Сборник конспектов для дошкольников по правовому воспитанию
план-конспект занятия

Конспекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты

Информационно-методическая выставка материалов
по ранней профилактике правонарушений
несовершеннолетних

«ПОНИМАНИЕ. ПОМОЩЬ.ПОДДЕРЖКА»

Сборник конспектов для дошкольников
по правовому воспитанию

Зинкова Л.Ф., воспитатель, общественный инспектор по охране прав детства

ВОРКУТА-2016

Конспект занятия в подготовительной группе
тема: «Что я знаю о своих правах?»

Программное содержание:

  • воспитывать сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными и предупредительными по отношению к окружающим;
  • обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены законом, никто не может нарушать права, записанные в конвенции: право на жилище, право на свободу, право на защиту от унижения, жестокости, право на медицинское обслуживание, право на бесплатное образование;
  • развивать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.

Материал: посылка, в ней письмо (текст далее в конспекте) и «волшебная палочка». Сюжетные картинки (фотографии из Изумрудного города). Костюм Элли. Иллюстрация сказочной страны Фонограмма песни «Солнечный круг»

Предварительная работа: Знакомство с документами «Конвенция о правах человека». Чтение сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Словарная работа: знать права, знак «SOS», Декларация, Конвенция, насилие, медицинское обслуживание, ООН.

Конспект занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие и начать мне его хочется по-особенному - мы послушаем одну песню, а вы подпевайте.

Песня «Солнечный круг» под фонограмму.

Воспитатель: Мы исполнили именно эту песню, потому что в ней говорится о праве на жизнь. Это самое главное наше право. Сегодня мы еще раз поговорим о правах, которые имеют все дети нашей планеты. Но сначала давайте вспомним вот что: Международное сообщество приняло ряд документов о защите прав ребенка. Один из таких документов был провозглашен Организацией Объединенных Наций в 1959 г.

  • Что это за документ?
  • Дети: Декларация прав ребенка.

Воспитатель: Что такое ООН?

Дети: Международная организация государства, созданная в целях поддержания и укрепления мира на планете.

Воспитатель: А в 1989 г. ООН приняла международное соглашение о правах детей, в котором было записано уже больше прав (54) Как называется это международное соглашение?

Дети: Конвенция о правах ребенка.

Воспитатель: Правильно.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: (выглядывает в дверь, затем обращается к детям). Что за чудеса! Почтальон принес посылку. Давайте прочитаем, кому она предназначена (читает) «Куда: Россия, г. Воркута, Детский сад, группа «Фантазеры». Откуда: «Изумрудный город»

В посылке письмо и «волшебная палочка» Прочитаем письмо и узнаем, что случилось. (Читает письмо)

« SOS. Срочно. Мы жители Изумрудного города. Злая ведьма Бастинда нарушает права жителей Изумрудного города. Она хочет. Чтобы все ей подчинялись. Спасти жителей могут лишь те, кто знает права, записанные в Конвенции о правах человека. Помогите нам! Отправляйтесь к Элли в Сказочную страну. Она подскажет, что надо делать. С уважением, жители Изумрудного города».

Воспитатель: кто из вас знает, что обозначает слово «SOS”?

Дети: Это значит, что кто-то попал в беду и ему срочно нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, что будем делать? Окажем помощь! А попадем мы к Элли с помощью волшебной палочки. Возьмитесь за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова:

- 1,2,3 - волшебная палочка в Сказочную страну нас перенеси!

Все подходят к дереву, возле которого сидит Элли. На дереве висят фотографии.

Элли: Здравствуйте, дети! Вы из детского садика?

Воспитатель: Нам пришло письмо от твоих друзей из Изумрудного города. Мы те, кто может вам помочь.

Элли: Да, нам могут помочь только те дети, которые знают свои права. Мы тоже хотим узнать свои права, чтобы жить счастливо в своей страна. А то злая ведьма Бастинда все время всех обижает. Эти фотографии вам помогут вам узнать о нашей жизни.

Элли снимает первую фотографию с дерева и показывает детям.

Воспитатель: О каком праве можно сказать? (глядя на эту фотографию)

Дети: Каждый ребенок имеет право на свободу.

Дети снимают вторую фотографию.

Воспитатель: Вот видите, какое безобразие творит Бастинда в Изумрудном городе! О каком праве говорит нам эта фотография?

Дети: Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия. Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.

Дети снимают третью фотографию.

Воспитатель: Посмотрите, Дровосек заболел, он заржавел. А Бастинба не дает его вылечить. О каком праве не знает Бастинда?

Дети: Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание. Это значит, что если ребенок заболел, он может обратиться в поликлинику и ему назначат лечение.

Дети снимают с дерева четвертую фотографию.

Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию, здесь видно, как Бастинда сломала мой дом. Какое право она забыла?

Дети: Каждый человек имеет право на жилище, на свое имущество, и никто не имеет право его отбирать.

Дети снимают пятую фотографию.

Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию. О каком праве здесь идет речь?

Дети: Каждый человек имеет право на бесплатное образование. Это значит, что каждый ребенок должен учиться в школе.

Воспитатель: Вот мы и доказали, что знакомы с Конвенцией о правах ребенка и наши дети стараются не нарушать чужих прав. А помогает нам в этом вот эта эмблема (демонстрирует ее) Чтобы жители Изумрудного города не забывали о своих правах, мы с ребятами сделаем и подарим вам такую эмблему.

Но сначала я предлагаю вам. ребята, немного отдохнуть и поиграть. Элли, предложи нам какую - ни будь игру.

Физкультминутка: «БУГИ-ВУГИ»

Дети становятся в кругу лицом друг к другу. Движения выполнять по содержанию текста.

  1. Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом - наоборот и немного потрясем.

Мы танцуем «Буги - Вуги» поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так: раз-два!

  1. Руку левую вперед, а потом ее назад.

А потом - наоборот и немного потрясем.

Мы танцуем «Буги-Вуги» поворачиваясь в круге.

И в ладоши хлопает вот так: раз-два!

Припев: «Буги-Вуги»- Окей! (двигаемся вперед показ.)

«Буги- Вуги»- Окей! (показывают большой палец, выставляя при этом правую ногу вперед на пятку)) - 2 раза

  1. Ногу правую вперед, а потом ее назад,

А потом - наоборот и немного потрясем,

Мы танцуем «Буги - Вуги», поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так: раз- два!

  1. Ногу левую вперед, а потом ее назад,

А потом наоборот и немного потрясем.

Мы танцуем «Буги-Вуги», поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так: раз-два!

Припев: тот же.

Дети садятся за столы и выполняют эмблему. Дарят ее Элли.

Воспитатель: Ребята, напомните всем, что она обозначает?

Дети: Эта эмблема означает то, что все дети на планете имеют одинаковые права.

Воспитатель: а еще ребята хотят прочитать стихи о правах:

  1. реб. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.

  1. реб. Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

  1. реб. Пусть дети живут, смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка будет теплый светлый дом.

  1. реб. Детство только раз бывает у ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает горя черного -войны.

  1. реб. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

  1. реб. Чтобы горе исчезло, и пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда!

  1. реб. Знать права детей хотите? В детсад к нам приходите.

Конвенцию мы изучаем, и вас к тому же призываем!

Элли: Спасибо, что помогли нам. Зная свои права, мы справимся с Бастиндой.

Растите счастливыми, добрыми, дружными. Я тоже хочу подарить вам кое - что на память о нашей встрече (Элли дарит медальки)

Воспитатель: Теперь мы можем возвратиться в детский сад. Возьмитесь за руки. 1- 2-3 -волшебная палочка в детский сад нас возврати!

Вот мы и вернулись. Молодцы, ребята, порадовали вы меня тем, что знаете свои права, и хорошо в них разбираетесь. Но мы вспомнили не все права, записанные в

Конвенции. Давайте подойдем к выставке детских работ. Здесь права детей вы изобразили более подробно.

Дети с воспитателем обсуждают работы.

Спасибо ребята, за занятие. Оно подошло к концу. А закончить занятие мне хочется отрывком из стихотворения В. Берестова.

Мы любим тебя без особых причин:

За то, что ты дочь, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней,

Останется тайной опорой твоей.

Пока вы маленькие, мы - взрослые защищаем вас. Но когда вы станете взрослыми, вы уже сами будите защищать своих детей.

