РЕКОМЕНДАЦИИ "Планирование работы воспитателя по развитию речи детей"
консультация

Тополевская Светлана Петровна

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_uchitelya-logopeda.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы

 по развитию речи

Подготовительная группа

        I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы».

        1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку».

        Морозная - _______________, снежный - _____________, ледяная - _____________,

порывистый - _____________, тёплые - _______________, меховая -_____________,

пушистый - _____________, зимнее - _____________, пасмурная - ______________.

        2. учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

        Длинный – короткий, грязный – чистый, новый – старый, светлый – тёмный, яркий – тусклый, мягкий – твёрдый, тёплый – холодный, морозный – жаркий.

        II. Совершенствовать навыки словообразования.

        1. Учить образовывать существительные путём слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?»

        Снегопад – снег падает, снегоход - ______________, ледокол - ______________,

снегокат - _______________

        2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего – какой?».

        Туфли из кожи – кожаные туфли.

        Ботинки с мехом – меховые ботинки.

        Пиджак из шерсти – шерстяной пиджак.

        Платье из шёлка – шёлковое платье.

        Дидактическое упражнение «Где – какой?»

        В Англии ______________, во Франции -______________, в Италии - _____________

        В Дании - _____________, в Польше - ______________, в Румынии - _____________,

        В Австрии - _______________

        3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники».

        Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.

        Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

        Платье – платьишко, платьице, платяной.

        Франция – француз, француженка, французский.

        III. Совершенствовать грамматический строй речи.

        1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

        Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильное согласовать его с заданным прилагательным.

        Зимний – холод, мороз, день.

        Зимняя – пора, погода, прогулка, метель.

        Зимнее – время, развлечение.

        Зимние – дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…

        Так же со словами: морозный, ледяной. Холодный, новый, женский, мужской , детский, красивый, английский, итальянский.

        2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один – много».

        Француз – французов, англичанин – англичан, страна – стран, житель – жителей, день – дней, снежинка – снежинок, буря – бурь, стужа – стуж, шляпа – шляп, платье – платьев, пальто – пальто, ботинки – ботинок, сапоги – сапог.

        3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем».

        1 платье, 2 платья, …, 5 платьев, …, 10 платьев.

        4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?».

        Шить – шитый, развязать – развязанный, вязать – вязанный, складывать – сложенный, вышивать – вышитый, носить – ношенный, стирать – стиранный.

        IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.

        Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

        V. Развивать связную речь.

        1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.

        2. Составлять рассказ о зиме по плану:

        - как ты заметил наступление зимы;

        - её первые приметы в природе;

        - зимние месяцы;

        - жизнь зверей и птиц зимой;

        - зимние забавы и развлечения.

        3. Составлять сравнительные рассказы.

        Лёд и снег, лёд и стекло, лёд и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки.

        4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолёта, пролетая над Европой», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.

        VI. Обучение грамоте.

        1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам».

        Предлагать назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба – р, ы, б, а.

        2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).

        3. Учить составлять предложения с заданным словом.

        4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение».

        Снег, на , лежит, домов, крышах. У, тёплая, куртка, Тани.

        VII. Совершенствовать мелкую моторику рук6 раскраски, обводки, штриховки.

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы

 по развитию речи

Старшая группа

        I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».

        1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».

        Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег).

        Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).

        Большая, серая, проворная, голодная … (ворона)

        Северный, белый, красивый, рогатый … (олень).

        Красивый, забавный, смешной, большой, снежный … (снеговик).

        Маленький, шустрый, пёстрый, голодный, пугливый … (воробей).

        2. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».

        Кружится, падает, тает, вьётся, сверкает, искрится … (снежинка).

        Трещит, ломается, тает, плывёт, намерзает … (лёд).

        Летает, прыгает , клюёт, сидит, тенькает .. (синичка).

        Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает … (медведь).

        Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети).

        Каркает, летает, клюёт, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).

        II. Совершенствовать навыки словообразования детей.

        1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».

        Снегирь – снегирёк, воробей – воробышек, сова – совушка, снег – снежок, зима – зимушка, ветер – ветерок.

        2. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дидактическое упражнение «Скажи, какие?».

        Птица – птичья, ветер – ветреный, зима – зимний, снег – снежный, мороз – морозный, мех – меховая, шерсть – шерстяные.

        III. Совершенствовать грамматический строй речи.

        1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один – много».

        Одна птица – много птиц, один воробей – много воробьёв, одна синица – много синиц, одна снежинка – много снежинок, один снеговик – много снеговиков, одна метель – много метелей.

        2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений: дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чьё?»

        Подобрать как можно больше слов к слову.

        Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.

        Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.

        Мои – птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.

        3. Закреплять употребление предлогов в, на, из, с: дидактическое упражнение «Составь предложение». Составлять  любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.

        Дети во дворе слепили снеговика.

        Воробьи прилетели на кормушку.

        Саша упал в сугроб.

        4. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

        1 синица, 2 синицы, …, 5 синиц, …, 10 синиц.

        1 снегирь, 2 снегиря, …, 5 снегирей, …, 10 снегирей.

        IV. Совершенствовать связную речь.

1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).

2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу»,

«Сравним осень и зиму», «Сравним белого медведя и бурого».

        3. Заучивать стихи по темам.

        4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь: дидактическое упражнение «Закончи предложение».

        На улице потеплело, и … (мы пошли гулять).

        Наступила ночь и на небе … (появилась луна).

        V. Совершенствовать навыки звукового анализа.

        1. Выделять первый твёрдый согласный звук в любых словах.

        2. Выделять гласные звуки [а], [о],[у] и согласные звуки [м, [с], [х], [р] , [ш] в словах; определять место звука в слове.

        3. Придумывать слова на заданный звук.

        VI. Совершенствовать слоговую структуру речи: проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.

        VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки, пальчиковая гимнастика.

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы

 по развитию речи

Средняя группа

        I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Профессии. Продавец», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».

        1. Закреплять в активной речи названия зимующих птиц, частей их тела и отличительные признаки; зимние явления природы, зимние забавы и развлечения. Побуждать детей использовать обобщающие понятия: дидактическое упражнение «Расскажи» (по картинкам).

        Что это? Почему? – Это зима, потому, что …

        Кто это? Почему? – Это птица, потому, что у неё есть …

        2. Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».

        Снег, какой? – Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.

        Снеговик, какой? – Красивый, забавный, смешной. Большой, снежный.

        Воробей, какой? – Маленький, шустрый. Пёстрый, голодный, пугливый.

        3. Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: дидактическое упражнение «Что делает?».

        Дети – играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).

        Ворона – каркает, летает, клюёт, прыгает, сидит, чистит (перья).

        Продавец – продаёт, взвешивает, заворачивает, показывает.

        Снег – кружится, метёт, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

        4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (закончить предложение).

        Летом дни жаркие, а зимой - …

        Весной лёд на реке тонкий, а зимой - …

        Снег мягкий, а лёд - …

        Одни сосульки длинные, а другие - …

        У синицы хвост короткий, а у сороки - …

        Голубь тяжёлый, а воробей - …

        

        II. Развивать навыки словообразования.

        1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: дидактическое упражнение «Назови ласково».

        Снег – снежок, снежочек.

        Ком – комок, комочек.

        Воробей – воробушек, воробьишка.

        Лёд – ледок, ледочек.

        2. Учить образовывать прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Разное магазины».

        Магазин, в котором продают хлеб .. (хлебный).

        Магазин, в котором продают молоко … (молочный).

        Магазин, в котором продают овощи … (овощной).

        Магазин, в котором продают мебель … (мебельный).

        Магазин, в котором продают продукты … (продуктовый).

        III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.

        1. Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам).

        Снеговик – снеговики, сосулька – сосульки, воробей – воробьи, санки – санки, дятел – дятлы, покупка – покупки, продавец – продавцы, магазин – магазины.

