Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
статья (подготовительная группа)

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.

Дошкольный возраст- это самый интенсивный период развития ребенка, в котором закладываются все основные качества личности, в том числе основы развития творческой личности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оригинальность, чувствительность, независимость мнений и оценок.

Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С самого раннего возраста ребенок стремится к творчеству. Именно поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, создать условия для воображения детей. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями на сцене способствуют раскрепощению ребенка и повышению его самооценки.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

Можно выделить следующие методы работы, направленные на развитие творческой деятельности детей:

- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса);

- метод моделирования ситуаций (предполагает создание с детьми ситуаций- моделей, этюдов);

- метод ассоциаций (предполагает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений).

Общими методами руководства театральной деятельностью являются:

- прямые (педагог показывает способы действия);

- косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию).

Организация театрализованной деятельности имеет свои особенности в разных возрастных группах.

Во второй младшей группе детей учат способам игры по подражанию за педагогом, при этом дети не воспроизводят текст сказки. На занятиях и в повседневном общении используются театральные куклы, от их лица педагог благодарит, хвалит, здоровается, прощается с детьми. Воспитатель расширяет игровой опыт детей за счет освоения игр- драматизаций.

В средней группе ребенок начинает играть в игры, ориентированные на зрителя. В этой возрастной группе дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Широко используются потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения.

Театрально- игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Дети самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, костюмы.

В средней группе усложняются методы и приемы:

- дети ведут рассказ от первого лица с сопровождением текста и движений;

- играют в настольный театр.

В старшем дошкольном возрасте ставится задача научить ребенка развивать пластику движений, согласованность своих действий с действиями партнера. Большое внимание уделяется тому, чтобы обучить детей выразительности (мимика, интонация, пантомима). Детям хочется придумывать свои сюжеты для дидактических игр. Надо предоставить им больше свободы в действиях.

В подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6-7 лет используют в театрализованной деятельности сложные сценарии, в которых много диалога. Надо предоставить детям больше свободы в действиях, проявлении фантазии.

Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги, самостоятельные импровизации, игры- драматизации, просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.

При разработке театрализованной игровой деятельности у старших дошкольников были найдены интересные методические приемы:

- предложить придумать сюжет к двум игрушкам и обыграть его;

- предложить придумать новую сказку со знакомыми персонажами;

- предложить поиграть с набором кукол из разных произведений для сочинения своих сценок;

- предложить выполнить контрастные роли- злой собаки и беззащитного щенка.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию уверенности в детях, формированию социальных навыков поведения тогда, когда ребенок будет иметь возможность проявить себя в какой- либо роли.

Для этого необходимо использовать различные приемы:

- выбор роли по желанию детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут карточки из рук педагога, на которых изображен персонаж);

- назначать на роли главных персонажей робких, застенчивых детей;

- проигрывание всех ролей по очереди.

Выдающийся режиссер и актер К. С .Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит , что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто- бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать».

Литература

1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика Синтез, Москва, 2014.

2.Артамонова О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.- Тольятти, 1995.

3.Мигунова Е.В. Организация театральной деятельности в д/с.- Москва, 2009.

4.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в д/с.- Москва, 2009.

5.Штатько И.В. Театрализованная деятельность. «Воспитатель ДОУ 2008 №2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности

Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способств...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Тема::  «Развитие творческих способностей детей  посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД  «Путешествие по русским сказкам»....

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»

Открытая  НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...

«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»

Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...

План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».

План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...

Статья"Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах"

Статья рассказывает об одном из  способов всестороннего развития ребенка -  театрализованной деятельности. Это - источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребен...