"Урок в Воронежском Краеведческом музее"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Золотарёва Ирина Ивановна

Нужно ли новому поколению напоминать о страшных страницах истории? Нужно, говорят детские психологи. Ведь смысл Дня скорби в том, чтобы история не повторилась, чтобы не было войны. А как объяснить ребенку, что такое патриотизм? Почему люди были готовы умереть, но не сдаться врагу? Знание истории своей страны – основной этап развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_muzee_zolotaryovoy.docx185.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад №123»

Советский район

      уровень: Муниципальный

     мероприятие: «Урок в музее» - в рамках ХI городского фестиваля

                               педагогического мастерства «От призвания к признанию»

ТЕМА: «Согреем памятью сердца»

(ООД с детьми старшего дошкольного возраста

о/о Социально-коммуникативное развитие)

Подготовила и провела

воспитатель:

 Золотарёва И.И. I кк

Воронеж 2020 г.

Проведение игрового занятия на основе интерактива в краеведческом музее. «Экскурсовод – посетитель», это активное взаимодействие, в педагогической инновации последних десятилетий. В моей музейной деятельности такая работа востребована, ведь она предполагает  получение знаний,  с привлечением музейных средств и музейных экспонатов, что развивает  наибольший интерес у детей к истории нашей Родины. Вызывает у ребят чувство гордости за страну, в которой они родились.

В музейной игре используются такие музейные предметы как: ордена и медали, стенды  «Великая Отечественная война», «Ордена Воронежа». Все стенды и витрины с экспозициями пронумерованы для правильной ориентации ребят в музейном пространстве при выполнении заданий.

Целью урока в областном краеведческом  музее является повышение интереса дошкольников  к истории, углубление знаний о Великой Отечественной войне с использованием потенциала краеведческого  музея посредством интерактива.

Задачи урока-игры:

  • образовательные (познавательные): выявить уровень исторических знаний о Великой Отечественной войне, обратить внимание на роль личности в истории.
  • развивающие (регулятивные): развивать умения детей актуализировать ранее изученное; научить самостоятельно добывать знания; отбирать и систематизировать материал; умения делать выводы; развивать историческое мышление, устанавливать причинно-следственные связи.
  • воспитательные (личностные): воспитание уважения к истории, к людям, творившим историю, воспитание чувства патриотизма, сотрудничества и толерантности, любви к истории Отечества, развитие чувства сопричастности к событиям истории.

Планируемые результаты:

Личностные - получение новых знаний и закрепление знаний, полученных на уроках истории и на экскурсиях в школьном и др. музеях о Великой Отечественной войне; формирование мотивации.

Метапредметные - развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в команде, установление эмоциональных контактов между воспитанниками, развитие умений анализировать ситуации, критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации.

Предметные – умения связывать исторические факты и понятия; выявлять главное, обобщать, уметь работать с музейными экспонатами, извлекать из них необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Демонстрационный материал:

Музейные экспонаты областного краеведческого  музея г. Воронеж.

Мультимедийное оборудование

Презентация к занятию

Старый ящик из под патронов

Атрибуты к подвижной игре: «Попади в цель» (мягкие мякиши, макет танка)

Атрибуты к дидактической игре «Экспонаты  военного времени»

Магнитофон

Аудиозаписи песен о войне

Ширма

Цветок – «Что такое патриотизм».

Ход занятия:

Двери раскрывает для своих гостей

Областной краеведческий музей.

С Воронежским краем знакомит людей,

Хранит он историю Родины твоей!

В нем документы о строительстве флота

Предметы культуры и быта народа,

Портреты и находки разных веков

Великое наследие наших земляков!

Там карты, и стенды,

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей

И мы отправимся в … (музей)

- Ребята, как вы думаете, что такое музей? (Ответы детей)

- Для чего люди создают музеи? (Ответы детей)

- В каких музеях вы бывали? (Ответы детей)

- Давайте вспомним правила поведения в музее.

- Сегодня мы с вами пришли в краеведческий  музей. - Оглянитесь по сторонам, как вы думаете, чему  посвящен зал в этом музее?

Как выдумаете, какие экспонаты хранятся в этом музее, с чем или кем они могут быть связаны? (Ответы детей)

- Краеведческий музей, в котором мы сейчас находимся, собрал много материала посвященного второй мировой войне.

- Вещи, собранные в музеях очень дороги нам, как память о нашем прошлом; благодаря им мы можем заглянуть в прошлое, совершить путешествие на много лет назад.

- Я предлагаю отправиться в путешествие, чтобы, как можно больше узнать о Великой Отечественной войне и о том, какие факты из военной жизни были связаны   с нашим краем.

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не всем выпадает такое счастье. Во многих местах нашей планеты и сейчас происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война – самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией 22 июня 1941 года .Великая Отечественная война самая страшная и кровавая война за всю историю человечества. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашисткой Германии, 47 – на стороне России).

Всего война затронула 1,7 млрд.человек, или 80% тогдашнего населения Земли, то есть каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну называют мировой. Вторая мировая война продолжалась почти 6 лет – с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г. Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар невиданной силы. Гитлер напал на Советский союз (так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом  пространстве  - от Балтийского моря до Карпатских гор. Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам  и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей страны в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.  (Показ детям  видео ролика о Войне). Звучит музыка «Священная война» (слова В. Лебедева –Кумача, муз. А.Александрова)

Ребята, мы должны всегда помнить тех, кто отстоял нашу Отчизну и нашу землю от фашистских захватчиков. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все преодолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

Дети читают стихотворения:

1 ребенок:

Холодный снег не заметет той памяти, друзья. Забыть на свете можно все – Войну, забыть нельзя!

2 ребенок:

Идут, бегут за годом год – Полвека без войны. Но память горькая живет, Мы памяти верны!

3 ребенок:

Людская память вечно помнит милых отцов, мужей, любимых сыновей. Забыть она солдат войны не в силах, что жизнь отдали Родине своей!

4 ребенок:

Ведь только сердце помнит боль утраты и чувствует какая ей цена. С полей сражений не пришли солдаты их не убила в памяти война!

4 ребенок:

Промчались годы мирные мгновенно, проходит в жизни быстро всё как дым. Но память о героях незабвенна! Поклонимся и мёртвым и живым!

(Отрывок из стихотворения псковского поэта – партизана И. Виноградова «Войну забыть нельзя…»).

Дорогие дети, взрослые, давайте почтим память героев минутой молчания. (Под фонограмму идет минута молчания. Звучит метроном…)

У каждого российского города своя судьба. Воронежу она уготовила миссию стать городом – крепостью, городом – защитником, городом – тружеником и городом Воинской Славы. Город Воронеж занимает одно из важнейших мест в истории Великой Отечественной войны. Через него, как и через сердца всех воронежцев, прошла линия обороны.

75 лет назад, 28 июня 1942 год, на степных просторах между Курском и Воронежем началось «сражение невиданных размеров», получившее название Воронежского сражения. 212 тяжелейших дней и ночей город противостоял элитным войскам вермахта. По продолжительности пребывания на переднем крае боев Воронеж уступает только Ленинграду, а по длительности сражений в городских кварталах опережает даже Сталинград. По потерям мирного населения Воронеж – второй в скорбном, горестном ряду после Ленинграда.

Войска левого крыла Брянского фронта мужественно противостояли натиску превосходивших  сил немецких и венгерских войск группы армий «Юг», но вынуждены были отступить к Дону и Воронежу. К середине июля войска 4 – танковой армии Германа Гота захватили правобережную часть Воронежа. Героическая оборона советских войск в черте города задержала наступление крупных сил противника на Сталинград. Уже в первый день воронежского сражения проявили себя его первые герои.  

Отважно сражались в небе Воронежа летчики  15 – го истребительного авиаполка майора Калачева, в том числе воронежец Алексей Баранов. 28 июня 1942г. Герой Советского Союза В. Н. Калачев израсходовав боеприпас, в ходе воздушного боя таранил немецкий бомбардировщик, но и сам погиб смертью храбрых. 1июля 1942 года авиация противника предприняла массированные налеты на Воронеж, сбросив на город 2,5 тысяч бомб. Навстречу одной из групп немецких бомбардировщиков вылетело звено самолетов 573 – го авиаполка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. В ходе воздушного боя младший лейтенант Колесниченко был подожжен, а летчик израсходовал весь боеприпас. Заметив, что один из немецких самолетов направляется бомбить завод, Колесниченко направил свой горящий самолет на машину противника и таранил ее. Отважному защитнику Воронежа посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа одна из улиц в Ленинском районе нашего города.  Также героически сражались женщины, составляющие более  половины личного состава 3-й дивизии ПВО. Старший лейтенант  уроженка Воронежа, Екатерина Ивановна Зеленко в ходе неравного боя с 7 истребителями противника, также пошла на таран. Это был первый в истории таран, совершенный женщиной – летчицей. Именем Зеленко назван аэроклуб и улица в Воронеже.

