План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Уткина Ирина Александровна

Актуальность темы:

Актуальность  работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.

В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография»«монотипия» и т. п.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошкирисование ватными палочками;  рисование мыльными пузырями; волшебные веревочки (ниткография).

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

 

 

Начало работы: 02.09.2019г.

Предполагаемое окончание работы: 31.05.2020г

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_utkina_2019-2020_uch.g.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 76 г. Челябинска

План работы по самообразованию в 2019-2020 учебном году

Тема: «Техники нетрадиционного рисования детей дошкольного возраста в среднее группе»

Воспитатель:

Первой квалифицированной категории

 Уткина Ирина Александровна

Группа: Буратино

г. Челябинск 2019г.

Актуальность темы:

Актуальность  работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.

Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.

В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография»«монотипия» и т. п.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошкирисование ватными палочками;  рисование мыльными пузырями; волшебные веревочки (ниткография).

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  • умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  • повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Начало работы: 02.09.2019г.

Предполагаемое окончание работы: 31.05.2020г

Этапы создания системы работы:

Этапы работы

Сроки проведения работы

Форма работы

Практические выходы

Информационно-аналитический.

Сентябрь

Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.

Памятка по теме «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

Практический.

Методическая работа по самообразованию

Октябрь

Систематизация материала по теме самообразования;

Разработка перспективного плана занятий по данной теме;

Тематический план занятий с детьми;

Конспекты занятий;

Работа с детьми

Ноябрь

«Не ошибись» - закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным).

Продолжать знакомить детей с техникой рисования ладошками.

«Воздушные шары

» (рисование мыльными пузырями)

Открытое занятие с использованием техники нетрадиционного рисования «Мыльными пузырями».

Коллективная работа «Поздравление для мамочки»

Декабрь

«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг) Знакомить детей с техникой рисования «Ватными палочками»

Консультация для родителей «Методы нетрадиционного рисования».Работа детей и родителей: Рисунки на тему : подарок дедушке Морозу.

Январь

Беседа «Монотипия» с элементами рисования

«Снежинки» (Рисование методом тычка).

Открытое занятие  с  элементами рисования в технике Монотопия.

Выставка детских рисунков для детей и родителей.

Февраль

Рисование печатками «Веселый снеговик»,

Знакомить детей с техникой рисования «Печатками»

Консультация для коллег и родителей «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник рисования»

Март

 Закрепление рисования пальчиками)

«Ранняя весна» (Монотипия пейзажная)

Настольно-печатные игры

Коллективная работа. «Открытка для мамочки»

Апрель

Познакомить детей с техникой рисования (Восковые карандаши + акварель)

«Пингвины на льдинах» (Печать по трафарету)

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игра «Кляксы»

Знакомство с новой техникой «Рисование клеем»

Консультация для родителей

Выставка рисунков детей и родителей .

Май

«Салют в День Победы» Познакомить детей с техникой рисования (Набрызг)

 Повторить с детьми технику рисования монотопия . «Бабочка»

Выставка рисунков ко Дню Победы.

Коллективная работа  в технике Набрызг.  На тему : Салют длч дедушек и бабушек.

Литература:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.

6. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче» - Ярославль 2007.

Рисование мыльными пузырями

Мыльные пузыри - переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, то мыльными пузырями еще можно и рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь или пищевой краситель, плотная бумага, трубочки для коктейля.

В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.

Далее опустите трубочку в первый стакан и дуйте до тех пор, пока пена не станет покидать ёмкость. Потом быстренько к «убегающей» пене приложите лист, чтобы на нём остались разноцветные «следы». Это действие проделываете несколько раз, проводя такие эксперименты над каждым стаканчиком с разной краской. В итоге на бумаге у вас получатся оригинальные, замысловатые узоры. Рассматривая их, каждый малыш, может увидеть что-то своё: кто-то стаканчик с мороженным, кто-то новогоднюю ёлочку. Однако такие техники не рекомендованы детям до двух лет. Если же вы доверили малышу такое ответственное дело, будьте внимательны, поскольку ваш малыш может попробовать выпить мыльную воду, вместо того, чтобы подуть в неё.

И ещё мыльная вода сильно разбрызгивается. Поэтому перед рисованием следует надеть одежду, которую не жалко, т. к. гуашь плохо отстирывается, и застелить стол клеёнкой.

Выдувание мыльных пузырей развивает продолжительность выдоха, силу ротового выдоха, умение регулировать воздушную струю, формирует основу для правильного речевого дыхания

Прежде чем приступить к рисованию этой техникой, следует провести с детьми подготовительную работу, ведь дети могут по ошибке не выдувать воздух из трубочки, а наоборот вдохнуть, а это опасно.

Подготовительную работу можно провести в форме игры с пластиковой бутылочкой.

Организация игры с пластиковой бутылочкой:

Для игры приготовьте пластиковую бутылку, насыпьте в нее «разноцветные звездочки» - мелко нарезанные блестки (можно использовать галаграфическую упаковочную бумагу) или «снег» (шарики пенопласта, можно использовать бумажную крошку, отходы от печатного производства, либо сделать самим с помощью дырокола).

