Семинар для педагогов «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
консультация

Величко Ольга Александровна

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям?...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_skazki.docx166.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.  Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. 

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки, которые играют ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Сказка благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека. Ребенок открывает мир не только умом, но и сердцем. 

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки, прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, драматизация  сказок, проведение конкурса сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Образовательный процесс можно осуществлять:

  1. в ходе непосредственно образовательной деятельности;
  2. в ходе режимных моментов;
  3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
  4. при организации самостоятельной детской деятельности.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это – сказка. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Кто из героев понравился больше и почему.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей следует познакомить с новыми словами, давая им объяснения.После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев.

В старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист – Ясный сокол», «Сивка-бурка».

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой «Крошечка - Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев. 

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. 

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. 

Таким образом, в заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников духовно-нравственных чувств можно решить с помощью  сказок, которые предоставляют ребенку возможность в доступной ему форме познавать окружающий мир.

«Цель сказки- воспитывать в ребенке человечность…» К.Чуковский

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти  задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сказки для детей второй младшей группы

  • «Волк и козлята»  (обр. А.Н. Толстого);
  • «Бычок – черный бочок, белое копытце» ( обр. М.Булатова);
  • «У страха глаза велики»  (обр. М. Серовой);
  • «У солнышка в гостях»  (словацкая сказка);
  • «Два жадных медвежонка»  (венгерская сказка);
  • «Цыпленок» – К. Чуковский;
  • «Лиса, заяц, петух» – р.н. сказка;
  • «Руковичка» (украинская, обр. Н. Благина);
  • «Петушок и бобовое зернышко» - (обр. О. Капицы);
  • «Три брата» - (хакасская, пер. В. Гурова);
  • «Про цыпленка, солнце и медвежонка» - К. Чуковский;
  • «сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - С. Козлов;
  • «Теремок»  (обр. Е. Чарушина);
  • «Лиса-лапотница»  (обр. В. Даля);
  • «Хитрая лиса» ( корякская, пер. Г. Меновщикова);
  • «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);
  • «Гуси – лебеди» (обр. М. Булатова);
  • «Перчатки» - С. Маршак;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» - А. Пушкин.

  • Сказки для детей средней  группы
  • «О девочке Маше, о собачке, петушке и кошке Ниточке» - А. Введенский;
  • «Бодливая корова» - К. Ушинский;
  • «Журка» - М. Пришвин;
  • «Три поросенка» (перевод С. Маршака);
  • «Лисичка – сестричка и волк» (обр. М. Булатова);
  • «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова);
  • «Лиса и козел» ( обр. О. Капицы;
  • «Про Иванушку – дурачка» - М. Горький;
  • «Телефон» - К. Чуковский;
  • «Зимняя сказка» - С. Козлова;
  • «Федорино горе» - К. Чуковский;
  • «Бременские музыканты» - братья Гримм;
  • «Собака, которая не умела лаять»  (перевод с датск. А. Танзен);
  • «Колобок – колючий бок» - В. Бианки;
  • «Кто сказал «Мяу!»?» - В. Сутеев;
  • «Сказка о невоспитанном мышонке».

Сказки для детей старшего возраста:

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой);

«Царевна – лягушка» (обр. Булатова);

«Хлебный колос» - А. Ремизов;

«Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк;

«Финист – ясный сокол» - р.н.сказка;

«Случай с Евсейкой» - М. Горький;

«Двенадцать месяцев» ( пер. С.Маршака);

«Серебрянное копытце» - П.Бажов;

«Доктор Айболит» - К. Чуковский;

«Бобик в гостях у Барбоса» - Н. Носов;

«Мальчик – с -  пальчик» - Ш. Перро;

«Доверчивый ежик» - С. Козлов;

«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого);

«Царевна – льдинка» - Л. Чарская;

«Дюймовочка» - Х. Андерсен;

«Цветик – семисветик» - В. Катаев;

«Тайна третьей планеты» - К. Булычев;

«Волшебник изумрудного города» (главы) – А.Волков;

«Собачкины огорчения» - Б.Захадер;

«Сказка про трех пиратов» - А. Митяев.

Сказки для подготовительной группы:

«Лиса и медведь» (мордовская);

«Война грибов с ягодами» - В. Даль;

«Дикие лебеди» - Х.К. Андерсен;

«Сундук –самолет» - Х.К. Андерсен;

«Прожорливый башмак» - А.Н. Толстой;

«Кот на велосипеде» - С. Черный;

«У лукоморья дуб зеленый…» - А.С. Пушкин;

«Конек – горбунок» - П. Ершов;

«Спящая царевна» - В. Жуковский;

«Господин Ау» - Х. Мякеля;

«Гадкий утенок» - Х.К. Андерсен;

«Всяк по-своему» - Г. Скребицкий;

«Лягушка – путешественница» - В. Гаршин;

«Денискины рассказы» - В. Драгунский;

«Сказка о царе Салтане» - А.С. Пушкин;

«Мороз Иванович» - В. Одоевский;

«Госпожа Метелица» - Бр. Гримм;

«Сказка о потерянном времени» -  Е. Шварц;

«Золотой ключик» - А.Н. Толстой;

«Гарантийные человечки» - Э. Успенский;

«Черная курица, или Подземные жители» - А. Погорельский;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - А.С. Пушкин;

«Слоненок» - Р. Киплинг;

«Аленький цветочек» - К. Аксаков;

«Цветик – семицветик» - В. Катаев;

«Кот, который умел петь» - Л. Петрушевский.

Жили- были сказки……   

Игра с помощью которой, дети научатся правильно составлять творческие рассказы, используя карту-схему и закрепят понятие о структуре рассказа( начало, середина, конец). Малыши смогут правильно использовать в своей речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ или сказку.                    

https://i.mycdn.me/image?id=864724970234&t=0&plc=WEB&tkn=*ELgjKXYZvZu7c25789YuUjERw4Ihttps://i.mycdn.me/image?id=864724971258&t=0&plc=WEB&tkn=*Ty3TLeZD9_n9rq7TS48LG1PZax0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это но...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Семинар для педагогов: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Семинар для педагогов "Лепбук - как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"...

Практикум для педагогов «Сказка как средство развития социокультурных ценностей детей дошкольного возраста »

Сказки - это традиционная форма общения ребенка и взрослого, форма тонкого диалога о Жизни. Воспитание сказкой один из самых древних методов воспитания. Испокон веков знания о мире и  жизни перед...