Дидактическое пособие для ДОУ "Дерево "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Попова Елена Павловна

Данное пособие для занятий с детьми будет интересно не только для педагогов, но и для родителей. Полифункциональность дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с детьми всех возрастных групп.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для ДОУ «Дерево «Времена года».

Цель: формирование у детей дошкольного возраста знаний о смене времён года.

Задачи:

- формировать знания об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;

- стимулировать творческую активность детей;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.

Макет дерева изготовлен из плотного гофрированного картона. Высота макета 110см. Каждый сектор оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе. Все элементы прикрепляются к дереву липучками, их можно легко отклеивать и приклеивать.

Варианты игр:

- рассматривание и обсуждение отличительных признаков каждого из сезонов
- «исправление ошибок», можно перепутать элементы и искать, что не соответствует данному времени года

- ребенок самостоятельно располагает элементы в соответствии с каждым временем года

- игра «один-много» (почти все элементы есть в нескольких экземплярах), например: можно попросить ребенка расположить одно яблоко и несколько груш на дереве и т.п.

C:\Users\dns\Desktop\лето.jpg C:\Users\dns\Desktop\осень.jpg C:\Users\dns\Desktop\зима.jpg C:\Users\dns\Desktop\весна.jpg



Предварительный просмотр:

Многофункциональное игровое пособие «Дерево «Времена года»

Данные методические рекомендации предназначены воспитателям и другим специалистам ДОУ для работы с детьми дошкольного возраста от двух до семи лет. Методическая разработка содержит рекомендации по использованию созданного своими руками, игрового пособия в целях формирования у детей дошкольного возраста знаний об окружающем мире.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), перед педагогами дошкольного образования особо остро стоит вопрос об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. В соответствии стандарту, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно многофункциональное игровое пособие – «Дерево «Времена года» – соответствует указанным требованиям ФГОС ДО по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.

Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения, обогащения чувственного опыта детей. С его помощью можно не только играть, но и учить ребенка. Творческие и полезные задания, разработанные в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены психологические особенности детей дошкольного возраста. Позволяет развивать мелкую моторику, формировать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация, а также сенсорные представления. Познание ребенком окружающей действительности основывается на ощущении и восприятии. Ребенок узнает об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, а далее в процесс познания включаются речь, память, представления, мышление. Поэтому воспитание сенсорных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития ребенка, в том числе и коммуникативного.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 2-7 лет, а также подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель – формирование знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать представления детей об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности;
  • Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;
  • Расширять представления детей о животных, насекомых, птицах;
  • Обогащать представления детей о деятельности людей в разные времена года.

Развивающие:

  • Развивать и обогащать словарный запас, память, речь;
  • Развивать аккуратность, бережное отношение к вещам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
  • Воспитывать в детях любовь и заботливое отношение к природе.

Образовательные области:

  • Ознакомление с предметным и социальным окружением;
  • Ознакомление с природой;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие речи

Ценность методического пособия:

  • Многофункциональное пособие – «Дерево «Времена года» – используется как средство обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста;
  • Дерево удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, который помогает украсить интерьер группового помещения;
  • Дерево «Времена года» рассчитано с перспективой на будущее: с усложнением и вариацией дидактических задач и упражнений. Это пособие можно начать использовать с младшего дошкольного возраста, и продолжить в работе с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста.
  • Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых правил. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.

Описание пособия:

Пособие представляет собой макет дерева из плотного гофрированного картона, высотой 110см. Разделён на 4 сектора, каждый из которых оформлен в соответствии с сезонными изменениями в природе. Все элементы прикрепляются к дереву липучками, их можно легко отклеивать и приклеивать.

Методические приёмы работы с дидактическим пособием:

Работу с данным дидактическим пособием рекомендую проводить в три этапа:

1 этап: Играем вместе. Совместное изучение пособия, организация непосредственной образовательной деятельности (беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры, счёт).

2 этап: Я играю сам. Самостоятельная деятельность детей, где дети самостоятельно играют и манипулируют с элементами дерева.

3 этап: Косвенное руководство игрой. На этом этапе воспитатель наблюдает за тем, как дети, занимаясь с данным деревом, привлекают друг друга к совместной деятельности.

Варианты игровых заданий:

1.Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна»

(младший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на дерево картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

2. Дидактическая игра «Кто, где зимует»

Цель: закрепить знания детей о жилище диких животных.

3. Дидактическая игра «Узнай птичку (животное)»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах (животных), активизировать словарь по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы».

4. Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Цель: закрепить знания детей о то, чем питаются дикие животные (птицы).

5. Дидактическая игра «Запасы на зиму»

Цель: закрепить знания детей о том, какие запасы животные делают на зиму.

 6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается»

Цель: упражнять в образовании слов – действий.

 7. Дидактическая игра «Прятки»

Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «под», «за».

 8. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать логическую память и воображение.

9. Дидактическая игра «Чего не стало»

Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

10. Дидактическая игра «Прогулка в лес»

Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями зимой.

11. Дидактическая игра «Что вверху, что внизу»

Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг друга.

12. Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

13. Дидактическая игра «Кто прилетел в гости?»

Цель: уточнять представления детей о зимующих и перелётных птицах.

14. Дидактическая игра «Один-много»

Цель: упражнять детей в использовании существительных в единственном и множественном числе; закрепить умение различать количество предметов.

Например, можно попросить ребенка расположить на дереве одно яблоко и несколько груш, а затем попросить посчитать сколько яблок и сколько груш на дереве и т.п. (почти все элементы есть в нескольких экземплярах)

15. Дидактическая игра «Большой-маленький»

Цель: учить детей сравнивать предметы по величине.

16. Дидактическая игра «Дары осени»

Цель: закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах и грибах.

Дидактические игры для старшего и подготовительного дошкольного возраста.

17. Дидактическая игра "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Цель: уточнить признаки определённого времени года, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

18. Дидактическая игра: «Деревья – наши друзья!»

Цель: формировать у детей знания о пользе деревьев на планете.

Материалы: карточки – символы (условные обозначения).

Ход игры:

Педагог спрашивает у детей: «Знаете ли вы зачем нужны деревья?». После беседы, предлагает детям на макете дерева разместить карточки с условными обозначениями.

Например: Педагог зачитывает фразу:

«Деревья поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать», а ребенок должен подобрать карточку символ к тому, что услышал.

«Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье»

«Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву»

«Деревья не дают ливням разрушать почву»

«Листва деревьев улавливает пыль и снижает концентрацию вредных газов в воздухе»

«Зеленые насаждения играют большую роль в борьбе с шумом» (Звуки поглощаются не листвой деревьев. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, в которой и поглощаются).

«Деревья нам нужны, как источник древесины»

«Под кроной деревьев хорошо укрыться в жару» (в тени сада в жаркий день температура воздуха на 7–8 градусов ниже, чем на открытом месте.)

«А еще деревья очень украшают нашу землю!»

После того, как развесили карточки - символы, можно предложить детям:

- придумать небольшой рассказ (историю, о том, как они с мамой, папой (воспитателем) сажали весной саженцы;

- поразмышлять: зачем люди сажают деревья, как оберегать деревья.

19. Дидактическая игра: «Небылица»

Цель: развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.

Ход игры:

Педагог на одном из секторов дерева располагает картинки. Затем предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли они размещены правильно в соответствии с данным временем года.

Например: Педагог выбирает время года зима. Развешивает на дереве скворечник, снежинки и птиц (ворону, снегиря, скворца).

Далее ребенку предлагают рассмотреть данное время года и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.

Так же можно предложить детям самостоятельно составить небылицу по такому же принципу.

20. Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

Цель: обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо времени года и выкладывает на стол картинки с изображением примет. И по ходу рассказа допускает ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя свой выбор.

Дидактический материал к данному пособию можно дополнять персонажами, расширяя познавательный интерес детей. Работать с пособием очень удобно, так как оно безопасное, интересное и лёгкое в использовании.

21. Дидактическая игра «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания детей о временах года.

