Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно – образовательном процессе ДОУ
рабочая программа
В нашей группе компенсирующей направленности «Радуга» был разработан и успешно реализован долгосрочный проект по работе с родителями.
Тема: «Давайте будем дружить друг с другом!»
Цель: внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
3. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
4. Создать оптимальные условия для взаимодействия родителей и детей в жизнедеятельности детского сада.
5. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
6. Активизировать педагогическое и культурное сознание родителей, педагогов в работе с семьей.
Участники проекта: дети группы и их родители, педагоги ДОУ.
Сроки реализации: 2 года
Мероприятия:
Спортивные мероприятия: «А ну-ка, бабушки!», «Папа и я - лучшие друзья» - развлечение к 23февраля, «Веселые старты».
Родительские собрания: Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу мы пойдём, будет школа нам как дом", деловая игра с родителями «Моя семья», семинар-практикум для родителей "Досуг семьи. Место ребенка в нем".
Фотовыставки: «Вот оно какое наше лето», «Мамочка любимая моя», Мой папа самый-самый!».
Праздники: «Новогодний калейдоскоп», «Весенняя карусель» - праздники для мам и бабушек.
Выставки: «Семейные коллекции», «Наши бабушки и мамы - рукодельницы», выставки поделок «Цветочные фантазии», «Осенняя фантазия», «Елочка-красавица».
Когда родители, принимая участие в спортивных праздниках, демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это повышает их авторитет у детей и вызывает чувство гордости за свою семью, а также, создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость детям и взрослым от взаимного общения.
Традиционным стало участие родителей в праздниках и развлечениях. В новогодних утренниках все родители принимают участие в карнавально-театральных представлениях. На праздниках посвященных 8 марта играли главные (женские и мужские) роли. Эта форма работы доставляла удовольствие, как взрослым, так и детям.
Общение детей и родителей в условиях праздника позволяют вывести нашу работу на новый уровень взаимодействия с семьей. Мы открыли для себя, что праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что именно “...родители являются первыми педагогами” - (Закон “Об образовании”.
Хочется отметить, что в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Совместная деятельность проходит с разной степенью включенности и участия взрослых и детей и нацелена на решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь пап и мам к воспитанию и развитию детей, к обмену позитивным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики.
Несомненно, в группе достигнут оптимальный уровень взаимодействия педагогов и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства. Повысился уровень педагогической культуры родителей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка. Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки.
Литература
- «Детский сад – семья» Аспекты взаимодействия С.В.Глебова, -Воронеж, 2007 ЧП Лакоценин С.С.
- Взаимодействие ДОУ и семьи. О.Бочкарева, - Волгоград, ИТД «Корифей»,2008
- Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт.-сост. Т.И.Кандала, О.А.Семкова, О.В.Уварова. – Волгоград: Учитель,2010.-143 с.
- Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении, Н.В. Елжова, -Феникс, 2008