Буклеты для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста
консультация

Чепрасова Людмила Викторовна

ответы на вопросы воспитания детей дошкольного возраста:

- - Ребенок все время в гаджете:КАК ОТВЛЕЧЬ

- «УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНО»
-Детская ложь: КАК СПРАВИТЬСЯ
- «УБИРАЕМСЯ БЕЗ СКАНДАЛОВ»
-  Братья и сестры враждуют. как помирить.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_1.1.docx88.89 КБ
Файл buklet_2.1.docx49.96 КБ
Файл buklet_3.1.docx96.65 КБ
Файл buklet_4.1.docx80.56 КБ
Файл buklet_5.1.docx82.99 КБ

Предварительный просмотр:

Список предметов-вдохновителей

  • кусочки тряпок разных фактур;
  • скотч;
  • деревянная ложка или миска;
  • трубочки для коктейля;
  • фольга;
  • старая шапка (можно посадить в нее небольшую игрушку или сказать: из этого можно сделать нору  или еще что-то);
  • пакет или сумка + задание («собери-ка то, что может понадобиться на острове);
  • страшим дошкольникам: набор инструментов и кусок плотного картона или деревяшка;
  • газеты и ножницы;
  • фотоальбом с фотографиями с отдыха;
  • игрушки, с которыми ребенок играл до года-двух;
  • немного крупы в небьющейся миске;
  • мелки и доска (или любая покрашенная графитовой краской твердая поверхность);
  • таз с водой и резиновые игрушки;
  • воздушные шарики.

Этот список можно пополнять. Ваши помощники – любые безопасные для ребенка объекты, которые стимулируют работу фантазии и сенсорные впечатления, то есть тактильные, слуховые, зрительные, моторные ощущения.

МАДОУ ЦРР – д/с №14

Ребенок все время

в гаджете:

КАК ОТВЛЕЧЬ

   

Подготовила:

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с №14

Л.В. Чепрасова

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, КОГДА ВАМ КАЖЕТСЯ,

ЧТО РЕБЕНОК НЕ ВЫПУСКАЕТ ИЗ РУК ГАДЖЕТ

  1. ВДОХНОВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА

Создайте условия, чтобы у ребенка появилось вдохновение заняться чем-то еще. Достаньте игрушки, в которые он давно не играл, предложите ему мате-

риалы для творчества или придумайте поручение.

  1. ПРОЯВИТЕ  ИНТЕРЕС

Активно поддерживайте занятия ребенка, не связанные с гаджетом. Расспросите ребенка и сами расскажите, что вам нравится в его игре и творчестве. При этом не упоминайте электронные игры.

  1. ХВАЛИТЕ  РЕБЕНКА

Когда ребенок занят не гаджетом, используйте описательную похвалу. Опишите, что он делает:  «Да у тебя тут настоящая художественная студия!», «Я вижу целую армию солдатиков». Опишите свои позитивные впечатления: «Когда я смотрю на этот

рисунок, я так и вижу море». Опишите усилия или и способности ребенка: «Ого! Непросто же было это сделать!», «Эти пятнышки у тебя получились такие

яркие, как настоящие цветы на лугу».

Например:

Ребенок нарисовал рисунок и показывает маме.

Вместо

Надо

Мама:    

«Красиво! Ого!»

Мама:     «Смотри-ка, тут и рыбка нарисована!

А это напоминает мне ту ракушку, которую

мы нашли в Сочи».

Ребенок быстро откладывает рисунок.

Ребенок:     «Да! Нарисую еще, какие камешки мы нашли…»

  1. БУДЬТЕ ПОСЛЕ- ДОВАТЕЛЬНЫ

Сами не используйте гаджеты без острой необходимости и для отдыха, и развлечения. Также не используйте разрешение или запрет на игру в качестве средства воспитания.

Например:

Ребенок с планшетом в руках намеревается играть.

Вместо

Надо

Мама:   «Брось его уже!»

Или

«Хватит! Много уже

играл!»

Или

«Опять ты с планшетом! Тебе делать, что

ли, нечего больше?

Полный дом игрушек!»

Мама  

(переключение через  

тактильный контакт):

«А ну, иди-ка сюда,

я тебя по обнимаю!

Ты мой медвежонок!»

Обнимает ребенка,

поднимает на руки.

Или  (переключение

через игру):

    «Эй, парень, у нас тут

полицейский участок

и все гаджеты запрещены! Придумай-ка что-то другое!»

Ребенок

«Не хочу! Надоело!

Не много! Хочу планшет!»

Ребенок  

вдохновляется

игрой:

 

  «Если это полицейский

участок, то где же твой

пистолет? Сейчас при-

несу!»

  1. ПРИДУМАЙТЕ ПРАВИЛА

Уменьшите количество и репертуар электронных игр на гаджете ребенка. Обдумайте и решите, на какое время и при каких условиях вы считаете электронную игру возможной. Убедитесь, что ваши правила понятны и непротиворечивы. Сообщите ребенку о своем решении. Придерживайтесь его.

  1. ОБНИМИТЕ  РЕБЕНКА

Когда ребенок готов взяться за гаджет, обеспечьте ему приятный физический контакт с собой. Погладьте по голове, обнимите, покачайте на коленях, побегите вдогонку за ним.

  1. ОЦЕНИТЕ  СИТУАЦИЮ

Часто дети привязаны к гаджетам не просто так, а потому, что это удобно их родителям. Подумайте, может быть, вы «отделываетесь» гаджетом или мультиком каждый раз, когда у вас нет сил или настроения взаимодействовать с ребенком. Если так, то помните: чтобы изменить детское поведение, сначала вы должны сами что-то поменять во взаимодействии с ним.

  1. СОЗДАВАЙТЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Часто гаджеты нужны детям, которым не хватает впечатлений. Пополняйте запас впечатлений ребенка – когда можете, поиграйте с ним, помогите ему развить сюжет игры, разнообразьте его досуг. Когда не можете играть, предложите ребенку предмет или

материал, который вдохновит его на игру, и с помощью которого он получит сенсорные и эмоциональные впечатления. Используйте список «предметов- вдохновителей».

  1. ОСТАВЬТЕ  ПОСЛАНИЕ

Оставьте ребенку записку с вашим пожеланием, даже если он еще не умеет читать. Прочитайте ее ребенку. В записке вежливо и с симпатией изложите просьбу к ребенку или правило. Например: «Милые дети! Прошу вас придумать и нарисовать по 5 занятий, которые вам понравятся больше игры на планшете. Люблю вас, папа».



Предварительный просмотр:

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ,

ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ

ОСВОИТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ, НО НЕ ЗАПУГАТЬ

НАЧНИТЕ  С СЕБЯ

Учите ребенка отличать опасные ситуации от безопасных, а если вы тревожны, учите этому и себя.

Подумайте, каковы ваши запреты и границы безопасности – не мешают ли они ребенку исследовать мир и получать впечатления? Можно ли ему бегать на прогулке, трогать растения, залезать на горку?

Если запретов слишком много, ребенок может игнорировать их без разбора.

ИЛЛЮСТРИРУЙТЕ

Найдите в интернете или книгах картинки, на которых дети нарушают правила безопасности.  Рассматривайте и обсуждайте их с ребенком.

ГОВОРИТЕ  О «ВЗРОСЛОМ»  ПОВЕДЕНИИ

Вдохновляйте ребенка связывать соблюдение правил  с взрослением. Говорите: «Ты уже знаешь, что…»,  «Ты уже научился…». Придумывайте истории про малыша, который не соблюдает правила безопасности, потому что не понимает их. Спрашивайте ребенка, как стоило бы поступить малышу.

ОПИШИТЕ   ПРОГРЕСС

Описывайте прогресс в действиях ребенка, которые обеспечивают его безопасность. Например, скажите: «Я обратила внимание, ты научился смотреть,  не едет ли машина».

НЕ УГРОЖАЙТЕ

Произносите правила или предостережения кратко и без угроз. Говорите: «Скользко!» вместо «Не упади!»,  «Машина!» вместо «Куда ты под машину, собьет!».

ДАВАЙТЕ   ИНФОРМАЦИЮ

Делитесь информацией с ребенком. Например, объясните: «Водитель тут может не видеть ребенка», «Удар током смертелен для человека», «Прыгать с такой  высоты опасно».

НАПРИМЕР: Ребенок схватил нож и пытается резать хлеб.

Вместо

Надо

Мама:   «Положи! Ты поранишься!»

Мама:     «Нож острый. Чтобы не порезаться, держи пальчики подальше  от лезвия».

Ребенок думает:   «Когда ты не будешь

видеть, я все ножи возьму и буду резать

как хочу!»

Ребенок показывает маме, как он держит нож.

Ребенок:   «Так правильно?»

ОПИШИТЕ  СВОИ ЧУВСТВА

Скажите ребенку, что вы чувствуете. Например: «Я очень боюсь, когда ты так близко от плиты», «Я не могу допустить, чтобы ты бежал туда, где так  много машин».

СПРОСИТЕ  РЕБЕНКА

Обратитесь за идеями к ребенку: «Что нам при-думать, чтобы ты аккуратно переходил дорогу?».

Серьезно выслушайте и повторите его идею вслух.

ДЕЙСТВУЙТЕ, НО НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ

Не кричите на ребенка, если он не слушается, а примите меры. Например, возьмите за руку, посадите в тележку и т. п.

ЕСЛИ МОЖЕТЕ, ИГРАЙТЕ

Переведите ситуацию в игру. Например, играйте в «замороженные ножки»: по этой команде учите ребенка замереть на месте.

НАПРИМЕР:

Мама ведет детей через дорогу, они рвутся во все стороны: «Ску-у-учно!».

Вместо

Надо

Мама:     «Куда вы лезете под

машину? Собьет же!»

Мама:     «Держитесь за мой хвост, мои рыбки, кругом акулы!»

Дети смеются и берут маму за руки –

вступают в игру.

ПОКАЖИТЕ  РЕБЕНКУ  ПРИМЕР

Подкрепляйте свои слова действиями. Сами не ходите на красный свет, даже если очень спешите. Будьте аккуратны с электроприборами. Не разрешайте незнакомым людям, даже соседям, разговаривать с ребенком – например, в лифте. Произнесите: «Я учу моего ребенка не вступать в разговоры с незнакомцами».

ЗАПОМНИТЕ

Вместо

Надо

Взрослый:     «Упадешь!», «Глаз

выколешь!»,

«Нельзя!», «Опасно!»,

«Обожжешься!»

Взрослый:     «Держись крепко»,

«Палка острая», «Здесь мы пройдем за руку»,

«Что нам придумать, чтобы ты помнил, что

здесь выезжают машины?», «Плита горячая».

Ребенок тревожный, ему все страшно.

Во всех новых ситуациях он озирается

на маму: «Можно ли поиграть с другими? Можно ли погладить кошку?»

Боится горку, дорогу.

И ребенок сам выбирает безопасный

способ поведения.

МАДОУ ЦРР – д/с №14

«УЧИМ БЕЗОПАСНОСТИ  БЕЗОПАСНО»

  https://sun9-53.userapi.com/PYRL0GIfpeorIeNRUdhX8f0h_fTgK0Zq8YYe3g/du_wMzsFKgM.jpg

 

Подготовила:

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с №14

Л.В. Чепрасова



Предварительный просмотр:

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ЕСЛИ РЕБЕНОК   НАЧАЛ ОБМАНЫВАТЬ

ОЦЕНИТЕ   СИТУАЦИЮ

Подумайте, что заставило ребенка врать. Чаще всего это страх наказания, невозможность законно преодолеть запрет, сокрытие вины, желание получить что-то, что так просто ему бы не досталось – возможно,  похвалу, внимание.

ПОДУМАЙТЕ, КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ

Обдумайте на будущее: можно ли что-то изменить, чтобы ему не приходилось это делать. Возможно, ребенок уже перерос запрет или ваша реакция – слишком тяжелая для него. Может быть, ему не хватает вашей поддержки или он не справляется с нагрузками. Иногда ложь ребенка – сигнал о необходимости  что-то изменить.

НЕ ОБВИНЯЙТЕ

С помощью обвинений вы не добьетесь того, что ребенок изменит свое поведение. Может, он и признается под давлением, но это не научит его честности, а, скорее всего, стимулирует находить способы обманывать более умело.

