Статья на тему: "Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период"
статья (младшая группа)

Скрипунова Татьяна Геннадьевна

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период

 

Выполнила:

Скрипунова Т.Г.

 Воспитатель ГБДОУ №131

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

 

 

Начало экологической культуры необходимо прививать с раннего детства. Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы. Маленький ребенок - исследователь, у которого к трем годам обнаруживается целенаправленный интерес к окружающему миру. Наблюдения на прогулке в любое время года обогащают его представления об объектах живой и неживой природы. Но именно летом, когда дети больше времени проводят на свежем воздухе, задачи экологического воспитания становятся наиболее актуальными. Кроме того, важно помнить, что у детей раннего возраста мышление носит конкретный характер, вот почему так важно, чтобы первое знакомство с объектами или явлениями по возможности происходило в естественной обстановке. Летняя оздоровительная работа с детьми дает возможность подводить детей к первым «открытиям» в процессе разнообразных игр с песком и водой, «султанчиками», «вертушками», помогает формировать в сознании юных первооткрывателей систему причинно-следственных связей.

Программа «Истоки», по которой работаю , предусматривает работу по экологическому воспитанию. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность с малышами летом на прогулочном участке, решаю следующие программные задачи:

- воспитание познавательного интереса к окружающему миру, развитие любознательности;

- учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

- воспитание бережного отношения к окружающему;

- воспитание эстетических чувств;

- развитие речевой активности;

- развитие двигательной активности

Вместе с детьми мы радуемся наступлению лета. Беседуем и наблюдаем за сезонными явлениями (светит солнце, облака или нет на небе, идет дождь, дует ветер). Когда дождь застал нас на прогулке, мы не спешим в группу, а любуемся этим природным явлением. Обращаю внимание малышей на то, что дождик нужен всем растениям, деревьям, кустам, чтоб они могли жить, а еще он умывает травку, листочки, цветы.

Обращаем внимание на то, что летом высокая трава, цветут цветы, на деревьях и кустарниках много зеленых листьев. Проводим дидактическую игру «Покажи, где кустик, а где дерево».

Наблюдая за птицами, дети с удовольствием берут на себя роль «воробьев», «ворон», подражают их пению. Развитию двигательной активности способствуют разнообразные подвижные, хороводные, логоритмические игры. Стимулом для речевой активности является повторение и разучиваем стихов, пальчиковых игр на экологическую тематику, отгадывание загадок.

 

Формированию экологической культуры способствуют игры с элементами экспериментирования с водой, песком и природным материалом.

Традиционными для нас и наших детей являются беседы по «Экологическим заповедям». Заповеди построены по принципу «нельзя», «нужно» или «можно».

Приведу примеры некоторых «Заповедей»

Нельзя разбрасывать мусор. (фантики, бумажки, пустые бутылки, скорлупу от семечек и др. ) на пол, дороги, газоны. Почему? От мусора все вокруг становиться грязным.

Нельзя пугать птиц в городе, в лесу. Почему? Все птицы полезны. Они защищают растения от вредных насекомых.

Нельзя бегать там, где гуляют собаки. Почему? Собаки бегут за теми, кто бегает, и могут укусить. Нужно ходить мимо собак спокойно. Собаки за тобой не побегут.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Почему? Растения начинают болеть и могут погибнуть. Можно использовать для игры, только опавшие ветки. Так ты не сделаешь им больно.

Чередование разных видов деятельности во время прогулки позволяет эффективно решать поставленные задачи экологического воспитания.

Родители – активные участники образовательного процесса. Предлагаемые игровые ситуации позволят сделать пребывание ребенка на даче, во дворе познавательным, ярким, поможет воспитать желание познавать и любить мир.

  1. Наблюдение радуги после дождя
  2. Показать увеличительное стекло, рассмотреть через него божью коровку

(посчитать точки на спинке), муравья, бабочку или стрекозу

  1. На даче понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются – «ложатся спать» - вечером.

Полученные в детстве знания и навыки поведения будут служить основой экологического сознания взрослого человека. Всегда нужно помнить, что впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей раннего возраста в летний период

Выполнила:

Скрипунова Т.Г.