Конспект занятия в подготовительной группе

тема: «Кто я?»

Цели: 1. Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма.

  1. Определить эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
  1. Составлять словесный портрет человека.
  1. Вызвать у ребенка потребность рассказать о себе.
  1. Замечать индивидуальные черты у себя и у других людей.
  1. Знать полезные и вредные привычки.

Примерные направления для беседы с детьми: « Я радуюсь когда...; Мне жаль, когда....; Мне грустно, когда....; Я хотел бы; Мои мечты; Что такое счастье; Мой дом; Мои друзья; Наши добрые дела; Каким я буду школьником.

Рисование на тему «Мое настроение»

Мне весело, хорошо мне так себе, ничего мне грустно, плохо.

Воспитатель тоже рисует свое настроение. Потом подсчитываем, сколько сегодня в группе веселых и грустных детей. Почему? Как улучшить настроение? Примерные варианты заданий детям:

  • Вспомнить стихи, рассказы, сказки, в которых герои смеются, плачут, удивляются.
  • Попробовать самим придумать небольшие рассказы, сказки (один ребенок будет рассказывать, а остальные определять, к какой из картинок подходит рассказ или стихотворение).
  • Произнести предложение «Я пойду в школу» в трех вариантах: радостно, грустно, удивленно.
  • Сопоставить произнесенное предложение с картинкой.

Окружающие нас люди всегда видят наше лицо.

Если черты лица даны природой и родителями, выражение лица — это то, что мы создаем сами. Лицом нужно уметь владеть, совсем не обязательно всем вокруг знать, что у вас на душе. Иногда о человеке говорят: «У него такое доброе лицо!», а бывают злые люди с добрыми лицами! Как правило, нет. Ведь лицо способно накапливать чувства. Которые ему чаще всего приходится выражать. Какое у вас лицо? Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам и окружающим.

  • Каких сказочных героев вы знаете?
  • Каких злых сказочных героев вы знаете?
  • Кто из вас может прочесть веселое стихотворение?

Задание детям:

  • Улыбнитесь, как солнышко.
  • Нахмурьтесь, как тучка.
  • Рассердитесь как упрямые бараны на мосту.
  • Изобразите испуганного зайчика.
  • Нарисуйте портрет своей семьи, так чтобы на нем все были веселы.

На занятии можно использовать зеркала для обучения детей выражению разных эмоциональных состояний.

Задание детям:

  • Определить настроение по картинкам и фотографиям: грусть, тоска, уныние, горе, печаль.
  • Опиши друга.

Дети становятся спиной друг к другу и по очереди описывают одежду, лицо, прическу стоящего за спиной ребенка. Побеждает тот, кто оказался более точным в описании друга.

  • Из чего состоит тело человека? Покажи части тел аи назови их: (Голова, лоб, глаза, ресницы, уши, рот, нос, щеки, подбородок, шея, грудь, спина, живот, ноги, колени, ступни, руки, пальцы).
  • Зачем нужны человеку глаза, ресницы, уши, сердце, ноги, желудок.
  • Что для этого необходимо делать?

Чтение стихотворения

Хочу я по всей прокатиться планете, Разведать, что делают дети на свете . Как их зовут?

Хорошо ли живут?

Выяснить надо, кто учится в школе.

Справится, школа у них далеко ли?

Как их здоровье, сколько им лет?

Есть ли работа у папы, иль нет?

Кто поправляет на них одеяльце? Кто им лекарство с вареньем дает?

Конспект - занятие в подготовительной группе

Тема: «имеют ли дети права?»

Задачи: Обобщить, систематизировать знания детей о правах, все дети защищены законом, никто не может нарушать права, записанные в Конвенции: право на семью, право на медицинское        обслуживание, право на бесплатное образование, право на отдых, право на достаточное количество воды и питания, право на имя. Развивать умение отстаивать свои права и уважать других людей.

Предварительная работа. Знакомство с документами: «Конвенция о правах ребенка», изготовление плаката «Я имею право», альбом «Это мое право», чтение сказок «Крошечка-хаврошечка», «Золушка», «Волшебник изумрудного города», заучивание пословиц.

Материал: глобус, документ: «Конвенция о правах ребенка», альбом: «Это мое право», песня: «Солнечный круг», картинки для раскрашивания, карандаши.