Ход игры:

Педагог рассказывает приметы того или иного времени года, что происходит в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе картину сезона. Затем предлагает ребенку рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые соответствуют описанию и расположить их на дереве.

После того, как ребенок справился с заданием можно:

- попросить назвать месяцы данного времени года;

- спросить у ребенка «Как он относится к этому времени года?», «Почему он любит или не любит эту пору?», Какое время года на Земле сейчас?»;

- предложить ему рассказать историю, которая приключилась с ним в это время года.

Например:

Педагог рассказывает:

«Солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают сильные морозы. Вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить.»

«С каждым днем солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают. Бегут ручейки, реки и озёра разливаются. Показалась трава, зацвели первоцветы. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы.»

«Солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Всё в природе растёт и благоухает. Цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы.

«Дни становятся всё короче, солнце ниже. Дуют холодные ветры, часто идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.»

22. Игра: «Кто куда прилетел?»

Цель: закреплять знания детей по теме «Птицы».

Материалы: картинки для дерева (кормушка, скворечник, зимующие и перелетные птицы, загадки, карточки с описанием птиц)

Ход игры:

Педагог предлагает детям развешивать картинки птиц в соответствии с заданием.

Например: Педагог говорит: зимой (весной) на дерево прилетело много птиц. На самую верхнюю веточку дерева прилетела птичка … (читает загадку о птице). Ребенок, который отгадал загадку, находит картинку этой птицы и размещает ее на дереве (на верхней ветке). Педагог продолжает: слева от нее присела птичка и снова читает загадку, ребенок отгадавший загадку, находит картинку и размещает на дереве. Взрослый говорит, что на кормушке разместились две птицы и читает загадку. Ребенок, отгадав загадку, должен найти две картинки одинаковых птиц и разместить их на кормушке…

После того как развесили птиц, можно предложить детям:

- назвать птиц, используя слова: вверху – внизу, справа – слева, на, около, между; сосчитать всех птиц, которые прилетели на дерево;

- попросить объяснить, почему этих птиц называют зимующими (перелетными);

- предложить рассказать о какой – либо птице.

Приложение.

Перспективный план использования пособия при организации разных видов деятельности с детьми.

В перспективе данное пособие можно использовать не только в младшем и среднем, но и в старшем и подготовительном дошкольном возрасте, усложняя дидактические игры.

Варианты игр от простых к более сложным представлены в описании к данному пособию.

Результаты использования пособия «Дерево «Времена года» в работе с детьми:

Использование данного пособия в игровой деятельности способствует развитию восприятия, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения. Играя с пособием, у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивается зрительно-моторная координация, повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений. Дети используют данный макет в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

ЗАГАДКИ

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,

В мешке стужу везёт,

На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня. (Весна)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я. (Осень)

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я. (Лето)

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовётся время это?

Угадать нетрудно (Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие Дерево "Времена года"

Пособие выполнено из фетра. Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:- ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой пр...

Дидактическое пособие Дерево "Времена года"

Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных понятий является дать знания о последовательности смены времен года.Дети должны понять и запомнить, так называемую - годовую - схему &qu...

Дидактическое пособие «Деревья «Времена года»...

Хочу представить вашему вниманию, моё дидактическое пособие, которое прекрасно пополнило уголок природы в нашей группе.  С помощью этого пособия  ребята могут наглядно знакомится, и изу...

Дидактическое пособие Дерево "Времена года"

Пособие многофункциональное, разборное в виде макета дерева, имеющего четыре стороны (по времёнам года: весна, лето, осень, зима). Цвета сторон (голубой, нежно - зелёный, зелёный, оранжевый) символизи...

Дидактическое пособие. Дерево "Времена года"

Эта разработка может быть интересна педагогам дошкольного образования....

Дидактическое пособие «Дерево «Времена года»

Данное дидактическое пособие предназначено для работы с  детьми от 2 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию у детей осознанно-правильных экологических представлений о природе....

Дидактическое пособие - куклы "Времена года"

Кукля "Времена года" для работы с детьми...