НАПРИМЕР: Разорванная книга на полу.

Вместо

Надо

Мама:     «Ты порвал книгу!

Мы ее только что купи-

ли!»

Мама:     «О, книга порвана…

Хмм… Что же делать?»

Поднимает и рассматривает книгу.

Мама:     «Думаю, ты не хотел ее порвать…»

Ребенок:     «Нет! Это не я! Она

сама!»

Ребенок:     «Да! Я просто потянул

вот тут… давай заклеим».

Взрослый злится, а ребенок сильнее

отпирается и думает, что в следующий

раз вообще ее выкинет.

ПОМОГАЙТЕ РАСТИ  НАД СОБОЙ

Чтобы ребенок не врал, надо не наказывать его, а помогать двигаться к следующей стадии морального развития: когда он сможет признать вину, даже если  удобнее соврать.

НАПРИМЕР: 

Дети ссорятся. Дочь: «Мама, Паша меня ударил!».

Вместо

Надо

Мама:     «Паша! Ты что!

Нельзя!»

Мама:     «О-о, бедняжка, иди сюда, я тебя пожалею. Где болит? Как же тебя

утешить?» – гладит  ребенка

Сын:     «Да не бил я ее! Дура! Мама! Она врет!»

Сын («жалко ее»):     «Слушай, прости…

Я просто толкнул  ее, я не хотел, чтобы

было больно. Давай играть».

Дочь:     «Он сам врет! Мама!»

Мама:     «Вижу, Паша хочет тебя утешить. Это мне нравится. В следующий раз, когда будете играть, будьте осторожны».

Оба ребенка:     «Ненавижу! Я тебе

покажу!»

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИГРУ  ИЛИ ЮМОР

Если вы не слишком разозлены и способны творчески подойти к делу, используйте игру или юмор. Скажите: «Ваза обзавелась ножками», «Опять этот хулиганистый человек-невидимка ломает наши вещи!».

.

САМИ БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ

Выполняйте обещания: если обещали что-то ребенку – надо выполнить, если не вышло – нужно попросить у ребенка прощения. Не оправдывайтесь, а извинитесь, как извинились бы перед взрослым, которого уважаете. Подумайте, не оказывается ли ваш ребенок свидетелем прямой и «вежливой» взрослой лжи: недоговаривания, лести, манипуляций.

НЕ ПАНИКУЙТЕ

Помните: ничего страшного не происходит. Ложь – показатель развития когнитивных способностей. Все дети проходят этот этап.

НЕ ТОРОПИТЕ

Никогда не настаивайте, чтобы ребенок признался «прямо сейчас». Даже если вы заставите его это сделать, он станет лживее, а не честнее.

Реагируйте на ложь правильно

  Опишите очевидные вещи. «Ваза разбита», «игрушка сломана», «я вижу синяк у твоей

сестры», «в комнате бардак, а все дети говорят: это не я».  

  Опишите свои чувства. «Я злюсь, когда мои вещи портят», «мне жалко Валю», «я не хочу

это все убирать».

  Признайте чувства. «Ты злился», «думаю, страшно признаться, что испортил чужую

вещь», «сложно устоять перед новой игрушкой». Выслушайте, что скажет ребенок.

  Дайте ребенку план. «В следующий раз, если тебе захочется играть в мяч, скажи мне,

и мы придумаем, как это сделать, чтобы вещи не пострадали»; «Если игрушка, которую

ты взял, сломалась, надо сказать мне, будем ее спасать». Составьте план и для себя,

например: «Я уберу отсюда все хрупкое, дети тут часто играют», «В следующий раз

я спрячу это получше».

  Помогите ребенку понять, как исправить содеянное. «Нам все равно надо привести комнату в порядок»; «Надо придумать, как утешить Валю».

НАПРИМЕР: Ребенок съел все конфеты.

Вместо

Надо

Мама:     «Ты что-о-о?! Нельзя!»

Мама:     «Конфет нет. А они

были для всех. В сле-

дующий раз, когда так

захочешь сладкого,

скажи мне».