В крышечке от бутылки сделайте отверстие и вставьте в него трубочку для коктейля. Теперь можно поиграть, предложите детям подуть в трубочку.

От дуновения в бутылке закрутится вихрь. В зависимости от сюжета игры дети с восторгом будут наблюдать «Бурю в бутылке», «Всполохи северного сияния» или как красиво в бутылке «Кружится снег», «Пурга»

Играя, таким образом, дети научатся выдувать воздух правильно.

Работа в этой технике доставляет детям огромную радость, позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции, выполняет развлекательную функцию, создает благоприятную атмосферу на занятиях, снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, снимает усталость.

Консультации для родителей:

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы.

Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите плотный альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Разведите немного краски – акварель, гуашь - до жидкого состояния. Сначала покажите ребенку, как сделать кляксу - как набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось? Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию. Спросите у малыша, на что похожа эта клякса. Предложите ему дорисовать отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Обратите внимание ребенка на то, что на листе получились две симметричные кляксы. Расскажите ребенку, что такое симметрия и ассиметрия.

Дальше можно попробовать сделать сразу несколько клякс разных цветов. Если ребенку понравилась такая игра, то постепенно усложняйте задания.

Это не единственный способ, которым можно рисовать кляксы. К примеру, кляксу можно сделать следующим образом: налейте жидкой краски в центр листа, а затем пусть малыш наклоняет бумагу в разные стороны или дует на кляксу через соломинку или стержень от шариковой ручки. В первом случае получатся цветные потеки, во втором – красочные брызги. И не забывайте всегда рассматривать кляксу и фантазировать.

Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

Итак, берем лист бумаги, он должен быть достаточно плотный.

Делаем на нем кляксу. Мы для этого использовали цветную тушь и гуашь. Эти материалы ведут себя совершенно по-разному. Подойдет и акварель, и пальчиковые краски, главное, чтобы они были достаточно густыми.

Консультация для родителей "Методы нетрадиционного рисования"

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы не имея художественных навыков. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того , рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую маторику рук,учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,сочинять и воображать. Для того, чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь., также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычёк жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поралона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, печать по трафарету, пластилинография, раздувание краски.
Каждая из этих техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованнее, увереннее, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Разнообразие техник способствует выразительности образов в детских рисунках. Овладение техникой изображения доставляет малышам радость, если строить деятельность с учётом специфики возраста детей. 
Моя работа по использованию нетрадиционных техник рисования ведётся в средней группе. Использую я такие техники:
Рисование методом тычка
Достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
Фотокопия-рисование свечой
Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами , не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.
Шаблонография
Каждый сложный предмет можно изобразить в этой технике при помощи составляющих кругов, квадратов, треугольников , прямоугольников, овалов. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Рисование штампами из овощей
Изготавливаем(вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды, рыбок, животных.
Оттиск паралоном-томпонирование
Ребёнок обмакивает тампон в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть паралон сразу в несколько красок, получится более сложное сочетание. Можно изобразить осенние деревья, ягоды, цветы.
Оттиск смятой бумагой
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.
Рисование ладошкой, пальчиками.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Паралоном или широкой кистью окрашиваем ладошку краской, отпечатываем ладошку на альбомном листе, дорисовываем недостающие детали. Можно изобразить бабочку, деревья.
Рисование с помощью пипетки
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Рисование крупами
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребёнком в парке, можно собрать листья с различных деревьев, их покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается отпечаток растения.

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Педагог должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.

 «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

с помощью нетрадиционных техник рисования»

Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника, а так же одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи. Мелкая моторика-основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, пространственные представления. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе. От степени развития моторики зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

  • Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
  • Не испытывают желания рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
  • В школе имеют очень медленный темп письма.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методические приемы

1.  Пальчиковая  гимнастика

2.  Пальчиковые игры

3.  Система игровых упражнений и др.

   Всё это в комплексе можно использовать на занятиях с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования,  можно научить многому: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования. 

- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.  

- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

   

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Младший дошкольный возраст

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

Старший и подготовительный возраст

- «ладонная» техника;

- рисование поролоновым тампоном;

- оттиск печаткой из ластика;

- фотокопия – рисование свечой;

- отпечатки листьев.

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчёсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.

ПЕЧАТКА.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам  вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать.

ПОРОЛОН. 

Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами - при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

Итак, Вы видите, что заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И главное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2015 - 2016 г.г

Данный  план  отражает   работу  с детьми,  родителями  и воспитателями   по  теме  "  Создание  художественно -  эстетических   услови...

06. 11. 2016 г - перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Данный   план  отражает работу  с  детьми,  родителями  и  воспитателями  за  2016 -  2017  г.г  по теме  самообразования"  Создан...

план работы по самообразованию Тема: Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса....

План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...

План работы по самообразованию на 2019-2020уч.год Тема: "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская люб...

План работы по самообразованию на 2020 -2023 учебный год. Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»

План работы по самообразованию на 2020  -2023 учебный год.Тема: «Сенсорное развитие ребёнка дошкольного возраста через дидактические игры»...