Из опыта работы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие вокально-хоровых  навыков у  одаренных детей старшего дошкольного    возраста в условиях ДОУ.

   Будко  Светлана Алексеевна, МБДОУ №15 «Ромашка»,  музыкальный руководитель, г Шарыпово, Красноярский край

Аннотация

Приобщение детей к  хоровому  искусству всегда актуально. Работа с детским  хоровым  коллективом имеет свою специфику и ряд особенностей.   Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка.   Моя музыкально-педагогическая  деятельность в детском саду определяется идеей научить детей петь правильно, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво. Приоритетным в моей работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка. Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития.

      В описании своей работы обобщен  опыт теории и практики  хорового  воспитания детей.           Использован собственный многолетний опыт работы с детским  хоровым  коллективом.

                На сегодняшний момент чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов важно не только для одаренного ребенка, но и для общества в целом. Одаренные дети  – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - они не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный и творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает, корректирует и изменяет цели и задачи  образования, в том числе и дошкольного.

Суть проблемы одаренности фокусируется в факте: не всякий одаренный ребенок превращается в одаренного взрослого человека, и не всякий одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Способности – это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении той или иной деятельности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения и мышления.

Одаренные дети   имеют более высокие по сравнению с большинством музыкальные  способности, творческие возможности и  их проявления, имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность.

 Целью своей   педагогической деятельности считаю: создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка, раскрытия его  музыкальных и творческих  способностей.

Для достижения поставленной цели были  мною определены следующие задачи:

  1. Развивать музыкальное эмоциональное  восприятие, музыкальный слух, музыкальную память.
  2. Развивать навыки хорового и сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.  
  3. Развивать песенный музыкальный вкус.
  4. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
  5. Приобщать  детей к классической, народной и современной песне, формировать интерес и любовь к пению, хоровому исполнительству.
  6. Воспитывать у детей музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус;

          В ООД пению отвожу особое место.  Большое внимание в своей работе уделяю хоровому и сольному воспитанию детей. Песня - это оптимальное средство, которое позволяет всесторонне влиять на детей. В условиях ООД  песня носит развивающий характер и ориентирована на овладение детьми вокальными, двигательными и интеллектуальными умениями. Обязательно учитываю воздействие вокального и хорового искусства на организм ребенка    в следующих аспектах:

 1.  Физиологический аспект. Взаимосвязь вокальной  музыки и ритмических движений повышают жизненный тонус, развивают артикуляционный аппарат, регулируют деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.

2. Психологический аспект. Песня благотворно воздействует на эмоционально- волевую и познавательную  сферу ребенка, на развитие коммуникативных навыков.

3.  Педагогический аспект.   Посредством исполнения песен у детей воспитываются способности эстетически воспринимать действительность, приобщать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

         На протяжении нескольких лет, являюсь руководителем студии хорового пения, в которой ежегодно занимаются около 40 детей старшего дошкольного возраста.

   Пение – это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации (не фальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: голос, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

«Запоют дети - запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас педагогов. Для того, чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей я познакомлю с   приемами, которые использую в своей работе, развивая детям вокально-хоровые навыки.

 Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые присутствуют в образовательной деятельности. Вокальные упражнения – это короткие отрезки музыкальных фраз, которые транспонируются по полутонам вверх и вниз по звуковой шкале. Они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми, мелодически ясными, не требовать для своего исполнения большого звука и длинного дыхания, должны петься в умеренном темпе и подыгрываться на музыкальном инструменте.

При проведении упражнений я даю четкую установку на определенные дидактические правила:

- всегда ставлю перед детьми конкретную учебную задачу-объясняю, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох; спеть попевку на звук «у» при этом вытянув губы трубочкой, и т.п.);

- показываю  способ выполнения действия, поясняю словесно, т. е. использую принцип «Делай, как я». Предлагаю послушать, как надо спеть, и обратить внимание, как четко я произношу окончания слов;

- неоднократно повторяю упражнения для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу, например, если первый раз прозвучали упражнения тихо, второй раз предлагаю спеть громко;

- постоянно контролирую выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навыки выполнения того или иного упражнения;

     - включаю вокально-хоровые упражнения в каждое ООД.

Приемы  вокально-хорового воспитания детей многообразны и сложны, так как объединяют познавательный процесс с практическим умением детей. Способы обучения и приёмы,  с помощью которых выстраиваю свою работу,  являются результатом многолетнего опыта.