Ребенок:     «Это не я! Это собака!»

И думает:     «А я в следующий раз

не буду оставлять все

конфеты на виду».

МАДОУ ЦРР – д/с №14

Детская ложь:

КАК СПРАВИТЬСЯ

    https://sun9-53.userapi.com/c855032/v855032090/1250c2/L5i5Gtw8prg.jpg

Подготовила:

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с №14

Л.В. Чепрасова



Предварительный просмотр:

                                                                                 ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ПОРЯДКУ

ПРОСИТЕ  ПОМОЧЬ

Как можно раньше привлекайте ребенка к уборке. Дети любят повторять действия взрослых. Разрешайте попробовать в деле «клининговые средства»: тряпочки, спреи, пылесос. Давайте ребенку посильные поручения: «Помоги мне сложить вот это», «Возьмешься сложить все на этой полке?».

ХВАЛИТЕ  РЕБЕНКА

Используйте описательную похвалу. Как только вы увидели, что ребенок что-то сделал для порядка, сразу озвучьте его действия, и при этом выражайте радость. Например, скажите: «Ты отнес свою тарелку, как хорошо!», «Я вижу, вы уже так много игрушек расставили по местам!», «Кто-то сложил книги на полку, ура!».

ПРЕДЛОЖИТЕ ВЫБОР

Когда вы призываете ребенка к уборке, предложите ему выбрать из альтернатив. Например, спросите: «Тут надо убраться. Ты начнешь с Lego или сначала уберешь у себя на столе?», «Разделим территорию для уборки или вместе уберем всю квартиру?».

ГОВОРИТЕ О ПРОГРЕССЕ

Пока уборка не закончена, подчеркивайте прогресс, а не недостатки действий ребенка. Скажите ему: «Я вижу, краски уже убраны», «Ого, куртки уже на местах».

ГОВОРИТЕ КРАТКО

Укажите на то, что надо убрать, немногословно – желательно одним словом или словосочетанием. Скажите: «Ботинки!» вместо «Убери ботинки, они стоят на проходе, это мешает», «Пластилин на столе!» вместо «Как же ты так лепил, все измазано».

ВЫРАЗИТЕ  РАДОСТЬ

Выражайте свое удовольствие от чистоты. Скажите, как рады видеть убранную комнату, как вам нравится трудолюбие ребенка.

СОРЕВНУЙТЕСЬ

Устройте соревнование. Скажите: «Спорим, я быстрее уберу со стола на кухне, чем ты сложишь это в коробку?» Дайте ребенку выиграть.

СОЗДАЙТЕ  «НАПО- МИНАЛКИ»

Используйте объявления, указатели, записки ребенку. Они будут призывать к уборке или напоминать о правилах чистоплотности и о том, в каких местах должны храниться вещи. Рисуйте и пишите их, даже если ребенок еще не умеет читать.

НАПРИМЕР: В детской разбросаны карандаши и альбомы.

Вместо

Надо

Мама:   «Убирай сейчас же!»,

«Что тут такое?!»,

«Я сейчас это выкину!»

Мама:     «Я вижу карандаши

на полу». Ребенок тоже

видит и начинает поднимать.

Ребенок:   «Мам, я потом…»,

«Не хочу!»,  

«Отстань!»,  

«Ну и выкидывай!»,

«Сама убирай!»

Мама  (описательная  похвала):

    «О, ты убираешь  их на место! И этот

заметил!»

Или:

Мама указывает на объявление над

столом, там нарисованы карандаши

в подставке.

Ребенок:   «А, да, убрать» – убирает.

Результат: ребенок не привыкает уби-

рать за собой

Или:

Мама:     «Спорим, вам ни за что это не убрать за то время, что я буду считать до 20. Раз, два…»

ПОДСКАЖИТЕ ОБРАЗЕЦ  ПОВЕДЕНИЯ

Не полагайтесь на устрашение или контроль, лучше предложите ребенку понятный образец поведения. Подсказывайте ему, как бы вы хотели, чтобы он себя повел. Например, скажите: «Ты пролил воду. Помнишь, где тряпка?» вместо «Убирай сейчас же!», «Я уверена, ты сможешь убрать детали конструктора с пола до того, как придет папа» вместо «Не уберешь – без планшета до завтра».