Ход занятия.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, давайте поприветствуем друг друга. «Приветствие» «Здравствуй друг! Пожали друг другу руки. Где ты был? Потрогать друг друга по плечу. Я скучал, Потрогать друг друга за ушко. Ты пришел? Поднять плечи вверх. Хорошо! Обняться.

Воспитатель: (в руках глобус) Что я держу в руках? Дети: Глобус. Уменьшенная копия планеты Земля. Воспитатель: А кто населяет нашу планету? Дети: Люди, животные, птицы.

Воспитатель: Правильно. Люди появились на Земле давно, много-много лет назад, тогда же и появились главные вопросы: «Что могут люди делать? Что не могут? Что обязаны делать? Что не обязаны. На что имеют право? На что не имеют право?». Со временем решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров и, в результате появилась «Всеобщая декларация прав человека, в которой записано, что люди что люди должны делать, чтобы жить в мире. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали «Конвенцию о правах ребенка». С этой книгой мы уже знакомились, о чем говорится в этой книге?

Дети: О правах детей.

Воспитатель: (На доску вывешивается картинка «Право на семью») Что вы знаете об этом?

Дети: У детей должны быть мама и папа.

Воспитатель: Как должны относиться члены семьи друг к другу?

Дети: Уважать, любить друг друга, заботиться друг о друге.

Воспитатель: Вы любите собираться дома всей семьей?

Как вы ласково называете членов своей семьи?

Мама-мамочка.... и т.д.

Воспитатель: А какие обязанности есть у вас в вашей семье?

Дети: Помогать- мыть посуду, убирать.

Ребенок: Я люблю свою семью-маму, папу, деда, бабу, дядю, Кота Леву. Все, кого я так люблю имеют право на семью.

Воспитатель: (вывешивается картинка «Право на медицинское обслуживание»). Что вы знаете об этом праве?

Дети: Если ребенок заболел, он обращается к врачу и его обязательно вылечат.

Воспитатель: Кто и как заботится о твоем здоровье?

Дети: Врачи - лечат, делают прививки, наблюдают.

Воспитатели: - охраняют здоровье, соблюдают режим дня.

Воспитатель: (вывешивает картинку «Право на бесплатное образование»)

Где можно купить образование?

Дети: В школе, детском саду, колледже, институте.

Воспитатель: Для чего нужно учиться?

Дети: Чтобы быть умными, образованным человеком, получить профессию.

Воспитатель: Вы скоро пойдете в школу, и и самой главной обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Воспитатель: (вывешивает картинку «Права на отдых»).

Что вы можете рассказать об этом праве?

Дети: Право на отдых.

Воспитатель: В «Конвенции о правах ребенка» отражено право каждого ребенка на отдых. Как можно отдохнуть детям?

Дети: Поиграть, танцевать, рисовать и т.д.

Воспитатель: Я предлагаю вам использовать это право и отдохнуть.

Игра: (Дети в кругу, движения по тексту)

Мы сейчас пойдем на право. Раз, два, три!

А теперь пойдем налево. Раз, два, три!

Быстро к центру соберемся. Раз, два, три!

Так же быстро разойдемся. Раз, два, три!

Мы тихонечко присядем. Раз, два, три!

И легонечко привстанем. Раз, два, три!

Попляшите наши ножки. Раз, два, три!

И похлопайте в ладоши. Раз, два, три!

Пословицы:

1 .Если семья вместе, то и душа на месте.

  1. Ученье свет, а не ученье тьма.
  1. Грамоте учиться - всегда пригодится.
  1. Делу - время, а потехе - час.
  1. Сделал дело, гуляй смело.

Воспитатель: Ребята, а кто еще вспомнит нрава, о которых мы не рассказали?

Дети: Право на достаточное питание и количество чистой воды. Можем покушать и попит, когда захотим.

Воспитатель: Я вам хочу рассказать о праве, где «Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы». А всегда ли соблюдают эти права? Давайте вспомним сказки, в которых нарушаются эти права.

Дети: «Крошечка- Хаврошечка, Золушка, Золотой ключик».

Воспитатель: У нас в группе есть альбом «Это мое право», в который мы наклеиваем картинки, фотографии о правах. Давайте сейчас пополним наш альбом. На столах у вас лежат рисунки, рассмотрите их, какое право изображено на нашем рисунке? Раскрасьте, и мы наклеим их в альбом.(дети работают за столами).

Воспитатель: Становитесь в круг, мы споем песню «Солнечный круг».

Это песня о мире, все дети нашей планеты имеют право жить в мире. Пока вы маленькие, мы взрослые защищаем вас, но, когда вы станете взрослыми, будете сами защищать детей.

КОНСПЕКТ

Тема: «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

Цели и задачи:

- формировать представление детей о правах ребенка;

- помочь понять родственные отношения в семье;

 - воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье. Право знать своих родителей, право на их заботу, совместное проживание с ними.

Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.

Ход беседы

Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в рудной семье.

Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека.

Попробуйте произнести слово «семья» — вот так: семь — я. Как вы думаете, что это значит? Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к родным! Ваша улыбка напоминает мамину, ваша походка — папину, цвет глаз у вас такой же, как у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Вопросы

На кого из родных вы похожи внешне?

На кого вы похожи по характеру?

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.

В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая!»

Что же такое согласная семья?

Правильно! Это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняясь открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Самые близкие ребёнку люди — его родители. И для родителей — дети смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Мать малыша и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет, и научит. А если ребенок заболел, то вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родная матушка» - примечают люди.

Заболел сынок

Простудился Ваня -

Заболел сынок.

Чуть мерцает в спальне

Слабый огонек.

За окном метели

В стекла бьют упрямо, От постели сына

Не отходит мама.

Потеплей укрыла

И дала напиться, О сыночке милом

Станет мать молиться!

Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек!

Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться! И не только делать что-то руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.

«Отец сына худому не научит» - говорится в народе.

Мой папа

Папа знает все на свете:

Знает, где родился ветер,

Как бушует океан -

Ведь мой папа — капитан!

Мы достанем карту мира,

Вместе станем изучать -

Вот высокий пик Памира,

Здесь морей синеет гладь.

Это южная Анапа,

Это — северный Ямал.

Обо всем расскажет папа -

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

Вопросы и задания

  1. Чему вы научились у папы?
  1. Есть ли вас сестры и братья? Расскажите о них.
  1. Расскажите о маме.
  1. Вспомните и прочтите стихи, посвященные маме.
  1. Какая профессия у вашей мамы? А у папы?

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица - на все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду -

Рукоделием займусь!

Самые старшие и уважаемые члены семьи — бабушки и дедушки. Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.

Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, то и вам нужно будет позаботиться о них.

Дедушка

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые! Она теплые носки свяжет, и вкусный пирог испечет, и добрым словом поможет, и в трудную минуту поддержит.

Бабушка

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Её руки непростые,

Трудовые, золотые!

В народе есть поговорка: «Семьей и горох молят». Так говорили в старину о тяжелой работе, которую может выполнить только дружная группа людей. В то время работы по хозяйству выполняли все члены семьи от мала до велика.

Но и сегодня ваша помощь очень нужна. Убрать за собой игрушки, помыть посуду, вытереть пыль — ведь это совсем не сложно. Зато сколько радости ваш труд принесет родным! Они поймут, что вы думаете и заботитесь о них.

Интересно рассматривать альбомы с фотографиями своей семьи. Но многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Оказывается, это ваши дяди и тети — родные братья и сестры мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры.

Вот какая большая у вас семья!

Вопросы и задания

  1. Что означают слова «согласная семья»?
  1. Сколько членов в вашей семье? Расскажите о них.
  1. Почему говорят: «Родительское сердце — в детках»?
  1. Почему нужно помогать старшим членам семьи?
  1. Расскажите о родном доме.
  1. Как вы понимаете поговорку «Дома и стены помогают»?
  1. Как вы думаете, почему говорят: «Хорошие дети — отцу-матери — венец»?
  1. Расскажите, какие домашние дела вы выполняете?

Ребята, мы поговорили о счастливых, благополучных семьях. Но в жизни, к сожалению, порой случается по-другому.

Бывает, что маленького ребенка растит и воспитывает одна мама, и ей, конечно, очень трудно. Но иногда малыш оказывается и вовсе без родителей. Маленький ребенок совсем беспомощное существо! Он не умеет сам ни одеваться, ни есть, ни пить. Без взрослых ребенок жить не может!

