Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно – образовательном процессе ДОУ
рабочая программа

Пудовкина Ляйля Шамилевна

 

В нашей группе компенсирующей направленности «Радуга» был разработан и успешно реализован долгосрочный проект по работе с родителями.

Тема:  «Давайте будем дружить друг с другом!»

Цель: внедрение в практику  нетрадиционных  форм и методов  взаимодействия педагогов с семьей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Задачи:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

2.  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

3.  Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

4. Создать оптимальные условия для взаимодействия родителей и детей  в жизнедеятельности детского сада.

5.  Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

6. Активизировать педагогическое и культурное сознание родителей, педагогов в работе с семьей.

Участники проекта: дети  группы и их родители,  педагоги ДОУ.

Сроки реализации: 2 года

Мероприятия:

Спортивные мероприятия: «А ну-ка, бабушки!»,  «Папа и я - лучшие друзья» - развлечение  к 23февраля, «Веселые старты».

Родительские собрания: Семинар-практикум для родителей "Скоро в школу мы пойдём, будет школа нам как дом"деловая игра с родителями «Моя семья», семинар-практикум для родителей "Досуг семьи. Место ребенка в нем".

Фотовыставки: «Вот оно какое наше лето», «Мамочка любимая моя», Мой папа самый-самый!».

Праздники: «Новогодний калейдоскоп», «Весенняя карусель» - праздники для мам и бабушек.

Выставки:  «Семейные  коллекции»,  «Наши бабушки и мамы - рукодельницы», выставки поделок «Цветочные фантазии», «Осенняя фантазия», «Елочка-красавица».

Когда родители, принимая участие в спортивных праздниках,  демонстрируют  свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это повышает их авторитет у детей и вызывает чувство гордости за свою семью, а также, создает  хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость детям и взрослым от взаимного общения.

Традиционным стало участие родителей в праздниках и развлечениях. В новогодних утренниках все родители принимают участие  в карнавально-театральных представлениях. На праздниках посвященных 8 марта играли главные (женские и мужские) роли. Эта форма работы доставляла удовольствие, как взрослым, так и детям.

Общение детей и родителей в условиях праздника позволяют вывести нашу  работу на новый уровень взаимодействия с семьей. Мы открыли для себя, что праздники – это интересная форма самореализации родителей, действенный способ их убеждения в том, что именно “...родители являются первыми педагогами” - (Закон “Об образовании”

Хочется отметить,  что в самом большом выигрыше находятся  дети, ради которых и осуществляется  данное взаимодействие.

Совместная деятельность проходит  с разной степенью включенности и участия взрослых и детей и нацелена на решение самых разнообразных задач: ближе познакомиться с семьями воспитанников, подружиться, привлечь пап и мам к воспитанию и развитию детей, к обмену позитивным семейным опытом, способствовать внедрению в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Несомненно,  в  группе  достигнут оптимальный уровень взаимодействия педагогов и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства. Повысился уровень педагогической культуры родителей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей сформировалось  чувство гордости за своих близких, повысилась  самооценка. Родители,   участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами, что имеет большое значение при подготовке к обучению ребенка в школе. Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия развивают в ребенке уверенность в себе, формируют социально значимые чувства, желания и взгляды, прививают социальные навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. «Детский сад – семья» Аспекты взаимодействия С.В.Глебова, -Воронеж, 2007 ЧП Лакоценин С.С.
  2. Взаимодействие ДОУ и семьи. О.Бочкарева, - Волгоград, ИТД «Корифей»,2008
  3. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями/ авт.-сост. Т.И.Кандала, О.А.Семкова, О.В.Уварова. – Волгоград: Учитель,2010.-143 с.
  4. Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении, Н.В. Елжова, -Феникс, 2008