Конспект НОД в форме игры - путешествия в подготовительной группе по региональной культуре «Мое село Манычское - частица нашей великой Родины»
методическая разработка (старшая группа)

Цель образовательной деятельности: воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.

Образовательные задачи:

Образовательные:

-Обогащать и расширять представления детей об истории своего села Манычского;

-Закреплять знания о русской избе и ее предметах старинного русского быта; о достопримечательности с. Манычского -  ветряная мельница;

-Активизировать мышление, воображение.

Развивающие :

-Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому прошлому.

-Развивать коммуникативные способности, навыки совместной игровой деятельности;

-Формировать умение выражать свои мысли, обогащать активный словарь.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.

-Воспитывать интерес к поэзии, любовь к художественному слову и фольклору.

-Обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

-Развивать интерес к искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moe_selo_selo_man.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в форме игры - путешествия в подготовительной группе

по региональной культуре «Мое село Манычское - частица нашей великой Родины»

Подготовила воспитатель: Антонова Алла Андреевна  МКДОУ № 4

 « Ладушки»

Форма проведения НОД: игра - путешествие

Возрастная группа: Дети подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Формы организации ННОД воспитанников с учетом интеграции.

образовательных областей: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цель образовательной деятельности: воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.

Образовательные задачи:

Образовательные:

-Обогащать и расширять представления детей об истории своего села Манычского;

-Закреплять знания о русской избе и ее предметах старинного русского быта; о достопримечательности с. Манычского -  ветряная мельница;

-Активизировать мышление, воображение.

Развивающие :

-Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому прошлому.

-Развивать коммуникативные способности, навыки совместной игровой деятельности;

-Формировать умение выражать свои мысли, обогащать активный словарь.

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к предкам.

-Воспитывать интерес к поэзии, любовь к художественному слову и фольклору.

-Обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

-Развивать интерес к искусству.

Целевые ориентиры: выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение, удивление) при прослушивании русских народных мелодий, аудиозаписи «Звуки природы», пении русских народных песен, рассуждает и делает адекватные объяснения при работе со словарем, делиться с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями о русской народной культуре, о малой родине, о жилище человека, умеет высказывать свою точку зрения, участвует в русских народных играх.

Предварительная работа:

-Рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, о селе.

-Чтение художественной литературы.

-Экскурсии по селу, в «Горницу».

-Рассматривание слайдов «Достопримечательности Ставропольского края»

 -Заучивание стихов.

-Разучивание русских народных песен, пословиц, поговорок, игр.

 -Слушание музыки.

-Беседы, дидактические игры, строительные игры

-Рисование по картинам П.М. Гречишкина «Ставропольский лес»,

А.М.Тишиной «Осень в ущелье»

-Рисование по темам: «Вечернее село»; «Осень в моем селе» « Мой любимый уголок»

Оборудование и материал: предметы русского быта, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы, иллюстрации: старая мельница, лист с датой, платочек, веревочка, аудиозапись «Звуки природы», русский народный платок.

Ход непосредственно образовательной деятельности: 

Первая часть.   

Вводная часть (мотивация). Организационный момент

НОД начинается в экологической комнате.

Воспитатель: К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и  больше не будем отвлекаться.

Воспитатель. Ребята сегодня вы узнаете много нового и интересного о Родине.

    Как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети:  Наша страна называется Россия.

Воспитатель: Наша страна огромная. Она богата растительным и животным миром.

В ней много морей, рек, озер. Она прекрасна и полна замечательными людьми.

(Звучит музыка). Воспитатель рассказывает стихотворение.

                   На широком просторе предрассветной порой

                   Встали алые зори

                   Над родимой страной.

                   С каждым годом все краше

                   Дорогие края…

                   Лучше Родины нашей

                   Нет на свете друзья.

                                      (Прокофьев)

Ребенок: « Откуда родом ты?»-

                Меня спросили.

                И я ответил гордо:

                «Из России.

                А если говорить точнее

                Со Ставрополья я,

                Там Родина моя -  Апанасенковье.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говориться о Родине.

Воспитатель: У каждого человека на земле есть Родина.

Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина - место, где мы живем. Где мы ходим в школу, в детский сад. Это место где человек вырос. Там где мама и папа. Место, где дом родной.

Воспитатель: Правильно ребята. Родной край близок и дорог сердцу каждого из нас. Здесь проходят детские годы, а часто и жизнь.

Недаром гласит народная пословица: «Где родился, там и пригодился»

Знать историю родного края, значить любить настоящие и каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни.

Сегодня мы поговорим о малой Родине: о крае, районе, селе.

Как называется наш край?

Дети: Наш край называется Ставропольский.

Воспитатель: Как называется наш район?

Дети. Наш район называется Апанасенковский.

Как называется наше село?

Наше село называется Манычское.

Вторая часть .Основная часть (содержательная, деятельная).

Воспитатель: И сейчас мы отправимся по тропам своей малой Родины. По дорогам едут, по тропам идут, чтобы ничего не пропустить, чтобы все запомнить и отложить в своем сердце и душе. Сегодня мы постараемся пройти по самым интересным местам  нашей Родины, там, где шагали наши предки.

Мы должны помнить, отправляясь в путь. Нужно быть внимательными, зоркими, не обижать животных и птиц, беречь природу.

В путь ребята.

(Дети под веселую музыку подходят к стене,  на которой изображена природа: растительный и животный мир).

Воспитатель:  Перед нами  «Зеленое поле»- это растительность.

Что относится к растительности?

Дети: Деревья. Цветы.  Трава. Кустарники.

Воспитатель: Для чего нам нужна растительность?

Дети: Чтобы воздух был чистым. Это красиво. Растения очищают воздух.

Воспитатель: Наш Ставропольский край богат растительным и животным миром, некоторые из них занесены в «Красную книгу».

Давайте вспомним и назовем их?

Дети перечисляют растения и животных.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Перед нами «Голубое поле».

(Дети подходят к стене, на которой изображено озеро)

Как вы думаете, что обозначает этот цвет?

Дети: Это реки и озера. Моря. Пруды. Океаны.

Воспитатель: Кто живет в воде и на берегу?

Дети отвечают.

Воспитатель: Некоторые обитатели суши и воды занесены в «Красную книгу»

Назовите некоторых из них?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята скажите, возле какого озера мы живем?

Дети: Озеро Маныч.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Скажите, какого цвета еще бывает поле?

Дети: Желтые. Золотые.

Воспитатель: Правильно.  В Ставропольском крае много степей , полей.

 Поля Апанасенковья  необычные желтые? Почему?

Дети: На полях выращивают пшеницу.

Воспитатель: Из пшеницы пекут хлеб. Хлеб- главное богатство Ставрополья.

Как называют людей, которые выращивают хлеб?

Дети: Людей, которые выращивают хлеб, называют хлеборобами.

Воспитатель Хлеб-это слово люди произносят с чувством глубокого уважения, с теплотой. А как ласково называют хлеб?

Дети: Хлебушек. Хлебчик. Хлебок.

Воспитатель: Назовите пословицы о хлебе?

Дети: Без печи холодно, а без хлеба голодно.

Хлеб - всему голова.

Обед не обед, если хлеба нет.

Воспитатель: Весел край, счастлив край - где хороший урожай

Вот и закончилось наше путешествие по необъятным просторам нашего края. А сейчас мы немного отдохнем и послушаем звуки природы.

Релаксация « Поза покоя»

(Дети сидят на стульях, ближе к краю стула, опираясь на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставлены. Сидят и слушают музыку с закрытыми глазами.)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Специально для этого я приготовила волшебный платок. Вы возьмитесь за него, и он нас  доставит в прошлое. А для этого я произнесу магические слова:

« Волшебный платок

  Лети в прошлые века

  Доставь в желанные времена»

(Звучит волшебная музыка)

Дети переходят в комнату русского быта «Горница».

Воспитатель: Ребята куда мы попали.

