ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»
статья (младшая группа)

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А.Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.

Потешки – малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zhdanova_t.g.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ  У ВОРОТ»

Жданова Т.Г.

В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО в современных условиях развития системы российского образования большое значение уделяется дополнительному образованию детей дошкольного возраста.

 В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1].

Система дополнительного образования решает следующие задачи:  создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, создание эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, создание психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.

В условиях дошкольного учреждения система дополнительного образования представлена обширно. Функционирует кружковая деятельность различной направленности.

Определяя направление развитие группы, мы сделали упор на речевое развитие младших дошкольников. Речевое развитие детей 3-4-х лет находится на низком уровне. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В группе 3-4 лет у детей наблюдается речь, которая мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Дети стесняются, боятся насмешек, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии [2, c. 87].

В связи с этим в группе функционирует кружок социально-педагогической направленности (речевое развитие) «Как у наших у ворот». Цель данного кружка – оказание помощи детям второй младшей группы в преодолении трудностей в развитии речи средствами малых форм фольклора.

 Кружковая работа облегчает подготовку к основным ООД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции [1, c. 23].

В основные задачи кружка входит:

- формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление мышц артикуляционного аппарата;

- подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков);

- развитие движений кистей и пальцев рук;

- развитие фонематических представлений и навыков.

Свою практическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста строим на следующих основных принципах:

- тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала;

- интегрированная деятельность;

-  активное включение детей в речевое поле.

Работа строится по пяти направлениям:

- знакомство с фольклорными формами для расширения и обогащения словаря детей;

- активизация речи детей, слов через использования дидактических игр;

- формирование звуковой культуры речи;

- работа над интонационной выразительностью речи;

- формирование диалогической речи.

 Зная, что словарный запас детей этого возраста ещё невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, знакомство детей с народным творчеством начинаем с потешек, колыбельных песенок, прибауток, в совместной деятельности детей в рамках кружка «Как у наших у ворот».

Знакомство с потешками начинаем с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку,  рассказываем о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняем значение новых слов, которые ребята услышали в потешке.

Чтение народных песенок, потешек, скороговорок, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста, также являются незаменимым материалом для дикционных упражнений.

На данных занятиях дети проявляют речевую активность, четко и звонко произносят слова и предложения. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому [3, c. 9].

Читая потешку, дети научились не только слушать, запоминать её, но и обыгрывать.

Работа над сказкой также дает большие возможности для развития речи. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.

В соответствии с программой под редакцией О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» сформировали предметно-развивающую среду, в виде «русской избы», где воспитанники имеют возможность разглядывать старинные бытовые предметы, образцы народных промыслов, национальную одежду. Эта развивающая среда помогает в  развитии словаря у детей за счет обогащения неизвестных слов: чугунок, лампа, зыбка и т.д.), уточнения значений слов детям: из самовара пили чай, в крынке хранили молоко) и активизации словаря. В «русской избе» в образе «Хозяйки» проводятся все фольклорно-игровые занятия в рамках кружковой деятельности «Как у наших у ворот».

Теперь можем наглядно убаюкивать куклу-пеленашку в люльке, объясняя, что это такая же кроватка, учить потешку на занятии «Как у котика усы…» и поить его молоком из кувшина (крынки). Во время проведения таких занятий использовала разные методы и приемы: рассматривание иллюстраций, игрушек; элементарные инсценировки; просмотр видео; чтение произведений: вопросы по содержанию; заучивание; прослушивание аудиозаписей; игры-драматизации; использование различных видов театра.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 15 минут.

Анализируя проделанную работу, пришли к выводу, что речевое развитие детей младшего возраста невозможно осуществить только в условиях детского сада. В связи с этим актуален вопрос взаимодействия с семьёй.

Организация работы с родителями, направленная на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Включив родителей в образовательный процесс, мы достигли положительных результатов. Родители активно включились в работу,  вместе с детьми придумывали сказки, рисовали к ним иллюстрации. На тематической неделе «Книжкина неделя» собрали библиотеку русских народных сказок. В результате обучения в кружке «Как у наших у ворот» дети познакомились с произведениями устного народного творчества. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающем мире, обогатился словарный запас, повысился интерес к произведениям устного народного творчества.

Список использованной литературы

  1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
  2. Аникин В.П. Русское народное творчество. - М.: Высшая школа, 2004. – 733 с.
  3. Загоруля, Г. А. Путешествие в мир фольклора : учеб. пособие. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 1999. - 291 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

проект«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей с ОВЗ»

      Наряду с поиском современных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применение в разл...

Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...

«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....