Родительское собрание Тема: «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Болгова Елена Матвеевна

Мотивация  родителей  к решению проблеме профессионального определения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rodsobraniya.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Цель встречи: мотивация  родителей  к решению проблеме профессионального определения детей.

Время: 45 – 60 минут

Форма проведения: педагогическая  гостиная.

Участники: родители и воспитатель.

Ход родительского собрания

1.ПРИВЕТСТВИЕ.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы  рады вас видеть в педагогической гостиной. Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним, желание сделать их счастливыми.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

     В течение последних лет в нашей стране уделяется особое внимание профориентации школьников. Какой будет будущая профессия, каким делом будет заниматься выпускник школы - вопросы, которые задают себе не только обучающиеся школ, но и их родители, классные руководители.  Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.  

      Проблематика профориентации дошкольников возрастной группы 3-8 лет отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, что говорит о необходимости системной педагогической деятельности по профориентации детей начиная с детского сада.  Сегодня на дошкольное образование возлагают большие надежды, потому что общепризнанным является тот факт, что это золотой возраст для развития личности, те навыки, те основы деятельности, который закладываются на этом этапе, остаются на всю жизнь. Как известно все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ребенка нужно серьезно готовить к выбору своей будущей профессии. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата он будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний.  Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Перед педагогами стоит очень сложная задача: с одной стороны, так заинтересовать детей и познакомить с рядом профессий, которые будут не менее престижными, а с другой стороны - приобщить к миру профессий таким образом, чтобы у детей возникло  желание стать профессионалом в своем деле. Работа по ранней профориентации дошкольников включена во все виды деятельности и осуществляется в разных формах, таких как проведение бесед,  дидактических игр и  сюжетно-ролевых игр.  В младшем возрасте мы знакомим детей с рядом профессий из «ближнего окружения» т. е. трудом тех людей, которые окружают ребенка,  постоянно подчеркивая их заботу о детях.

    Главная задача -  вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать посильную помощь. В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знания о профессиях родителей. В старших группах детям мы показываем результат труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, связи, торговли, знакомим с трудом творческих профессий: художник, писатель и т. д. Детей седьмого года жизни знакомим с профессиями родного города. Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых, наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, встречи, представителями профессий.  Центральное место в работе отводится игре, через которую  закрепляется и углубляется интерес детей к профессиям, воспитывается уважение к труду. Формирование представлений о труде взрослых происходит и в других видах  деятельности. Необходимые знания о той или иной профессиональной деятельности, уважение к труду взрослого воспитываются и через продуктивную деятельность (рисуем профессию мамы, папы, формируем представления о профессии строителя, занимаясь конструированием).  Проведение экскурсий – туризм - позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Проектная деятельность  - позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.  Каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Миссия взрослых в проектах заключается в следующем - помочь каждому ребенку обрести мир взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности; ненавязчиво подвести к выводу о том, что правильным жизненным выбором профессии определяется жизненный успех.  

     Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время, каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось, могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит,  мы хотим, чтобы наши дети понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, по сути, основа жизни.  Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 

     Как вы, родители, можете поучаствовать в профориентации своих детей сейчас? Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем. В статье 18 «Закона об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.  Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.  Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии.  Это, прежде всего,

  • доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного;
  • беседы, рассматривание с ребенком принесенных вами орудий труда (по возможности), фото и видеоматериалов. Ведь живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольника. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы;
  • проектная деятельность -  домашнее  задание  по изготовлению презентации по ранней профориентации для детей старшей группы, например « Я работаю..»;
  •  воспитанники  могут  знакомиться с миром профессий в нетрадиционной форме. Можно оформить рассказ о своей профессии в виде презентации.  Например,  открывается первый слайд, родитель загадывает загадку, а дети должны внимательно посмотрев на изображения, называть в каком углу находится правильный ответ, и т. д. Или презентация совместной работы родителей с детьми «Мне нравится… профессия. Вот что я о ней знаю…»;
  • конечно же наша с вами совместная работа – работа  педагогов с родителями детей по изготовлению атрибутов  к сюжетно - ролевых играм;
  • ваше участие в оформлении альбома с рисунками и фотографиями «Все профессии важны»;
  •  выпуск семейных газет «Наш папа –  шахтер», «Моя мама – повар» и т.д.
  • изготовление лэпбуков;
  • совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка;
  • организация совместных чтений художественной литературы о профессиях.

        Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов,  и вас, родителей – поставить перед ребенком  вопрос: что он будет делать, когда вырастет? Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.  Мы все хотим для наших детей самого лучшего, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка. Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия. Поэтому наша  цель -   достичь единства педагогических воздействий на ребенка, что позволит добиваться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...

Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство - короткий, но важный период формирования личности, ребёнок знакомится с окружающим миром. Предоставив ребёнку как можно больше информации о мире профессий, мы можем в дальнейшем ра...

«Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном ...

«Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном ...

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей интерес к различным профессиям....

Консультация "Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Профориентация детей дошкольного возраста - это новое малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном ...