Равный доступ детей к качественному образованию: от интеграции – к инклюзии. Методические рекомендации к составлению адаптированной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида
консультация

Пудовкина Ляйля Шамилевна

 

 

 

1 слайд

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от  места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

 Следует отметить тот факт, что с каждым годом увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья. Получая такой статус с детства, дети оказываются обреченными на жизнь, ограниченную от сверстников, общества, внешнего мира, не могут посещать ДОУ.  Изолированный с ранних лет, не научившись устанавливать контакты, ребенок испытывает недоверие ко всему миру, за исключением своей микрогруппы  (семьи). У ребенка развивается чувство жалости к себе, зависть к здоровым детям, критичность, чувство незащищенности, что в конечном итоге порождает злость, жестокость и прогрессирование болезни.

  Родители таких детей остаются один на один с проблемами своего больного ребенка, не имея педагогической и медицинской подготовки, поддержки со стороны общественности.

2 слайд

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено:  « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».    Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы  – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы   и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…».  Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. 

3 слайд

Инклюзивное образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая образование.

 В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями.

 4 слайд

Соответственно создание психолого – социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух факторов:

  1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
  2.  Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.

 5 слайд

 Существует 8 принципов инклюзивного образования (ПРОЧИТАТЬ СО СЛАЙДА)

6 слайд

 В российском образовании  уже, некоторое время, находит свою реализацию идея интеграции.  Опыт осуществления интегративных программ в России, и во всем мире, привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием, а с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому, от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии. Поэтому сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова.

 Задача интеграции – ввести  индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» (т.е. Инклюзии) все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и  со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия.

7слайд

  Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.

Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы над другой.

8 слайд

На данный момент наше учреждение посещают шесть  детей-инвалидов. Трое детей с нарушением опорно – двигательного аппарата, остальные дети не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии.

С момента поступления  детей  с ОВЗ в учреждение,  с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

 

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и  сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

9 слайд

В работу с детьми данной категории включаются  сотрудники образовательного учреждения,  администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ,  для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют  индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса.  Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

10 слайд

Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует  созданию специальных условий,  предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.

11 слайд

Учитель – логопед диагностирует  уровень импрессивной и экспрессивной речи, составляет индивидуальные планы развития, проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания,   коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов), консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно – развивающей работы.

12 слайд

Воспитатель проводит занятия по продуктивным видам деятельности  по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей, воспитывает культурно – гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику. Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов. Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе.  Консультирует родителей о формировании культурно – гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

13 слайд

Медработник осуществляет контроль  за адаптацией  детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня. Консультирует воспитателей  и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

14 слайд

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей. Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий. Использует на занятиях элементы музыкотерапии.

15 слайд

Родители становятся активными участниками и партнерами педагогических работников в создании и реализации индивидуальной программы развития на каждом этапе образовательного процесса. Надо отметить, что родители с желанием включаются в работу, ведь теперь у них есть возможность не только общения с педагогом, но и общения друг с другом, они вышли из узкого семейного  круга.

16 слайд

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое  обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,  речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с  целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

 17 слайд

Далее  проводится организационная работа по проектированию,  разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ  или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей,  четко формулируются цели и задачи индивидуальной  образовательной программы  (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика,  определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов  и т.д.).

Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ.  Данные индивидуальные образовательные маршруты  включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения. 

18 слайд

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет два года, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в конце текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную  программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесения корректировок,   формулируются рекомендации  с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

19 слайд

Как было сказано ранее, в данный момент, наше дошкольное учреждение посещают шесть детей -инвалидов. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия, которые предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

  • оборудование для развития общей подвижности;
  • оборудование  и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
  • игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • материалы для изобразительного творчества;
  • фонотека, музыкальные игрушки;
  • художественная литература  для детей и родителей.

В нашем учреждении порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ДОУ и утверждается заведующим.  Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру:

20 слайд (ЗАСТАВКА)

  1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
  2. Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается  варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
  3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
  4. Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками,  приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ДОУ: учителя-логопеда,  музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с  родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

Тема об инклюзивном образовании остается открытой для обсуждения, т.к. наше общество делает только первые шаги в данном направлении. Результаты  наблюдений довольно противоречивы: с одной стороны дети из общеобразовательных групп учатся принимать «особых» детей как равных, быть толерантными, с другой      - при такой переполненности групп как сейчас такие дети остаются «не замеченными». Поэтому в малочисленных группах эти дети чувствуют себя комфортнее, раскрываются быстрее, реализовывают себя.

В заключение хотелось сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

21 слайд

При подготовке данного материала были использованы ссылки на:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.