Дети: В горницу. В хату.

Воспитатель : Да, ребята мы попали в прошлое, в русскую хату. А вот и хозяйка.

Хозяйка хлопочет у русской печки.

(Звучит русская народная музыка)

(Хозяйка и гости обмениваются поклонами, здороваются.)

Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные. Я всегда рада гостям.

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Воспитатель:  Видим, что вы нам рады. А пришли мы к тебе из будущего, узнать о жизни, о делах, заботах наших предков.

Хозяйка: Слава нашей стороне!

                Слава русской старине!

                И про эту старину

                Я рассказывать начну.

                Чтобы дети знать могли,

                О делах родной земли.

Рассаживайтесь, гости дорогие, да слушайте мой такой  сказ  о земле Русской, о селе моем.

Со дня основания с 1875 года село называется Кистинское.  Люди проживали в землянках, сложенных из самана, обмазывались глиной. Хаты состояли из двух комнат и веранды. Пол был земляной, помазан  глиной. Крыши были под камышом. Ночью зажигали керосиновые лампы , чтобы в хате было видно. Основным занятием жителей села было земледелие и животноводство. Не смотря на частые и сильные засухи крестьяне сеяли : пшеницу, рожь, лен, горчицу, даже хлопок.

Землю обрабатывали плугами, оралами. Еще добывали соль на Приманычские озерах и искусственных водоемах, построенных в балке реки Кисты. Соль возили продавать в Астраханскую губернию, Донскую область, в Ставрополь за 3 копейки. В селе имелось 5 лавок, 2 трактира, 33 ветряных мельницы, гончарный завод, маслобойня.

В селе была церковно-приходская школа.

Несмотря на трудности жизни, голод, холод, горе 1-й мировой войны люди продолжали жить и трудиться. В начале 1941 в селе проживало 5 тысяч человек. В 1954 году из нескольких колхозов образовался один колхоз «Россия».

Первым председателем был П.Т.Антонов.17 октября 1966 года село Кистинское  было переименовано и стало называться село Манычское.

Вот такая история, мои дорогие детки.

Воспитатель: А знаешь хозяюшка, одна ветряная мельница сохранилась до наших дней и является достопримечательностью нашего села и всего Ставропольского края. Каменная ветряная мельница построенная в 1889 году , как своеобразная память народа о своей истории , как свидетельство таланта и изобретательности местных мастеров. Так благодарные потомки оставили о себе добрый след. В Кисте было 33 мельницы и это одна из них .

(Воспитатель показывает на картине изображение ветряной мельницы)

Хозяйка: Люди на селе не только хорошо трудились, но умели весело отдыхать.

Особенно мы любим русскую народную песню «Ой, вы сени, мои сени». Давайте ее споем все вместе и поводим хоровод.

Дети вместе с хозяюшкой исполняют песню-хоровод «Ой, вы сени, мои сени»

Воспитатель: В народе бытует поверье «Кто не знает своей истории- у того нет Родины».А Родина начинается с родного дома, в старину это была хата и вот о внутреннем убранстве, дорогая хозяюшка наши дети тебе сейчас расскажут.

Воспитатель: Ребята, что в избе было самым главным, без чего невозможно было жить?

Дети: Самая главная была печь.

Воспитатель: Неслучайно говорят «печь всему голова». Чем помогала печь человеку в старину?

Дети: Печь обогревала дом. В ней пекли хлеб. На ней спали. Сушили вещи и  др.

Воспитатель: Что еще можно сказать о печи?

Дети: Печь делила избу на две половины. Там где была  печь-это была женская половина или женский кут (угол).

Воспитатель: Почему одна половина называлась женской?

Дети: Там работала женщина

Воспитатель: Что делала женщина в своем углу?

Дети: Работала.

Воспитатель: Что можно сказать о второй половине?

Дети: Ее называли красной - красивой. В углу весели иконы и др.

Воспитатель: Дорогая хозяюшка, а еще мы много знаем о предметах старинны. Сейчас мы поиграем в игру «Назови предмет старины» и ты услышишь, как много дети знают.