        2. Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.

        Дидактические упражнения: «Кто в чём?», «Кто на чём?», «Что у кого?» (по картинкам)

        Мальчик в шубе. Девочка в пальто.

        Синица на дереве. Дятел в дупле.

        Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.

        

        IV. Развивать связную речь детей.

        1. Учить пользоваться распространенными предложениями: дидактическое упражнение «Составь предложение» (по вопросам, простым сюжетным картинка, сериям картин).

        2. Учить составлять короткие рассказы о зиме, зимних развлечениях, зимующих птицах по схемам, картинным планам.

        3. Учить пересказывать короткие тексты по темам.

        4. Заучивать стихи по темам.

        V. Развивать фонематическое восприятие.

        1. Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки: дидактическое упражнение «Закончи стихотворение» (предлагаются любые простые стихи по темам).

        2. Учить выделять первый гласный ударный звук в словах.

        Оля, осы, Аня, уши, окна…

        VI. C помощью упражнений артикуляционной гимнастики (комплекс № 1) продолжать подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.

        VII. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы

 по развитию речи

Вторая младшая группа

        I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Труд повара», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».

        1. Вводить в активные словарь существительные, называющие зимние явления природы, зимние забавы зимующих птиц и части их тела: дидактическое упражнение «Посмотри и назови».

        Что это? – Это снег, снеговик, горка, сосулька …

        Кто это? – Это голубь, вороне, синица, дети …

        2. Вводить в активный словарь глаголы: дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам).

        Повар – варит, жарит, моет, чистит, режет.

        Дети на зимней прогулке – лепят, катаются, играют.

        Птицы – летают, прыгают, клюют.

        3. обогащать словарный запас качественными прилагательными: дидактическое упражнение  «Скажи, какие» (по картинке).

        Снег, какой? – Белый.

        Ворона, какая? – Чёрная.

        4. Учить подбирать слова с противоположными значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

        Воробей маленький, а ворона - … (большая).

        Чай горячий, а сок - … (холодный).

        II. Совершенствовать грамматический строй речи.

        1. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имён существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».

        Синица – синичка, хвост – хвостик, клюв – клювик, каша – кашка, салат – салатик, суп – супчик.

        2. Развивать понимание и правильное употребление имён существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам).

        Тут тарелка – тут тарелки.

        Тут снеговик – тут снеговики.

        Тут ворона – тут вороны.

        Тут магазины – тут магазины.

        Тут повар – тут повара.

        3. Закреплять правильное употребление предлога на: дидактическое упражнение «Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).

        Где дети? – На горке.

        Где ворона? – На заборе.

        Где птицы? – На кормушке.

        Где посуда? – На плите.

        III. Развивать общие речевые навыки.

        1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания: дидактическое упражнение «Погреем ручки».

        Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щёки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.

        2. Развивать умение модулировать голос, учить говорить громче, тише, шёпотом: дидактические упражнения: «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажи на ушко секрет для подружки».

        3. Развивать чёткость и интонационную выразительность речи, координацию речи и движения (заучивать и проговаривать потешки, стихи, выполнять физкультминутки).

        IV. Развивать связную речь.

        1. Совершенствовать фразовую речь, учить детей отвечать на вопросы предложениями из двух-трёх слов.

        2. Учить повторять за взрослыми  рассказы из двух-трёх предложений о зиме, зимней прогулке, зимних развлечениях, зимующих птицах и их повадках, работе повара, посещении магазина и приготовлении пищи.

        3. Учить пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинный план.

        4. Совершенствовать диалогическую речь, побуждая использовать в сюжетных играх «Магазин», «Рынок», «Покупки», «Семья», «Покормим куклу», простые реплики, соответствующие игровой ситуации.

        V. Формировать навыки правильного звукопроизношения.

        1. Закреплять в речи чистое произнесение простых по артикуляции согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.

