Мастер - класс для педагогов "Опыты со звуками для дошкольников"
материал

Злобина Ксения Николаевна

Данный мастер - класс адресован педагогам, работающим по проблеме "Организация экспериментирования и поисковой деятельности детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_opyty_so_zvukom.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Солнышко» (МБДОУ д/с №25)

Российская Федерация, 456440 Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. 9 Мая, 26,

тел/факс: 8(35168)5-54-80, e-mail: detskiisad-solnyshko@mail.ru, сайт: http://solnyshko25.ucoz.ru

   

Мастер – класс на тему:

«Опыты со звуками для дошкольников».

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Злобина К.Н.

Чебаркуль, 2017.


Мастер – класс для педагогов.

Тема: «Опыты со звуками для дошкольников»  

Цель: 

Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса, рассмотрение экспериментирования как метода музыкального воспитания и развития дошкольников.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: 

Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Материал, оборудование:

Оборудование для демонстрации педагогам (одноразовые бумажные стаканчики, шило, нитки, канцелярские скрепки, пустые банки, ватман, воздушные шарики, коктейльные трубочки, ножницы, ведёрки из-под майонеза, бумага, банковские резинки, таз с водой, бокалы на ножке, пластиковая бутылка, пищевая плёнка, свеча, спички, цветные бумажные нотки), готовые образцы, с помощью будут проводиться опыты.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам свой опыт работы по теме «Опыты со звуками для дошкольников».

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности. В музыкальном образовательном процессе экспериментирование тоже возможно. И в первую очередь это касается экспериментирования со звуком. Оно способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формирует его интеллектуальную компетентность.

Опыты со звуком можно организовывать с детьми любой возрастной группы, т.к. они условно разделены на четыре этапа:

1. Начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды.

2. Продолжается изучение звуков, но уже музыкальных через создание детьми простейших инструментов по образцу, воспроизведение ритмического рисунка песенок, попевок, потешек.

3. Осуществляется изготовление более сложных музыкальных инструментов для предлагаемого педагогом музыкального произведения.

4. Проводится повторение названий музыкальных инструментов, созданных детьми и закрепление навыков игры на них.

Работу по экспериментированию со звуком лучше начинать постепенно – со второй младшей группы и продолжать вплоть до конца подготовительной.

В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Вся эта деятельность может носить игровой, занимательный характер. Вы можете в этом убедиться, если ознакомитесь с двумя методическими пособиями, в которых представлено большое количество занимательных опытов со звуком для детей-дошкольников:

1. Девятовой Т.Н. «Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

2. Тютюнниковой Т. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия».

В них вы можете найти для себя то, что покажется вам интересным и то, что вы хотели бы реализовать на практике.

Практическая часть.

А теперь давайте перейдем к практике.

Во время проведения первого этапа «Изучение немузыкальных звуков окружающей среды» и второго этапа «Изучение музыкальных звуков» с детьми проходят с помощью таких дидактических игр, как «Слушай и запоминай» и «Отгадай, что звучит?», «Музыка или шум?»  Для проведения таких игр, нужно создать две специальные подборки разных звуков «Звуки окружающего мира», «Так звучат музыкальные инструменты». Эти игры учат детей определять предмет по издаваемому звуку, различать музыкальные и шумовые звуки.

Во время третьего этапа с детьми следует начинать проводить непосредственно опыты, которые приходят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?», «Откуда берется голос?», «Можно ли увидеть звук?»), распространения звуковых волн и возникновения эха («Где живет эхо?»), а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков («Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?») и причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче», «Коробочка с секретом» и др.).

Уважаемые педагоги, сейчас мне хотелось бы предложить Вам на практике попробовать организовать эти опыты со звуком.

Опыт «Почему все звучит?»

Проводится через традиционный «Вопрос – Ответ».

  • Какие звуки можно отнести к музыкальным?

(Пение, игра на пианино, металлофоне, колокольчике).

