Конспект образовательной деятельности у детей "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия

Пудовкина Ляйля Шамилевна

 

Цель: Обобщить знания детей об осени.

Задачи:

- систематизировать знания детей о лесе

- формировать навыки культуры поведения в лесу

- формировать желание беречь и охранять окружающую среду

• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;

Образовательные: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (о деревьях и грибах).

Развивающие: Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.

Материалы и оборудование:

Методы:

1.     Методы формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – рассказ, объяснение, демонстрация, опрос; частично-поисковый – « Кто лишний?»)

2.     Методы организации деятельности (действия со схемой)

3.     Методы контроля (устные опросы)

4.     Методы формирования личностных результатов

 

Оборудование: проектор, экран, магнитная доска, деревья, грибы.

Демонстрационный материал: презентация PowerPoint, «письма»; украшение зала: макеты деревьев, картины с изображением грибов.

Раздаточный материал: набор для аппликации.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы все вместе с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Ребята, сегодня я получила необычное послание. Пишет нам с вами Старичок Лесовичок. Давайте прочитаем, что же он нам написал?

«Письмо Лесовичка» : «Дорогие ребята старшей группы №6 детского сада Мишутка. Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С Уважением, Старичок Лесовичок!»

Ну что ребята, отправимся с вами в гости к Старичку Лесовичку?

Дети: Да

Воспитатель: но прежде чем, мы с вами пойдем в лес, нам необходимо вспомнить правила поведения в лесу, давайте с вами поиграем в игру.

Поиграем в игру. Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

- Молодцы, вы не ошиблись.

Но еще одно самое важное правило - не ходить в незнакомый лес одному. И нам с вами понадобится проводник! А кто же это будет, как вы думаете? Кто приглашал нас в гости в лес?

Дети: Старичок Лесовичок

Воспитатель : правильно, он нам с вами прислал подсказку, которая поможет нам прийти в лес. Путь нелегкий. Нам пора отправляться. Ребята, становитесь друг за другом и вперёд!

Игра с движениями:

1) идем по пыльной проселочной дороге (топают ногами);

2) теперь идем по высокой сырой траве (ходьба, высоко поднимая колени, оттягивая носок);

3) а вот впереди болото, осторожно! Перешагивайте с кочки на кочку (перепрыгивание из стороны в сторону);

4) попали в дремучую чащу, где ветки наклоняются до земли (наклоны в стороны, с имитацией «раздвигания веток»);

5) а вот и другая тропинка, шуршит песок под ногами (ладони издают шуршащий звук, ноги скользят по земле);

6) мостик впереди, перешагиваем через брёвнышки (поднимание ног по очереди с хлопками под коленом).

- Ну вот мы и пришли! (имитация осенней поляны)

Дети садятся на стулья ( если в группе то за столы)

Воспитатель: Ребята, Куда мы попали? (В осенний лес). Какими красками разукрасила осень деревья и кусты? (красными, алыми, багряными, золотыми).

Воспитатель: Ребята а какие приметы осени вы знаете??

Дети: солнышко меньше греет, сильный ветер дует, листья опадают, животные и птицы готовятся к зиме, в лесу созревают ягоды ( брусника, клюква), вырастают грибы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим вокруг. Как много в лесу различных деревьев, давайте же о них расскажем.

Дети одевают шапочки (на которых изображены деревья) и рассказывают стихи

Березка

Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол ,густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят.

Ели

Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.

Осина

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая ОСИНА

 

Рябина

По весне краса рябина

кудри белые вила...

Бусы красные надела,

разрумянилась, зардела

 

Клен

Был зелёный летом,

Осень изменила,

Ярким,  жёлтым цветом

Крону всю покрыла.

Листья, как корона

У большого Клёна.

Дуб

Дуб в лесу, как богатырь –

весь огромный – ввысь и вширь!

С веток словно для затей

Набросает желудей.

 

На экране появляются картинки лиственных деревьев.

Воспитатель: Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места. Я предлагаю Вам посмотреть на экран. Вы видите, что тут изображены: (береза, клен, дуб, рябина) – ((я показываю указкой, дети называют дерево)).

Лес в котором растут эти деревья, называется лиственный. Береза, Дуб, Клен, Рябина имеют свои отличительные признаки:

1) Все они имеют листья

2) Осенью окраска листьев меняется.

3) Все лиственные деревья сбрасывают свою листву. А как называется явления, когда падают листья?

Дети: Это явление называется листопад. (листопад на экране )

Воспитатель : давайте посмотрим на следующую картинку. На ней изображены, какие деревья? Дети называют - сосна, ель, пихта. Правильно, только лес в котором растут такие деревья, называется хвойным. В отличие от лиственных деревьев хвойные деревья не сбрасывают хвою осенью, поэтому другое их название – вечнозеленые.

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, лес в котором растут лиственные деревья называется - …………… (лиственным), а лес в котором растут хвойные деревья называется ………. (Хвойным).

Правильно, молодцы ребята.

Воспитатель: Предлагаю продолжить наше путешествие. Осенью собирают богатый урожай. Посмотрите, что изображено на картинках? (грибы)

Дети: грибы

Воспитатель: ребята, а кто из Вас ходил в лес за грибами? А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?

Дети: грибник

Воспитатель: а на какие группы делятся грибы?

Дети: съедобные и несъедобные

Воспитатель: давайте мы с вами сейчас встанем в круг и представим что собираем грибы.

Физкультминутка:

По грибы все пойдём (шагаем на месте)

Их в лукошко соберём

Под берёзкой, под осинкой (наклоны к ногам)

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать. ( собираем)

Это - красный, всем стоять, мы его не будем брать! (встали и погрозили пальчиком)

Сыроежки собираем (собираем)

И в корзинки отправляем. (

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Этот, бледный, весь дрожит.

С ним нам лучше не дружить. (встали и погрозили пальчиком)

Ядовитый не берём,

Лучше мы домой пойдём. (идем по кругу)

 

Все садятся на свои места.

Воспитатель: ребята, посмотрите, старичок-Лесовичок прислал нам с вами еще одно письмо.

Лесовичок:. Я наблюдал за вами всю дорогу, и мне так понравилось, как вы путешествуете, и я решил вам загадать загадки.

Воспитатель: ребята вы готовы ? тогда слушайте первую загадку. (на каждую отгадку появляется картинка на экране)

 

1.     Яркий, рыженький грибок

Я найти  сегодня  смог.

Словно дружные сестрички

Прячутся в траве - (лисички)

2.     На пеньке растут, теснятся

Небольшого роста братцы

 Ох, и дружные ребята

Эти крепкие  (ОПЯТА)

3.     В красной шляпе под осиной

К шляпе жёлтый лист прилип…

Полезай скорей в корзину

Ты съедобный, вкусный гриб. (подосиновик)

 

4.     В рощах на лесных полянках,

 Под деревьями и в ямках,

 Под листочками без спешки

 Разместились ...(сыроежки).

5.     Гриб славный

Всем грибам главный

В коричневой шляпке

На толстенькой ножке

Воображал, да и в лукошко попал. (Белый гриб)

 

6.     Знают даже малыши

Красно-белые грибы

Те, что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин –

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот – красный ... (мухомор).

7.     Среди лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет,

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная … (поганка).

 

Воспитатель: ребята, а вы знаете какие грибы съедобные. А какие несъедобные?

Дети: да

Воспитатель: А теперь Лесовичок хочет проверить знаете ли вы грибы или нет. Не наберете ли вы ядовитых грибов?

Игра-сюрприз от Лесовичка «4 лишний». Ребята, посмотрите внимательно на картинки и подумайте, которая из них лишняя.

 

Воспитатель: вот это вы молодцы, ребята. Справились с заданием. А знаете ли вы, из чего состоит гриб?

Давайте посмотрим на экран.

hello_html_3a50855d.jpgУ гриба есть шляпка и ножка. Всё вместе это называется плодовым телом. Самая важная часть гриба – это грибница, она представляет собой сеть из тонких белых нитей, находится грибница под землёй, и из нее потом и вырастают маленькие грибочки.

 

 

 

Воспитатель: Ребята, у Вас у каждого на столах лежат материал, из которого мы можем составить гриб. Давайте попробуем. Сначала берем грибницу и приклеиваем ее на цветной лист бумаги, затем берем ножку и приклеиваем ее над грибницей. А затем берем шляпку, и приклеиваем ее к ножке. Вот у нас с Вами и получились собственные грибочки.

Давайте мы с Вами оставим их в лесу, в подарок Старичку-Лесовичку. Ему будет очень приятно. Оставим?

Дети: Конечно.

Воспитатель: ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. Скажите вам понравилось?

Дети: да

Воспитатель: Тогда давайте скажем Спасибо Лесовичку, за такую прогулку. А он Вам мешочек с сюрпризом передал, а в нем сладкое угощение для Вас.