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭЛЕМЕНТ  ИГРЫ

Призовите к уборке голосом сказочного героя или вымышленного персонажа: «Эй, мстители, к уборке!», «Я царевна Несмеяна, и я сейчас наплачу тут целое озеро, тут та-а-ак грязно!». Заговорите голосом «злорадного персонажа», который считает, что ребенку ни за что не убрать раскиданные вещи. Попросите об уборке от имени ящика с игрушками или целой комнаты: «Мне так надоело, что никто не видит, какая я красивая! Я вся вгрязи! Мне нужен ребенок, который уберется тут!».

ВОЗЬМИТЕ ИГРУШКИ «В ПЛЕН»

Заведите «тюрьму для игрушек», если вас беспокоят игрушки по всему дому. Скажите ребенку: «На кухне тюрьма для игрушек. У тебя есть совсем немножко времени, чтобы спасти их, иначе стража продержит их там до утра».

ЗАПОМНИТЕ

Вместо

Надо

Взрослый:     «Что так грязно?»,  

«Убирай сейчас же!»,

«Да к тебе не войти!»,

«Почему опять

 бардак?»,

. Взрослый:     «Ого, да тут нужна уборка», «Я вижу игрушки по всей

комнате», «Игрушки!», «Эй, посмотри-ка на объявление».

И – объявление «Хочу жить в чистоте»,  

которое «держит» в лапах плюшевый  

медведь.

МАДОУ ЦРР – д/с №14

«УБИРАЕМСЯ

БЕЗ СКАНДАЛОВ»

https://st3.depositphotos.com/9876904/12719/v/950/depositphotos_127192094-stock-illustration-boy-and-girl-cleaning-the.jpg

Подготовила:

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с №14

Л.В. Чепрасова



Предварительный просмотр:

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ ССОРИЛИСЬ

ПРИЗНАЙТЕ ЧУВСТВА

Оцените ситуацию и озвучьте то, что, по вашему мнению, могут чувствовать дети. Произнесите это, выбирая формулировки, которые относятся к ситуации, а не к устойчивым качествам ребенка – «ты разозлен», а не «ты злой». Старайтесь сказать

про каждого из детей. «Похоже, ты очень злишься на брата. А тебе очень обидно»; «Тебе страшно, когда кто-то так кричит. А ты хочешь защитить свои игрушки и не хочешь их никому давать»; «Я вижу, вам трудно поделить мяч, вас много, а он один».

Например: Младший ребенок лезет к старшему. Старший: «Отвали!    Сейчас получишь!».

Вместо

Надо

Мама:     «Не лезь! А ты не ори

на него!»

Мама –  младшему  ребенку  

 «Эй, смотри, Миша нормально сказал.

Он не хочет сейчас  играть».

Старший  ребенок  (думает):

    «Мама меня понимает! Я молодец!».

Дети только обижаются и «бушуют»

сильнее.

Младший опять лезет, старший уже

бьет. Рев, крики взрослого.

Мама  продолжает:

   «Если ты соскучился, попроси его с тобой поиграть, когда он сможет».

Младший  ребенок:

    «Да!». Обращается  к старшему ребенку:

«Поиграем?».

НЕ ПЕРЕ- УБЕЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ

Если ребенок говорит о своей враждебности к другому ребенку, не переубеждайте его и не запрещайте высказываться – «нет, ты любишь брата», «я не позволю тебе так говорить». Слова – это выход эмоций. Если нельзя поделиться эмоциями, враждебность

только нарастает. Дайте детям высказаться.

        

ОПИСЫВАЙТЕ  ТО, ЧТО ВИДИТЕ

Скажите: «Я вижу два мальчика ужасно разозлены»; «Судя по крикам, вы не можете договориться», «Эй, у тебя в руке палка и ты направляешь ее на брата, это очень опасно». Если один или оба  ребенка злятся, но удерживаются от запрещенных  действий, опишите происходящее положительно: «Даня пока действует цивилизованно, но я вижу, ему уже трудно сдерживаться».

Например: Два мальчика играют в приставку. Вопли. Готова разгореться драка.

