Занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений дошкольников
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)

Вяткина Оксана Николаевна

Занятия, досуги и проекты для развития коммуникативных навыков дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию

коммуникативных навыков у детей

(подготовительная группа)

воспитатель: Вяткина Оксана Николаевна

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • упражнять детей в словообразовании по аналогии.

Материал: плоскостной цветок «Цветик-семицветик», музыкальное сопровождение, музыкальная кукла в нарядном платье, муляжи овощей и фруктов, колокольчик, коробка с конфетами на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, какой красивый цветок расцвёл у нас в группе. Это цветик-семицветик. Вы помните такую сказку? Вот и наш цветок не простой, а волшебный. Если сорвать один из лепестков, можно оказаться, где только пожелаем.

А вы хотите отправиться в путешествие? С какого лепестка начнём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе.

1. Какие кругом снега, льдины. Да здесь холодно! Как же нам согреться? (варианты ответов детей).

Мы можем согреться, передав друг другу доброту наших сердец, тепло наших рук и горячие улыбки. Хотите попробовать?

- Я передаю тепло моего сердца …. (имя ребенка), улыбаюсь, крепко пожимаю ему руку  (дети выполняют упражнение по кругу).

Ребята, вы почувствовали тепло доброты и жар нашей дружбы? Улыбнитесь, возьмитесь за руки. Все согрелись? Тогда можно путешествовать дальше. Какой лепесток теперь сорвём?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове комплиментов.

2. Нас встречает принцесса острова (нарядная, музыкальная кукла). Хотите с ней познакомиться?

- Меня зовут Оксана Николаевна, а тебя как?

- Меня зовут Даша.

- Очень приятно познакомиться.

Дашенька, а я не одна со мной мои друзья, и они тоже будут рады с тобой познакомиться (дети, следуя предложенному образцу,  знакомятся с куклой).

Принцесса Дашенька девочка, а все девочки любят, когда им говорят красивые слова, хвалят их. Давайте подарим Дашеньке комплименты, кукла благодарит каждого ребёнка. (Дети с помощью воспитателя учатся выстраивать словесную конструкцию комплимента, например: «Дашенька, какие у тебя лучистые глаза», «А какое длинное и красивое у тебя платье с воротничком и карманами» и т.д.)

Погостили мы у тебя Дашенька, а теперь нам пора отправляться дальше. Очень было с тобой приятно познакомиться.

Какой лепесток сорвём на этот раз?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в царстве вкусов.

3. Ребята, что же мы видим в этом царстве? (муляжи овощей и фруктов)

Что можно из них приготовить? (Соки)

Возьмитесь за руки, у нас получилась соковыжималка, именно с её помощью готовят соки, и мы попробуем приготовить, и обязательно попробуем получившийся сок. А я по вашим лицам постараюсь угадать какой сок на вкус сладкий, кислый или горчит (дети мимикой изображают вкусовые ощущения, воспитатель отгадывает, в случае затруднений подсказывает детям).

Вы успешно продемонстрировали разнообразие вкусов полученных соков, лимонный был кислый, банановый-сладкий, луковый-горький и т.д. а теперь предлагаю отправиться дальше в наше путешествие.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в театре.

4. Кто выступает в театре? Я думаю, из вас получились бы замечательные артисты. Может, попробуете? (желающие дети участвуют разыгрывании пантомимических этюдов).

Дети изображают: старичка, сердитого водителя, испуганного зайца, плачущего малыша, хитрую лису, сердитого медведя, радостную девочку.

Замечательные артисты, молодцы! Вы не устали ещё путешествовать? Интересно где мы окажемся, когда сорвём следующий лепесток?

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в стране гномов.

5. Гномы это кто? (предположения детей)

Ребята, а хотите превратиться в настоящих гномов? В этом нам поможет волшебный колокольчик.

- Колокольчик ты звени в гномиков нас преврати.

У гномиков есть любимая игра, я могу вас научить (игра проводиться в парах).

Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)

У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)

У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)

У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёт кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

- Колокольчик зазвени гномов в ребяток преврати.

Какие забавные, дружные гномики у нас получились. Смотрите, а у нас всего два лепестка волшебных осталось, может нам отправиться на остров сюрпризов.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались на острове сюрпризов.

6. На этом острове есть необычный предмет, который мы никогда раньше не видели, попробуйте его отыскать. (Дети находят необычно украшенную коробку с конфетами для каждого ребёнка)

- Угощайтесь, пожалуйста.

Наше путешествие заканчивается, у нас остался последний лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Мы побывали сегодня в разных местах, учились дарить друг другу улыбки, согревая ими сердца своих друзей, познакомились с принцессой Дашей, радовали её комплиментами, старались быть артистами, помогали друг другу.

И я скажу вам на прощанье 
«До новой встречи»
или «До свиданья»,  добавлю также 
- Будьте вы здоровы!
А завтра поиграем снова.