 Воспитатель ГБДОУ №131

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Начало экологической культуры необходимо прививать с раннего детства. Экологическое воспитание детей заключается в формировании гуманного и бережного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, их труду, к себе, как части природы. Маленький ребенок - исследователь, у которого к трем годам обнаруживается целенаправленный интерес к окружающему миру. Наблюдения на прогулке в любое время года обогащают его представления об объектах живой и неживой природы. Но именно летом, когда дети больше времени проводят на свежем воздухе, задачи экологического воспитания становятся наиболее актуальными. Кроме того, важно помнить, что у детей раннего возраста мышление носит конкретный характер, вот почему так важно, чтобы первое знакомство с объектами или явлениями по возможности происходило в естественной обстановке. Летняя оздоровительная работа с детьми дает возможность подводить детей к первым «открытиям» в процессе разнообразных игр с песком и водой, «султанчиками», «вертушками», помогает формировать в сознании юных первооткрывателей систему причинно-следственных связей.

Программа «Истоки», по которой работаю , предусматривает работу по экологическому воспитанию. Организуя познавательно-исследовательскую деятельность с малышами летом на прогулочном участке, решаю следующие программные задачи:

- воспитание познавательного интереса к окружающему миру, развитие любознательности;

- учить наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать;

- воспитание бережного отношения к окружающему;

- воспитание эстетических чувств;

- развитие речевой активности;

- развитие двигательной активности

Вместе с детьми мы радуемся наступлению лета. Беседуем и наблюдаем за сезонными явлениями (светит солнце, облака или нет на небе, идет дождь, дует ветер). Когда дождь застал нас на прогулке, мы не спешим в группу, а любуемся этим природным явлением. Обращаю внимание малышей на то, что дождик нужен всем растениям, деревьям, кустам, чтоб они могли жить, а еще он умывает травку, листочки, цветы.

Обращаем внимание на то, что летом высокая трава, цветут цветы, на деревьях и кустарниках много зеленых листьев. Проводим дидактическую игру «Покажи, где кустик, а где дерево».

Наблюдая за птицами, дети с удовольствием берут на себя роль «воробьев», «ворон», подражают их пению. Развитию двигательной активности способствуют разнообразные подвижные, хороводные, логоритмические игры. Стимулом для речевой активности является повторение и разучиваем стихов, пальчиковых игр на экологическую тематику, отгадывание загадок.

Формированию экологической культуры способствуют игры с элементами экспериментирования с водой, песком и природным материалом.

Традиционными для нас и наших детей являются беседы по «Экологическим заповедям». Заповеди построены по принципу «нельзя», «нужно» или «можно».

Приведу примеры некоторых «Заповедей»

Нельзя разбрасывать мусор. (фантики, бумажки, пустые бутылки, скорлупу от семечек и др. ) на пол, дороги, газоны. Почему? От мусора все вокруг становиться грязным.

Нельзя пугать птиц в городе, в лесу. Почему? Все птицы полезны. Они защищают растения от вредных насекомых.

Нельзя бегать там, где гуляют собаки. Почему? Собаки бегут за теми, кто бегает, и могут укусить. Нужно ходить мимо собак спокойно. Собаки за тобой не побегут.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Почему? Растения начинают болеть и могут погибнуть. Можно использовать для игры, только опавшие ветки. Так ты не сделаешь им больно.

Чередование разных видов деятельности во время прогулки позволяет эффективно решать поставленные задачи экологического воспитания.

Родители – активные участники образовательного процесса. Предлагаемые игровые ситуации позволят сделать пребывание ребенка на даче, во дворе познавательным, ярким, поможет воспитать желание познавать и любить мир.

  1. Наблюдение радуги после дождя
  2. Показать увеличительное стекло, рассмотреть через него божью коровку

(посчитать точки на спинке), муравья, бабочку или стрекозу

  1. На даче понаблюдать, как открываются утром на солнышке одуванчики и закрываются – «ложатся спать» - вечером.

Полученные в детстве знания и навыки поведения будут служить основой экологического сознания взрослого человека. Всегда нужно помнить, что впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти "Весёлые игрушки" для детей раннего возраста в летний период.

Цели:Побуждать детей к совместному прочтению знакомых стихотворений.Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам.Побуждать детей к совместным подвижным играм.Задачи:Активизировать лексический сло...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Рекомендации для родителей детей раннего возраста в летний период

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным...

Консультация для родителей " Игры для детей раннего возраста в летний период"

Великий педагог А. Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь»....

Оздоровление детей раннего возраста в летний период

Цели летней оздоровительной работы: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в летний период с учетом их индивидуальных особенностей; удовлетворение потребностей растущего орг...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста в летний период

Рекомендации для родителей детей раннего возраста  в летний период Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. ...

Изобразительная деятельность детей раннего возраста в летний период.

Изобразительная деятельность детей раннего возраста в летний период.  МБДОУ Детский Сад №99 Я рисую на песке,Словно мелом на доске.Просто палочкой черчуВсе, что только захочу.Это ежик, это к...