Игра «Назови предмет старины» с платком.

Дети стоят в кругу под русскую народную музыку передают платок, музыка прекращается Ребенок в руке, которого остался платочек, называет старинный предмет.

Хозяйка: Ребятки, какие вы славные, умные, ловкие. Я тоже хочу с вами поиграть Давайте поиграем в русскую народную игру «Ты веревочка вертись»

Давайте станем в круг, возьмемся за веревочку и произнесем слова:

«Ты веревочка вертись.

  Ты веревочка кружись

  Узелок остановись

  И в ладошке притаись

  Может быть у Маши

  Может быть у Саши»

У кого останется узелок танцует.

Дети играют вместе с хозяйкой.

Воспитатель: Спасибо тебе хозяюшка, за рассказ, за игру, мы будем в нее играть.

Надели тебя господь и житьем и бытием и здоровьицем.  Досвидание.

Хозяйка прощается с гостями, и обмениваются поклонами.

Хозяйка: Досвидание. До новых встреч.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в наше современное село.

Я вас накрою волшебным платком и произнесу магические слова:

«Волшебный платок лети в наши века, доставь нас в желанные времена»

Воспитатель накрывает платком детей и произносит слова под музыку.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Ребята вам понравилось наше путешествие?

-Что нового вы узнали из рассказа хозяйки?

-Чем отличается  село Манычское, от Кистинского?

-Кто был первым председателем колхоза?

-Что обозначают эти цифры?

Воспитатель: О таком прекрасном, богатом крае много сложено стихов, песен, написано картин.

-Каких ставропольских художников вы знаете?

Дети: П.М. Гречишкин. А.М.Тишина.

Воспитатель:  По какой картине П.М. Гречишкина вы рисовали?

Дети: «Ставропольский лес»

Воспитатель: Какую картину А.М. Тишиной вы рассматривали и рисовали?

Дети: «Осень в ущелье»

Воспитатель: А назовите поэтов, писателей Ставрополья?

Дети: Екимцев.  Шевченко.  Моисенко.

Воспитатель: Мы знакомы с вами с творчеством А.Е.Екимцева. Кто хочет рассказать?

Ребенок рассказывает стихотворение

«Я люблю родное Ставрополье»

Третья часть. Заключительная часть (рефлексивная). 

Воспитатель: Ребята, где  мы сегодня побывали? Что вам больше всего понравилось?  Ребята, я хочу вам открыть секрет: в мире много красивых мест, лучше то, где ты родился, где сам проторил дорогу, где твой дом, где живут твои родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое родительское собрание в форме игры -путешествия в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее».

Родители заходят в группу и присаживаются на стулья.Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса.Задачи: Ознакомить родителей с разнообразными интересами и увлечени...

Конспект игры-путешествия в подготовительной группе "Солнце и огонь"

познание единства с природой на основе личного опыта, влияния природных факторов на укрепление собственного здоровья. Развитие простейших навыков саморегуляции физического состояния и самочувствия; со...

Конспект занятия в форме игры-путешествия «Широка страна моя родная»

Активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения;Развивать умения реагировать на высказывания партнера;Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и у...

Отзыв: игра-путешествие в подготовительной группе на тему «В прошлое нашей страны».

ОТЗЫВНаименование мероприятия: игра-путешествие в подготовительной группе на тему  «В прошлое нашей страны».Место проведения мероприятия: МБДОУ ДСОВ №: г.Ейска МО Ейский район.Образов...

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с региональным компонентом на тему: «Мы –Казаки!»

Задачи:  Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков. Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.Материалы: магнитофон, картинка с изображением казака, подко...

Конспект непрерывно образовательной деятельности в форме игры - путешествия в подготовительной группе на тему: «По дорогам Великой войны»

Цель: Расширение представлений об истории Отечества, формирование целостной картины мира.Задачи:1. Образовательные:- Расширять представления детей о ВОВ, государственном празднике - Дне Победы.- Форми...