  • А что можно сказать про топот ног, скрип двери?

(Это шумы, бытовые звуки).

Давайте мы с вами узнаем – откуда берётся звук, и ответим на вопрос «Почему все звучит?»

Педагогам предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

  • Что произошло? Почему звук прекратился?

Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

  • А давайте узнаем – есть ли голос у деревянной линейки?

Педагогам предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижать к столу, а по свободному хлопать ладонью.

  • Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется).
  • Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой).
  • Почему все звучит? (Колебание предметов).

Т.е. с помощью этого опыта мы можем подвести детей к мысли, что все предметы двигаются или колеблются, поэтому все вокруг нас звучит.

Опыт «Откуда берется голос?»

Подвести педагогов к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Музыкальный руководитель предлагает педагогам «пошептаться» — сказать друг другу «по секрету» разные слова шепотом. Повторить эти слова так, чтобы услышали все.

  • Что для этого сделали (сказали громким голосом).
  • Откуда выходили громкие звуки (из горла).

Поднося руку к горлу, произнести  слова то шепотом, то громко.

  • Что почувствовали рукой, когда говорили громко? (в горле что-то дрожит).
  • Что почувствовали, когда говорили шепотом? (дрожания нет).

Педагоги проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из нее тихий звук, подергивая за нить.

  • Что надо сделать, чтобы звук был громче (дернуть посильнее - звук усилится).

При громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (если дернуть сильно за нить, она порвется).

Опыт «Можно ли увидеть звук?»

Нам понадобится:

  • пластиковая бутылка,
  • пищевая пленка,
  • резинка, свеча.

Ход эксперимента:

  • Звук можно не только услышать, но и увидеть.

Срежем у пластиковой бутылки дно и на это место натянем кусок пищевой пленки, очень плотно прижав ее и закрепив резинкой. Зажжем свечу. Придвинем горлышко бутылки к свече на расстояние 3 см.

Попробуйте кончиками пальцев резко стукнуть по натянутой пленке.  СВЕЧА ПОГАСНЕТ! И так будет происходить всякий раз, как только вы будете стучать по пленке. Внутри бутылки возле пленки находится воздух и как только мы ударяем по пленке, происходит сотрясение маленьких частиц воздуха. Дрожащие частички бегут вперед и передают свое волнение другим частичкам. Эти звуковые колебания проходят через всю бутылку и своим «дрожанием» гасят пламя.

Опыт «Где живет эхо?»

Педагоги по очереди пропевают в банку несколько фраз любой песни.

  • Звуки отражается от твёрдых стенок банки, и поэтому повторяются, слышится эхо.

Опыт с бумажными рупорами.

Раньше капитан на корабле, отдавая команды, использовал рупор для усиления голоса. Так как рупор от голоса начинает дрожать, команды звучат громче.

  • Кто из вас может показать, как меняется голос?

Двое педагогов берут рупоры, уходят в разные концы зала, сначала поют своё имя и фамилию без рупора, затем в рупор.

  • А если вы заблудились в лесу, то, как можно усилить голос? (Приложить руки рупором ко рту и покричать «Ау!»)
  • И тогда кто-нибудь вас обязательно услышит и отзовётся. И уж точно отзовётся в лесу эхо.

Опыт с расчёской.

Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем опыт. Звук стал громче. Колебания передаются стулу, и он усиливает звук. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, тем громче звук.

Переговорное устройство из бумажных стаканчиков.

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Как изготовить и организовать?:

  1. Отрежьте нитку длиной 1 м или 1,5 м.
  2. Возьмите 2 стаканчика и проделайте отверстие на дне каждого.
  3. Проденьте нить в отверстие одного стаканчика и закрепите с помощью скрепки - просто привязав ее к ней таким образом, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. То же самое проделайте со вторым стаканчиком так, чтобы между ними была натянута нить.
  4. Теперь возьмите переговорное устройство и попробуйте поговорить, один говорит в стаканчик другой в это время прикладывает стаканчик к уху и слушает.