Вместо

Надо

Мама:     «А ну, все ушли оттуда, все, я выключаю, вы наказаны!»

Дети:     «Это все он, это все ты!»

Дальше – драка и рев.

Мама с кухни:     «Я слышу по вашим

голосам, что вам уже не нравится играть».

Дети:     «Нет, нет, нравится».

Примиряются.

НЕ НАВЯЗЫ-ВАЙТЕ РОЛИ

Не сравнивайте детей между собой, не навязывайте им роли словами «всегда», «никогда», «ты такой». Когда вы хотите сказать что-то об одном из детей, не упоминайте другого ребенка.

ОЗВУЧЬТЕ  ПРАВИЛО

Назовите правило кратко и твердо. Правило должно быть ясным и однозначным: «братьев не бьют», «это слово использовать нельзя», «в нашем доме чужие вещи не ломают».

ОЗВУЧЬТЕ СВОИ  ОЖИДАНИЯ

Скажите детям о своих ожиданиях. Вложите в свои слова подсказку, как детям нужно действовать. Выражайте уверенность, что дети способны решить проблему и при этом учесть правило и собственные интересы. Скажите: «Я жду, что мои дети найдут другой способ договориться, не драку»; «Я забираю планшет и он будет лежать у меня, пока вы не придумаете, как сделать так, чтобы не ссориться из-за того, кому  он сейчас достанется»; «Надо разделить три куска мела на двоих. Я думаю, вы найдете какой-то выход».

ВСПОМНИТЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА

Напомните о прошлом событии, когда дети смогли  сотрудничать в сложной ситуации и помочь друг  другу. Скажите: «Я помню, как ты подхватил Лену, когда она чуть не выпала из коляски», «Девочка, которая смогла подарить сестре свою куклу, наверняка сможет что-то придумать и сейчас».

СКАЖИТЕ,  ЧТО ВЫ  ЧУВСТВУЕТЕ

Когда вам не нравится то, что происходит между детьми, выразите свои чувства, не занижая их.  Например: «Ненавижу, когда вы деретесь!», «Мне  не нравится, когда так обзываются!» Не говорите  о качествах детей – только о ситуации.

ДЕЙСТВУЙТЕ, НО НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ

Если ссора переросла в драку или поломку вещей – действуйте, но не оскорбляйте. Возьмите ребенка за плечи, за руку, но не грубо. Твердо произнесите запрет: «Я не позволю тебе бить сестру», «Я не разрешаю ломать игрушки».

ПОЖАЛЕЙТЕ  ПОСТРА-ДАВШЕГО

Если один ребенок ударил другого, сосредоточьтесь на пострадавшем. Приласкайте, погладьте ударенное место, не говорите об агрессоре. «Ой, больно ноге. Бедняга. Давай поглажу», «Иди скорее ко мне, я тебя поцелую, давай пожалею». Покажите, как исправить

содеянное: «Эта башня развалилась, я хочу помочь тебе начать ее восстанавливать», «Давай я разглажу твой рисунок».

ЗАПОМНИТЕ

Вместо

Надо

Взрослый:    

«Не ори!», «Как можно бить брата!», «Не смей так говорить про сестру!», «Я вам покажу, как драться!», «Что же ты такой злой!»

Взрослый:  

 «Вижу, ты очень злишься», «Похоже,

она тебя сильно разозлила», «Братьев

не бьют», «Скажи словами, а не руками».

МАДОУ ЦРР – д/с №14

«Братья и сестры враждуют:

КАК ПОМИРИТЬ»

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1904579/pub_5ce66eb8e7275400b32f49e7_5ce6763cd24ce500b518591c/scale_1200

Подготовила:

педагог-психолог

МАДОУ ЦРР д/с №14

Л.В. Чепрасова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

   Вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное напр...

Статья "Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Актуальные вопросы гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей дошкольного возраста.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями — все это зар...

Статья "Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей: главный секрет успеха в вопросах воспитания детей дошкольного возраста"

Из опыта работы воспитателя детского сада. В котором представлены наиболее удачные пути взаимодействия с родителями детей, способы повышения мотивации к совместному творчеству с детьми, жизни детского...