодцы, все справились.

 - Воспитатель:  - Ребята, посмотрите, какая красивая гирлянда на нашей доске.

Это гирлянда не простая

Она, ребята, слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперёд

Кто слова в гирлянде найдёт.

 

 Кто слова в гирлянде найдёт

 - Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на гирлянду, нужно найти пару, чтобы получилось слово (слова: зима, сани, метель, мороз).

 

 - Воспитатель: А теперь немножко отдохнем. Выходим на коврик.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, 

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за столы.)

 - Воспитатель: Ребята! Мне нужна помощь. Перепутались слова.

- Неизвестно, что случилось, только буква - озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

1) На прогулку мы пойти хотели

Тапочки на головы надели. (Шапочки.)

2) Десять долгих дней подряд

Айболит лепил ребят. (Лечил.)

3) Тачки по небу плывут, 

Люди зонтики берут. (Тучки.)

4) Чтоб добежать до сада,

Надуть сапожки надо. (Надеть.)

5) Тихо сумерки ложились

Кошки в воздухе кружились... (Мошки.)

- Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

 Игра «Назови слово с заданным звуком»

 - Воспитатель: Ребятки, послушайте внимательно:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

 - Воспитатель: Назовите слова со звуком, К которые запомнили. Давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

 - Воспитатель: Ребята, посмотрите какая у меня есть картинка (Роза).

Проводится звуковой анализ слова Роза (на местах).

 - Воспитатель: - А сейчас поиграем с живыми звуками.

 - Звуки составьте слово Роза.

 - Звуки найдите своё место на схеме.

 - Воспитатель: - А теперь внимание. Для вас загадка – задание.

Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует.

Лучший нам помощник наш.

Ну, конечно (Карандаш).

Работа в тетрадях.

 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Конспект звуковой анализ слова " ДОМ"

Программное содержание. Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слово с заданным звуком. Разучить игру с заданиями....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Игры со словами. Звуковой анализ слов. Деление на слоги».

Цель: Обучать пониманию слов-антонимов, синонимов, омонимов. Формировать умение связывать существительное с соответствующим глаголом.Задачи:  Обучающая задача: Формировать понимание слов-синонимо...