Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
методическая разработка

Акимова Юлия Михайловна

Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

для педагогов ДОУ

инструктор по физической культуре: Акимова Юлия Михайловна

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений.

Задачи:

 Познакомить участников семинара-практикума с методами и приёмами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни с использованием логоритмики.

 Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

 Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

План проведения семинара-практикума:

  1. Обоснование проблемы, понятие «логоритмика в детском саду».
  2. Содержание, формы и методы организации двигательной

активности детей с элементами логоритмики.

  1. Практикум «Логоритмические упражнения в повседневной практике педагога».
  2. Рефлексия.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования  к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.

В ДОУ поступают дети с врожденной патологией (сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии).

В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (К. Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка».

Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.

Логопедическая ритмика позволяет:

- использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;

- заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;

- активизировать речь детей;

- избежать усталости и переутомления.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкалльно-ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение).

Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.

В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.

Содержание, формы и методы организации двигательной

активности детей с элементами логоритмики.

Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша.

Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям. Если взрослый не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр: ими поделится музыкальный руководитель. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища.

Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.

Методы и приемы физкультурных занятий с элементами логоритмики:

1.Словесный:

- объяснение;

- заучивание текстов;

- четкое проговаривание слов текста и звуков;

- напоминания, указания;

- логоритмическое сопровождение упражнений;

- образные называния упражнений;

- поощрение.

2.Наглядный:

- показ карточек-картинок;

- показ упражнений педагогом;

- показ упражнений ребенком;

- подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы;

- использование зрительных и звуковых ориентиров.

3.Практический:

- выполнение упражнений педагога вместе с детьми;

- выполнение упражнений детьми без участия педагога;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- разучивание сложных упражнений по частям.

Основу организации занятий с детьми определяют следующие принципы:

1.Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

2.Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяется и дополняет развитие других функций.

3.Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.

4.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании дефицитарных функций.

5.Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6.Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7.Повторность материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Логоритмическая работа в течение дня

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Практикум

«Логоритмические упражнения в повседневной

практике педагога».

Форма организации педагогов – малые группы по 3-4 человека.

Упражнение «Котенок – шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.

Он не напился молока: - Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, Мур-мур-мур. Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур-ур, ур-ур-ур.

Потом с клубочком поиграет

Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает.

Ап-ап-ап, ап-ап-ап

Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы. Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой. Ритмично потирают кулачок о кулачок. Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.

Делают ритмичные круговые движения указательных пальцев вокруг друг друга.

Упражнение «На качелях»

Кач-кач-кач – летят качели.

Так захватывает дух!

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вверх и вниз и снова к солнцу. Словно птица ты летишь.

- Выше, выше, выше, выше!

– Вновь друзьям своим кричишь.

Дети ритмично покачивают руками

из стороны в сторону.

Ритмично постукивают кулачками друг о друга.

Ритмично поднимают перед собой руки вверх.

Логоритмическое упражнение «Капельки»

Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»). Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап») Брызни в поле пуще - Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя) Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)

Логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома. Упражнения под музыку более динамичны и включают в себя ходьбу (паровозиком, приставными шагами, с высоко поднятыми коленями и т.д.), бег (медленный, быстрый), прыжки.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

«Ворона». Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».

«Воробей» И.п. ноги на ширине плеч руки опущены. 1-вдох, подняться на носки, руки через стороны вверх. 2-и.п. на выдохе произносить «чик-чирик! Чик-чирик!»

Двигательно-речевые игры развивают мышление и речь детей, поддерживают интерес детей к занятию, физиологическую потребность в движениях. Кроме того речевые игры помогают совершенствовать основные виды движений.

Подвижная игра «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

— Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы. Частое потряхивание руками. Один хлопок по бокам. По 2 поворота головы в стороны.

Дети разбегаются по площадке, взмахивая руками, как крыльями.

Подвижная игра «Воробьишка»

Воробьишка по дорожке                Прыжки на правой (левой) ноге

Скачет, вытянувши ножки.

Чики-рики, чики-рик!                        Стоя на двух ногах, поворот

Видно, он скакать привык.                туловища вправо-влево,

Чив-чив, чив-чив,                        взмахи руками.

Он и ловок и красив.

Весел, словно праздник,                выполняя взмахи руками

Воробей-проказник.                        воробушек машет крылышками.

Результативность

Таким образом, взаимодействие в работе воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и родителей способствует сохранению и укреплению здоровья детей, позволяет не только совершенствовать обучение и развивающий процесс, но и помогает раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка.

Рефлексия

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Литература

  1. АлябьеваЕ.А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-208с.
  1. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод.пособие.–СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рекомендации для педагогов по организации двигательной активности дошкольников на прогулке зимой "Снежные фигуры для здоровья и радости"

Важным направлением в формировании у детей  интереса к двигательной активности является правильно организованная  двигательная предметно-развивающая среда на участке. Она должна носить...

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....

Семинар-практикум «Квест - игра как средство повышения двигательной активности дошкольников».

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи:Сформировать у участников семинара - практикума представлени...

Консультация для педагогов по организации двигательной активности дошкольников

В статье даны рекомендации об организации оптимальной двигательной активности детей дошкольного возраста...

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....

Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов».

Семинар-практикум для родителей «Организация двигательной активности дома с использованием подручных материалов»....