На протяжении всех лет обучения перед детьми ставятся одни и те же задачи, только они постоянно усложняются и варьируются.

          Детские голоса необходимо развивать очень постепенно и осторожно.

         Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для детей  является игра. Свою деятельность  с хоровым коллективом выстраиваю в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. «Поем - играя!»- так можно назвать деятельность нашего коллектива.

Работа в хоре начинается  с певческой установки. Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Напоминаю детям:

   Если хочешь сидя петь,

   Не садись ты как медведь.                  

   Спину выпрями скорей,

   Ноги в пол упри смелей.

        Раз! Вдох и запел

        Птицей звук полетел.

        Руки, плечи-все свободно,

   Петь приятно и удобно.

   Если хочешь стоя петь-

   Головою не вертеть.

   Встань красиво подтянись

   И спокойно улыбнись.

В течении ООД, увлекаясь пением, дети часто забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, использую упражнение «Сидит дед», или читаю стихотворение «Спинка-тростинка». Детям очень трудно сохранить правильную певческую установку в течении всего занятия тогда  на помощь приходят динамические паузы. Например:

                           

                              Упражнение «Ветер»

Раз-два-три-четыре-пять!          Дети кладут ладони на плечи и то соединяют                                                                                                                                                

Будем с ветром мы играть.        руки перед грудь, то разводят их в стороны.

Ветер с листочками играет,      Поднимают руки вверх и встряхиваю кистями.

Ветер листочки качает.             Качать поднятыми руками вправо-влево.

Клонит иву вниз, к ручью,       Наклоняются вперед, стараясь достать руками пол.

Гонит к берегу волну.             Делают волнообразные движения руками перед собой.

Только дуб стоит могучий,    Встают прямо, руки вдоль туловища.

Тянет веточки он к туче.        Поднимают руки вверх.

Ветра не боится он,                Кладут ладони за голову.

Не согнуть у дуба ствол.

                                     

                                 

Дыхание - один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствует оздоровлению всей дыхательной системы. Рассмотрим каждое из видов упражнений:

- Дыхательные упражнения без звука (объясняю детям, что при пении вдох нужно делать глубоким по сравнению с обычным дыханием, надо набрать столько воздуха, чтобы дыхания хватило на исполнение всей музыкальной фразы). Предлагаю несколько упражнений.

  • «Вдох и выдох» (по Н.И. Журавленко)
  • «Быстро – медленно» (упр. для приобретения навыков спокойного и энергичного дыхания).
  • «Мороз» (упр. для равномерного выдоха).
  • Упражнения по методике дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. («Кошечка», «Тигрята», «Насос»).

  - Звуковые дыхательные упражнения :

  • «Воздушный шар» ( вдох-надуваем шарик , выдох на звуке «ш» «с»)
  • « Две собачки» (дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем как маленькая)
  • «Петушок» И.п. встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь.

     Петя-Петя-Петушок                Дети выполняют наклоны головы

      Целый день учил стишок,       вправо, влево.

      А запомнил он строку             Наклоны головы вперед, назад.

      Лишь одну: « Ку-ка-ре-ку!»     (вдох, задержка дыхания, выдох)

  •  «Комарик» ( дети ставя руки на плечи «крылышки» произнося звук «з» в динамике от piano до forte через crescendo и обратно.
  • Произнесение на одном дыхании скороговорки.

Дыхательные упражнения под музыку: (любые по выбору)

  •  « Тюшки -Тютюшки»
  •  « Музыкальное эхо»  многие другие.

                             

Звукообразование - извлечение певческого и речевого звука, результат голосового аппарата. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. Что такое резонаторы? Это часть голосового аппарата, предающему слабому звуку возникающему в голосовых связках силу, звучность, характерный тембр.

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущении умении использовать резонаторы. Назову некоторые упражнения помогающие в этом.

  • Пение с приставленной к уху ладонью. (Слегка согнутая ладонь, с прижатыми пальцами, образуют подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает детям лучше услышать себя).
  • Пение с закрытым ртом.
  • Песни - распевки: Колокольчик», «Гуси», «Ветер» М. Картушиной. Для правильного формирования гласных  использую  авторские песни-распевки, чистоговорки, скороговорки исполненные на 2-3 примарных звуках. При исполнении таких упражнений напоминаю детям, что акцент делается в них на правильном положении рта при пении гласных.