Как же поступают с ребенком, оставшимся без попечения родителей?

Заботу о детях берет на себя государство. Малыша направляют в детский дом, где о нем заботятся нянечки, врачи и воспитатели. Но, конечно, родных отца и мать малышу не может заменить никто! Дети скучают по ним, в каждой входящей женщине видят маму, тянут к ней ручонки, плачут, когда она уходит.

Некоторым сиротам (так называют детей, оставшихся без родителей) везет: их усыновляют приемные родители и дети обретают новую семью.

Конспект по правовому воспитанию
’’Путешествие по сказкам”

Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним. Закрепить знание детей о Декларации прав ребенка.

Материал: иллюстрации к сказкам; карточки по правам ребенка;

Предварительная работа:

  1. Обыгрывание сказки “Волк и семеро козлят”.
  1. Чтение сказки «Кукушка», «Филиппок»

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о правах. На планете Земля живут взрослые и дети. Взрослые пользуются правами, которые у них есть: взрослый имеет права на жизнь, права на достойную работу, получать хорошую зарплату, право на отдых, на медицинскую помощь и много других прав.

А вот вы ребята, как думаете, есть ли у вас права, как у взрослых?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А какие права имеет ребенок, мы с вами вместе посмотрим и обсудим. (Рассматривание карточек по правам ребенка и обсуждение каждого права).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, которые мы обыгрывали вчера (Показывает персонажей из сказки ‘'Волк и семеро козлят”).

Спрашивает:

  • Чем закончилась сказка? (Волк упал в яму и распорол брюхо, а оттуда выскочили козлята, живые - здоровенькие).
  • С волком случилась беда. Нужно ему помочь?

Ответы детей.

  • Как можно помочь ему? (Брюхо зашить, врача позвать).
  • А вот некоторые дети не хотят помочь волку. Почему? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас Ярик покажет нам эпизод, как Волк приходит к козлятам, но они его не пускают.

Воспитатель: Скажите, какое право нарушил Волк? (Ответы детей).

Звучит песня “Три поросенка” (грамзапись).

Воспитатель просит детей вспомнить, чем закончилась сказка. (Волк упал в печку, обжегся и убежал)

  • Мог ли Волк съесть поросят? (Ответы детей)
  • Кому жаль Волка? (Некоторые дети высказывают сочувствие волку, предлагают вылечить его).

Воспитатель: Какое право нарушил Волк?

Дети: Право на неприкосновенность жилища.

Проводится подвижная игра "Три поросенка’'.

Игра: дети по трое стоят в обручах (домики поросят).

Условие: когда поросята трое и они находятся в домике, волк трогать их не может.

Звучит веселая музыка, и все поросята бегут на полянку. Воспитатель объявляет об опасности: "Вдруг выходит волк, он зубами - щелк!”.

Иллюстрация сказки «Заюшкина избушка» (дети проигрывают сюжет)

Заяц: Помогите? Помогите же кто-нибудь! Ребята, со мной беда приключилась, попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала. (Плачет)

Лиса: А что, я виновата что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? - Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права, лиса, меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка, на все имею права.

Воспитатель: Подожди, лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы сейчас у ребят спросим. Скажите, ребята, какое право на жилище имеет каждый?

Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель: Теперь ты поняла, лиса, что ты не имеешь право выгонять зайца из собственного дома.

Лиса: Ну, хорошо, я больше не буду Пойдем, заинька, вместе, поиграем. (Проводиться любая подвижная игра).

Воспитатель: А вы, ребята, молодцы! Помогли героям сказок помириться и определить свои права. А давайте мы с вам попробуем создать свою книгу «Конвенцию о правах детей», только в нашей книге вместо слов будут иллюстрации, ваши рисунки.

Дети рисуют рисунки, создают книгу.

Итог занятия: обсуждение, проговаривание прав.

Конспект занятия в средней группе
(по правовому воспитанию)
«Имею право жить».

Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.

Беседа: «Имею право жить».

Воспитатель: «- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.

  • А, благодаря кому вы появились на свет?
  • Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению?

-   Как они счастливы, что у них есть вы? (ответы детей).

Воспитатель: - У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. В Конвенции, а это специальный документ о правах ребенка, записано, что главное право каждого человека - право на жизнь, и маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить.

Ребята, давайте с вами рассмотрим вот этот рисунок. (Символ права).

  • Как вы думаете, о чем говорит этот рисунок? (размышления детей).
  • Когда-то маленький мальчик написал на своем рисунке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду Я!

  • Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.

-  Ребята, что для вас значит «жить»? Подумайте и расскажите, как бы вы хотели прожить свою жизнь? У каждого человека есть мечта. Мечта- это то, чего тебе очень хочется.

Правильно, ребята, никто не имеет право отбирать жизнь у другого человека.

-  Давайте вспомним, в каких сказках нарушено право на жизнь?

(«Колобок», «Муха-Цокотуха», «Три поросенка» и др.)

Воспитатель:- Ребята, вы должны учиться быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей.

  • Как предупредить несчастные случаи? Можно ли их избежать? Как вы думаете, ребята?
  • Умные люди придумали для всех людей на Земле - и для детей, и для взрослых - особые правила поведения человека дома, на улице, в автомобиле, в воде. Если вы будете знать и соблюдать эти правила, то с вами ничего плохого не случиться. И ваши родные всегда будут радоваться, что вы растете такими умными и здоровыми.

-   Ребята, какие правила поведения вы уже знаете, о каких слышали от взрослых?

  • Правила дорожного движения.
  • Правила пешехода.
  • Правила водителя.
  • Правила обращения с огнем.
  • Правила обращения с опасными предметами.
  • Правила обращения с животными и др.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?

Дети: - О правах детей. О праве ребенка на жизнь.

Воспитатель: - Ребята, вы знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нам.

1 Ребенок: -

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

     2 Ребенок: -

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь дорожку умницу сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Воспитатель: - На этом наше занятие окончено. Ребята, огромное вам спасибо!

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с
окружающим миром для средней группы «Мой дом - моя
крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)

Цели:

Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены.

Словарь:

Неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилище.

Оборудование:

Карточки с изображением птиц, животных и их жилищ, символ изучаемого права, фланелеграф; фигурки персонажей и декорации к сказке «Три поросенка»; аудиозапись песен о доме; «строительный материал» (кубики, бумажные домики и т. д.), цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

  • Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом - моя крепость? (Рассуждения детей). Посмотрите на фланелеграф и вспомните сказку «Три поросенка». Как вы думаете, за что поросята наказали волка? (Ответы детей).

Никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности.

  • А у вас есть свой дом, своя квартира? С кем вы живете?

В конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Дети, а как вы понимаете, что такое неприкосновенность? Никто не имеет право лишать вас жилья, и никто не имеет право без вашего разрешения входить в ваш дом. (Предлагаем рассмотреть символ изучаемого права.) А в какой сказке волк перехитрил маленьких деток? Мама пришла, а их нет (Волк и семеро козлят.)

Подумайте, какое право здесь еще нарушено? (право на жизнь.) Дети, а как вы себя ведете, когда остаетесь дома одни? Что делаете, когда родители уходят? А что вам строго-настрого не разрешают делать? (трогать электрические приборы, брать спички, крутить краны...) А как вы поступите, если остались одни, если в дверь позвонили? (не откроем дверь без взрослых, позвоним соседям...)

Ребята, а в каком городе мы живем'? Давайте построим район, в котором мы живем. Как он называется? Дети строят городок из готовых бумажных домиков или кубиков.

- А кто живет в этом домике? (ребенок называет имя и фамилию.)

  • Скажи, ты знаешь свой домашний адрес? Молодец, может ты знаешь и свой телефон? Все вы живете на разных улицах, в разных домах, и у каждого из вас свой адрес (каждый ребенок называет свой адрес.)

Игра с мячом «Назови свой адрес».

Дети должны передавать друг другу мяч и называть номера домов, квартир и названия улиц, на которых они проживают. Воспитатель поощряет детей, хорошо знающих свои адреса.

  • Как вы думаете, для чего нужно знать свой адрес, номер телефона, свое имя, фамилию? (ответы детей.)

Игра «Кто имеет право жить в этом доме».