Убедились? Ваше переговорное устройство действительно работает!

Научное объяснение:

Когда вы говорите в стаканчик, тем самым создаете звуковые волны, которые в свою очередь ударяются о дно стаканчика, заставляя его вибрировать. Движение этих колебаний передается нитке и срабатывает «принцип домино». Частицы нитки передают колебания, или другими словами звуковые волны, по нитке другому стаканчику, сначала звук доходит до дна, потом к воздуху внутри стаканчика, а потом к уху.

Во время четвертого этапа с детьми следует проводить опыты – экспериментирования со звучанием музыкальных инструментов (магазинных, сделанных своими руками).

Опыт со струнным инструментом из бумажного стаканчика, нитки и скрепки!

Что понадобится:

  • Бумажные стаканчики
  • Нитка
  • Ножницы
  • Шило
  • Канцелярские скрепки

Как изготовить и организовать?:

Отрежьте нитку длиной 15-20 см. Натяните нитку в руках таким образом, чтобы у вас появилась возможность одним или лучше двумя пальцами дергать ее, как струну.

  • Какой получается звук? Попробуйте натянуть сильнее.
  • Изменился звук или нет?

Проделайте отверстие в центре дна стаканчика с помощью шила или кнопки и пропустите сквозь него нитку. Привяжите скрепку к тому концу нитки, который проходит через внутреннюю часть стаканчика. Вытяните нитку с другого конца, чтобы скрепка оказалась внутри стаканчика. Прижмите стакан горлышком к уху и, натянув нитку, одним пальцем дергайте.

  • Что вы слышите? Что можно сказать о звуке?
  • Как он изменился по сравнению с тем разом, когда не было стаканчика?

Научное объяснение:

В первом случае, когда вы дергали нитку, начали колебаться только те частицы, которые находились в непосредственном контакте с ниткой. Поскольку таких частиц не так уж и много, звук получился мягкий и тихий. Когда мы добавили стаканчик, колебания нитки передались ему, поэтому весь воздух, заключенный в стакане, начал колебаться, и звук получился более глубокий и громкий.

Барабан.

Следующая поделка по звуковой теме — это барабан. Когда ударяешь по барабану, он создает вибрацию, которую мы слышим, как шум. Создадим настоящий барабан из обычных предметов и проверим все экспериментальным путем!

Для изготовления барабана понадобятся: 

  • пластиковые ведёрки из-под майонеза
  • бумага
  • банковские резинки
  • тазик с водой
  • ножницы
  • палочки

Перерисуйте контур ведёрка на бумагу. Затем вырежьте круг с помощью ножниц, добавив по контуру поля шириной 2-3 сантиметра. Намочите бумагу.

Натяните ее на ведёрко закрепите с помощью резинки. Резинка должна сидеть плотно.

 Теперь нужно дать время, чтобы мембрана высохла. Протестируйте свой барабан с помощью барабанных палочек.

К изготовлению самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала – шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п. инструментов целесообразно привлечь родителей.

«Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности.  

Опыт «Поющие бокалы».

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше. 

Педагоги пробуют извлечь звук.

А теперь, внимание на экран. Видеоролик «Поющие бокалы».

Рефлексия.

В процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред. В заключение хотелось бы пожелать вам увлекать детей и вести за собой, открывая им интереснейший мир музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков"

Мастер-класс для родителей по автоматизации звуков в речи ребенка....

Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"

Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Мастер класс для родителей : "Постановка звуков "Р" и "Л".

    У детей часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространенное среди них нарушение произношение звуков. Многие родители считают нарушение звукопроизношения ...

Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».

Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...

Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».

Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...

Мастер-класс для родителей "Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!"

    Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, ...

Мастер-класс «Мультимедийная поддержка автоматизации звука».

Передача коллегам личного профессионального опыта в организации целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Помочь воспитателям обогатить коррекцион...