        2. Используя комплекс общей артикуляционной гимнастики, начать подготовку органов артикуляции к овладению произношения других звуков.

Рекомендации учителя логопеда по планированию работы

 по развитию речи

Первая младшая группа

        I. Совершенствовать понимание речи. Учить понимать и правильно выполнять простые словесные инструкции.

        II. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима. Зимние забавы», «Зимняя одежда».

        1. Вводить в активный словарь названия предметов одежды, зимних явлений природы: дидактическое упражнение «Покажи» (по картинкам).

        Покажи – пальто (куртку, шапку, шарф, варежки и т.д.).

        Покажи – снег (сосульку, лёд, метель и т.д.).

        Побуждать детей называть самостоятельно или отраженно показываемые картинки.

        2. Побуждать детей использовать в речи качественные прилагательные: дидактическое упражнение «Какая?».

        Снежинка какая? – Маленькая.

        Елка, какая? – Большая.

        Шапка, какая? – Синяя.

        3. Побуждать использовать в речи глаголы: дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам).

        Снег – падает. Дети – играют.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

        1. Развивать понимание детьми категорий множественного числа: дидактическое упражнение: «Один – много».

        Где снежинка? – Где снежинки?

        Где сосулька? – Где сосульки?

        Где шуба? – Где шубы?

        Где варежка? – Где варежки?

        2. Учить понимать и использовать в активной речи уменьшительно-ласкательные формы имён существительных: дидактическое упражнение «Покажи и назови».

        Шапка – шапочка, куртка – курточка, шарф – шарфик, штаны – штанишки, снег – снежок, ком – комочек, сугроб – сугробик и т.д.

        3. Учить детей понимать простые предложные конструкции: дидактическое упражнение «Положи куда скажу!»

        Шапку на полку.

        Кофту на скамейку.

        Варежки в карман.

        4. Упражнять в правильном употреблении местоимений: дидактическое упражнение «Чьи вещи?».

        Чья шапка? – Моя шапка.

        Чей шарф? – Мой шарф.

        Чьи варежки? – Мои варежки.

        IV. Развивать общие речевые навыки.

        1. Развивать интонационную выразительность речи: дидактические упражнения: «Киса жалуется», «Корова просит травки», «Собачка обрадовалась».

Дидактическое упражнение «Вьюга»

        Вьюга начинается. (Дети делают глубокий вдох, на выдохе начинают тихо тянуть: у – у – у…)

        Сильная вьюга. (Дети увеличивают силу голоса.)

        Вьюга затихает. (Дети уменьшают силу голоса.)

        Вьюга кончилась. (Дети затихают.)

        2. Развивать речевое дыхание, учить делать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, не надувая щёк, и плавный выдох ртом: дидактические упражнения: «Сдуй снежинку», «Остуди чай для Деда Мороза».

        3. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи: заучивать и проговаривать короткие стихи и потешки по изучаемым темам.

        

        V. Развивать мелкую моторику рук, учить согласовывать речь с движением.

Пальчиковая гимнастика

        Раз, два, три, четыре, пять,

        

Дети хлопают в ладоши.

        

        Мы во двор пришли гулять.

        «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.

        Бабу снежную лепили,

        «Лепят» комочек двумя руками.

        Птичек крошками кормили,

        Крошащие движения всеми пальчиками.

        С горки мы потом катались,

        Ведут указательным пальцем провой руки по  ладони левой руки.

        А ещё в снегу валялись.

        Кладут руки на стол то одной, то другой стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

доклад "Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

доклад из личного опыта "Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни"

"Работа воспитателя по развитию речи детей в поседневной жизни"...

Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя...

Консультация для воспитателей «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни»

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве....

Доклад на тему: «Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)

Докладна тему:«Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни» (опыт работы)в рамках заседания КМО воспитателей группа раннего возраста «Использование современных тех...

Примерное планирование деятельности воспитателя по развитию речи детей

В данном документе представлены примерный план распределения материала по развитию речи  в течении дня...