Дети получают карточки с изображением жилищ животных, воспитатель спрашивает у детей:

  • Кто имеет право жить в этом доме? Почему?
  • С какими правами вы уже знакомы? Есть ли у вас обязанности по дому и какие? (ответы детей.) Да, дети могут:
  • Помогать близким, родным поддерживать в порядке свое жилье.
  • Наводить порядок в собственной комнате, убирать на место свои игрушки.
  • Убирать за собой постель, грязную посуду и т. д.
  • Дети, пусть у каждого из вас будет теплый светлый дом. Ты любишь свел дом и бережешь его, не так ли? Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме, кроме вас, проживает еще много людей, надо относиться к ним с уважением и соблюдать правила культуры проживания в доме. Что вы никогда не сделаете в своем доме и не хотите, чтобы сделали другие? (ответы детей.)
  • Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать и чертить на стенах. Зато мы всегда будем вытирать ноги перед входом в дом.
  • Помним, что играть с товарищами на лестнице невежливо. Вдруг кто-то из соседей болен, или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям. Поэтому играть удобнее и вежливее во дворе.

Игра «Приглашение в гости».

  • Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин аккуратный, то в доме у него будет порядок. Если же хозяин неряха, то в его доме скорее всего будет беспорядок. (Дети фантазируют, какие дома могут быть у этих людей.)

После, воспитатель предлагает детям рассказать о своем доме, своей комнате, любимых игрушках, книгах. Дети сообщают друг другу о семейных праздниках, традициях, правилах. Задача каждого ребенка убедить как можно больше друзей посетить его дом.

Занятие заканчивается прослушиванием песен о доме.

На следующем занятии по рисованию предложить детям нарисовать «Дом своей мечты».

Конспект беседы с детьми по правовому воспитанию
во второй младшей группе.
Тема: «Моя семья».

Задачи. Формировать представления о семье. Знать имена своих родителей.

Воспитывать уважения к членам семьи.

Оборудование. Кукла - Чебурашка, фланелеграф, картинки детенышей животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, песню. (Дети слушают запись песни «

Чебурашка»). Про кого эта песня? Дети: отвечают (ответы детей)

Воспитатель: К нам в гости опять пришел Чебурашка.

Чебурашка: Здравствуйте, ребята. Я вас помню. Помню, как вас зовут. У вас у каждого. У вас у каждого, свое красивое имя. Скажите, а вы дружные ребята. Расскажите, мне с кем вы дружите.

Дети: называют имена своих друзей Саша, Маша, Полина, Арсений.

Воспитатель: Мы знаем, Чебурашка, что у тебя тоже есть друг. Но главные друзья наших детей это их родители: мама и папа.

Воспитатель: Чебурашка, а у тебя есть родители?

Чебурашка: Не знаю, я их не помню.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть родители? Расскажите, как зовут их. С кем вы еще живете?

Дети: с мамой, папой, бабушкой, сестрой (рассказы детей).

Воспитатель: Как хорошо, вы все имеете маму, папу, бабушек и дедушек, которые вас очень любят и берегут. Всех их можно назвать одним словом - семья. «Семья - это слово родное, сколько в нем света, тепла и добра».

Пальчиковая игра « Семья»

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик - я

Вот и вся моя семья.

Дидактическая игра: « Назови его маму».


(Воспитатель показывает картинки с изображениями детенышей животных, называя его, дети называют взрослого животного).

Воспитатель: До скорых встреч Чебурашка.

Дети: До свидания, Чебурашка, снова будем ждать в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека изгр- заданий для дошкольников по правовому воспитани

Правовое воспитание начиниется с дошкольного возраста. Я предлагаю Вашему вниманию картотеку разработанных наками игр- заданий для детей на тему" Я и мои права" Картотека удобна для распечатания....

Дополнительная образовательная деятельность в ДОУ: Кружок «Всезнайка» по формированию толерантного отношения у дошкольников средствами правового воспитания.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человече...

Конспект занятия для старших дошкольников по правовому воспитанию из проекта "Права маленького Человека"

Данное занятие направлено на формирование правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Может быть использовано в рамках деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательно...

Развитие социальных навыков у старших дошкольников посредством правового воспитания»

Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей явля...