                                   

   Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении. Способов звуковедения существует несколько. Остановимся на более распространенных.

В основе звуковедения лежит связное пение legato,  при котором гласные звуки связаны между собой, а согласные произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

   При пении non legato звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

    В пении staccato легкие короткие звуки следуют один за другим. Голос при этом должен звучать легко, упруго, но не громко.

Главная задача звуковедения это выработка кантиленного пения.

Чтобы научить петь детей напевно и красиво, стараюсь придерживаться следующих правил:

  • обучать навыку пения надо на материале простейших попевок;
  • необходимо приучать детей слышать себя, и слушать других;
  • сразу не разрешать громкое, крикливое звучание.

                               

Дикция - ясность, разборчивость произношения текста.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специальные упражнения для развития подвижности моторики артикуляционного аппарата, для развития способности петь связано, при этом четко произносить слова. Например:

  • Упражнение « Ручеек» (Быстрые движения вправо, влево кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук, или звуки тонического трезвучия, таким образом имитируя журчание веселого ручейка).
  • Упражнения «Мотоцикл» (Заводим мотор «Р! Р! Р!» Поехали на мотоцикле Р.Р.- пропевая  глисандо вверх, вниз. Мотоцикл уезжает все дальше и дальше Р-р-р…Р-р-р.-затихая)
  •  Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

Например: «Мышки»

Вот как наши ребятишки                    Дети «скребут» пальчиками 

Расшалились словно мышки.                       по коленям.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш-ш-ш…

                  Конечная цель обучения – добиться, чтобы дети пели свободно, полётным звуком, серебристым тембром, без всякого напряжения.

      Работая  с детьми  над развитием  вокально-хоровых навыков,  использую адаптированный мною комплекс упражнений «Хоровое сольфеджио». Данный комплекс упражнений способствует развитию у детей  звуковысотного слуха, формированию чистоты интонаций и расширению диапазона голоса, развитию музыкальной грамотности, гармонического слуха и музыкального мышления.

     С целью научить детей правильно интонировать использую  народные прибаутки, потешки, песни, а так же  дидактические упражнения, развивающие у детей чистоту интонации, расширение диапазона голоса: «Солнышко-ведрышко», «Дудочка», «Пастушок», «Кто придумает больше мотивов».  В своей педагогической практике адаптировала  упражнения швейцарского музыканта -  педагога Э. Жака – Далькроза,   такие как «Птичка», «Веселый охотник», «Рыбка» и другие.  Эти упражнения  направлены на развитие музыкального слуха, голоса, памяти, внимания, ритмичности. Также в работе использую методические разработки М. Картушиной  «Вокально-хоровая работа в детском саду». Работая  с детьми старшего возраста  использую приемы, активизирующие самостоятельность детей: создаю проблемную ситуацию, для решения которой требуется определенный опыт, знания детей в области исполнения песни, мыслительная деятельность в определении последовательности выполнения задания. Работая над выразительностью исполнения песен, применяю различные приемы; пение с музыкальным сопровождением, пение  а capella, пение солистом, хором. Все это позволяет создать на занятиях атмосферу сотрудничества и совместного творчества.

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке, поэтому 100% детей независимо от уровня их развития, принимают участие в праздничных концертах, массовых праздничных мероприятиях ДОУ. 30% детей участвуют в городских фестивалях художественного творчества дошкольников, конкурсах, концертных программах на открытых площадках города, благотворительных концертах.

      Мои воспитанники принимают участие:

 -в ежегодном фестивале детского творчества;

 - в проектах «От Осени до Весны», в «Музыкальной гостиной»;

 - в концертах Городского Дома Культуры.

  Очень радуюсь успехам своих воспитанников. Родителям рекомендую продолжать развивать музыкальные способности детей. Многие мои выпускники продолжают свое обучение в Школе Искусств, ДЮЦе. Посещают фольклорный ансамбль «Берешка», принимают участие и занимают призовые места в конкурсе вокалистов «Рождественская звезда», «Звездочки СУЭКА»,

«Весенняя капель».

  1. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей – Яросравль, 2007.
  2.  Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению – Санкт-Петербург, 2005
  3.  Куликовскоя Т.А. забавные чистоговорки – Москва, 2005
  4.  Шерементьев В. Хоровое пение в детском саду – Музыкальный руководитель , №5 2005, №1 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....