В первые дни Воронежского сражения героизм и отвага бойцов были массовыми явлениями, что не только многие воины, но и целые подразделения и даже части проявляли стойкость и упорство в боях с превосходящими силами немецких и венгерских войск.

О Родине, воинах, смелости, отваги и храбрости русского народа мы знаем много пословиц и поговорок. Давайте поиграем в игру: я буду говорить пословицы, а вы заканчивать.

Солдата к славе ведут…(ученье и труд).

Враг боек, да наш народ…(стоек).

Как русский солдат за штык берется, так враг …(трясется).

Умелого, смелого страх не возьмет и враг …(не побьет).

Русский боец – всем... (молодец).

Не страшна врагов туча, если армия…(могуча).

Кто за Родину дерется, тому сила двойная …(дается).

Береги землю Родимую, как мать…(любимую).

Очень трудно было нашим людям, и, чтобы им было легче переносить тяготы войны, на линию фронта приезжали артисты. Они выступали прямо под открытым небом, на боевых позициях. Как же люди ценили эти минуты тишины и отдыха. (Сюрпризный момент для детей песня «Синий платочек» в исполнении  одной из девочек).

Фронт и тыл были едины. Страна жила под лозунгом: «Все для фронта,  - все для Победы!»

Ребята,  обратите внимание на лозунги и плакаты того времени. (Педагог показывает и зачитывает лозунги на стенде).

Где-то в дальнем углу антресолей

Дерматиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потёртый, забытый.

В нём хранятся обрывки историй.

Педагог подходит к чемоданчику и достает оттуда экспонаты  военного времени.

А теперь давайте посмотрим, что же еще  находится в нашем чемоданчике. Здесь у нас представлено несколько наиболее ярких экспонатов времён Великой Отечественной войны.

Кто знает, что это за предмет? Это граната. Как вы думаете, слово «граната» произошло от какого слова? Почему? Слово «граната» в переводе с латинского означает «зернистый». Он тоже «зернистый»? А еще, на какие фрукты похожа граната? Во время Великой Отечественной войны эту гранату в простонародии называли «лимонка» или «ананаска». Как вы думаете почему? Правильно, своё название граната получила за свою форму и за насечки на её корпусе. Скажите, с какой целью применяли гранату? Как далеко её можно было кинуть? Давайте мы с вами попробуем бросить «гранату». Подвижная игра: «Попади в цель» (мягкие мякиши, макет танка). Как вам показалось это задание сложным или простым?

В нашем чемодане есть такой предмет. Знаете ли вы, что это за предмет?  Это гильза. Как вы думаете, от чего она? От немецкой ракетницы. Ракетницу как используют, кто знает? Ракетница – пистолет, предназначенный для стрельбы сигнальными и осветительными патронами с целью оповещения, оперативной передачи команд, донесений, а также кратковременного освещения отдельных участков местности.

Догадайтесь, каким цветом выстрелила эта гильза из ракетницы? Почему вы так думаете?

У каждого солдата во время войны было оружие, боеприпасы, такие как гранаты.

А ещё что обязательно носил с собой солдат? Чем пользовались солдаты во время еды? Например, такая кружка. Какого она цвета? Какая ещё она? Почему она железная? А если бы была фарфоровая, что могло с ней произойти? А ложка какая? Алюминиевая. Как вы думаете почему? Как хранили такие столовые принадлежности? Могли подвешивать? Почему их берегли и мало теряли? Как вы думаете, что ели солдаты во время войны? Супы, каши, макароны, хлеб, консервы.

Так же у каждого советского солдата был санитарный индивидуальный пакет. Как вы думает, что было внутри такого пакета? Для чего нужны были бинт и вата? С помощью санитарного пакета солдат  мог в любой момент перевязать себе и товарищу лёгкую рану.

А вы знаете, чем писали во время войны солдаты? Например, немецкие солдаты использовали для письма перьевые ручки. Кто знает, как писать такой ручкой? Что для неё необходимо? Чернила хранились в чём? Что могло случиться с чернильницами? А ещё чем могли писать? Советские солдаты писали простым или химическим карандашом. Как вы думаете, чем удобнее было писать простым карандашом или перьевой ручкой? Почему?

Такими карандашами писали письма с войны. Как это письмо. Вы знаете, как оно называется? Оно имеет геометрическую форму – какую? Это письмо-треугольник. Как вы думаете, кому писали письма солдаты с войны? О чём они писали свои письма? Давайте с вами прочитаем отрывок из письма солдата. (Отрывок стихотворения читает ребенок, призыв солдата к миру  - молодому поколению).

1 ребенок:

Когда же война от работы устанет?

Сжигать и калечить детей перестанет?

Где были недавно жилища людские сегодня одни пепелища пустые.

И пули свистят, и трещат автоматы,

и грабят крестьянина вражьи солдаты,

и нас ожидают неволя и голод…

но в небо мы верим поднимется голубь.

Взлетит белоснежный бесстрашный и милый.

 Он вестник надежды и жизни и мира.

Давайте же вместе потребуем дети

достойного мира на нашей планете!

Устала земля от пожаров и крови потребуем мира!

 Войну остановим!

Стихотворение М. Джумаева

                 «Мир»

Нужен мир тебе и мне

Чистый воздух на заре

Птичий гомон, детский смех

Солнце, дождик, белый снег.

Лишь война, лишь война

На планете не нужна!

 Ради мира погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Из миллионов подвигов складывалась одна большая Победа - такая правда о войне является центральной идеей выставки.

В материалах экспозиции прослеживаются судьбы легендарных маршалов и рядовых. Мы никогда не забудем тех, кто отдал свою жизнь за Победу : Ватутин, Голиков, Харитонов, Лизюков, Черняховский, Куцыгин, Вайцеховский, Мария Шальнова и другие... В памяти народной навсегда останутся наши  герои – земляки.

Сегодня в Воронеже 76 названий площадей и улиц хранят имена героев сражения за город. Их строй дополняют еще 50 «коллективных» наименований, увековечивающих целые воинские части. Более сотни мемориальных досок посвящены различным эпизодам и людям военного времени. Памятные знаки установлены на братских могилах, в городе есть несколько мемориалов. Подвиг города и его жителей в Великой Отечественной войне был отмечен государственными наградами: орденом Отечественной войны I степени (в 1975 году) и Орденом Ленина (в 1986 году). В 2008 году, за мужество и героизм защитников города, проявленные в битве с захватчиками, Указом Президента России город Воронеж был удостоен звания «Город воинской славы».

После награждения в 2008 году Воронеж получил еще одно «военное» право – теперь на 9 Мая и 23 февраля здесь обязательно гремят торжественные салюты. Теперь есть шансы, что упоминание «битвы за Воронеж» не будет вызывать удивления у молодежи, а оставшиеся еще в живых ветераны успеют порадоваться признанию своего подвига.

Педагог: 

Ребята, вы потрудились на славу. Наша экскурсия  завершилась. Дети! Вы - будущее нашей Родины, берегите то, что было создано нашими дедами, прадедами стремитесь к защите Отечества и сохраните память о героях и их подвигах.

Ребята, я предлагаю  вам закрепить наши знания о патриотизме с помощью необычного  цветка. Собрав его по лепесткам,  вы дадите определение слову – патриотизм это…  

Дорогие ребята,  что нового вы узнали? Что заинтересовало больше всего?

Итоги экскурсии: награждение победителей памятными значками.

Педагог: - Я думаю, ребята, настало время поблагодарить всех тех, кто подарил нам эти счастливые минуты общения в этом замечательном музее. Теперь вы знакомы с краеведческим музеем и сможете не раз побывать здесь со своими близкими и родными. До свидания!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Времен связующая нить: урок в школьном музее. Герои среди нас

Методическая разработка занятия в школьном музее "Боевой и трудовой славы жителей района Проспект Вернадского"...

Урок в музее "Фронтовое письмо"

В условиях образовательного комплекса проведение с детьми дошкольного возраста в школьных музеях интегрированных занятий, являются одной из новых и интересных форм работы....

Конспект Урока в музее " Война глазами детей"

                 Музей Боевой Славы " Арсенал" знакомит детей с историческим прошлым нашего города, его героической историей и той страшно...

Урок в музее "25 января - важная дата в жизни Воронежцев"

25 января - день освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков!...

"Урок в музее"

Конспект занятия, проведенного в Воронежском Краеведческом музее...

Урок в музее

конспект к ООД по познавательному развитию...

Урок в музее 2019

В рамках городского конкурса "От призвания к признанию". Областной литературный музей им. И.С. Никитина г. Воронеж...