Настя сорви последний лепесток.

Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север через юг, 
Оставайся, сделав круг 
Лишь коснёшься ты земли 
Быть по-нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в своем садике.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Игровое занятие

по развитию коммуникативных навыков

в подготовительной к школе группе

«Волшебный клубок понимания»

Подготовила воспитатель:

Вяткина Оксана Николаевна

Цель: формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:  

- учить детей вежливо и внимательно выслушивать мнение товарищей, культурно отстаивать свою точку зрения;

- воспитывать доброжелательные партнерские взаимоотношения;

- расширить коммуникативные возможности детей;

- развить навыки активного слушания;

- развить навыки взаимодействия в коллективе сверстников;

- развить навыки вербального и невербального выражения своих эмоций и чувств;

- научить детей правильно понимать чувства других;

- сформировать мнение о важности выбора адекватности форм общения друг с другом;

- сформировать навыки рефлексии.

Словарная работа:

- активизировать словарь детей с помощью словесного выражения своих умозаключений;

- расширить словарный запас детей на тему чувств, эмоций и состояний: робость, безразличие, печаль, злость, страх, счастье, скромность и др.

Оборудование: мяч, клубок ниток, карточки с изображением различных эмоциональных состояний, фото-презентация с изображением различных эмоциональных состояний и подписью правильного определения, мультимедийной проектор.

Ход занятия: дети (5-7 человек) и педагог сидят в кругу на ковре в групповой комнате.

Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Рада вас сегодня видеть. У меня в руках очень красочный мячик, заряжающий очень хорошей и доброй энергией! Вы хотите тоже зарядиться ей?! Давайте, каждый из нас возьмет в руки этот мяч и скажет, какое у него сегодня настроение/состояние/эмоции…но у каждого будет своя «эмоция» на первую букву своего имени. Давайте начнем с меня: «Меня зовут Ирина Вячеславовна, у меня сегодня Игривое настроение!» (передает мяч вправо; упражнение заканчивается, когда мячик снова возвращается в руки педагогапродолжительность 1-2 минуты) Педагог: Отлично! теперь мы знаем, какое у каждого настроение. А как вы думаете, для чего нам знать, настроение и эмоции другого человека? (ответы детей, подведение обсуждения к тому, что это поможет нам в общении с другими.

Педагог: А как же мы узнаем, какое настроение у нашего друга?! Наверное, можно посмотреть на его лицо?! Давайте посмотрим, как мы умеем это делать!

Педагог показывает карточку со схематичным изображением эмоциональных состояний и фото-коллаж на тему этой эмоции на мультимедийном экране. Дети определяют, что это за настроение/состояние/ эмоция. Если нахождение правильного ответа вызывает сложность у детей, озвучить ответ и пояснить это эмоциональное состояние.

Педагог: Мы молодцы! Хорошо справились с заданием. Но ребята, как вы думаете, достаточно ли знать настроение нашего друга, чтобы с ним пообщаться?! если я буду знать его настроение и не буду слушать, что он говорит мне, получиться ли нам с ним пообщаться и поиграть?! конечно, нет!!! У меня есть волшебный клубок понимания, он помогает ребятам и взрослым дружить, общаться, играть и работать. А вы хотите знать его волшебную силу?! Для этого мы сейчас расскажем друг другу о наших любимых играх, занятиях и т.п. в двух предложениях. Когда я расскажу о себе, я оставлю кончик нитки у себя, а этот волшебный клубок передам любому другому из нашего круга. Давайте, я начну! «Я люблю гулять по лесу, фотографировать природу и животных…». В итоге получается паутинка в кругу между детьми. Педагог говорит о том, что общение это очень сложное понятие и похоже на паутинку!

Педагог: Какая сложная паутина получилась у нас, давайте же её распутаем! Для этого мы проиграем все наоборот: тот, у кого клубок, передает его обратно, повторяя то, что этот человек говорил про себя, тем самым проверяем, как мы внимательно слушаем друг друга. (Клубок возвращается к педагогу).

Педагог: давайте теперь подвигаемся и покажем, как себя ведут люди с разным настроением, но только покажем это телом, мимикой (лицом) и без слов. Одному из нас на ушко я скажу, кого он будет изображать. все остальные тоже за ним повторяют и должны отгадать, кто же этот персонаж. Все встают и начинают изображать людей, которых называет педагог: мы веселые клоуны, мы строгие учителя, мы грустные продавцы, мы злые грабители и т.п. А теперь давайте попробуем сделать тоже самое, только про зверей: озорные лягушки, счастливые зайчата, злые медвежата, грустные черепахи, сонные котята.

Педагог: Теперь мы многое знаем об общении! и теперь поиграем в игру, которая покажет нам, как мы друг друга понимаем! Игра знакомая вам «Камень, ножницы, бумага». Правила её просты, но делаем мы её снова без слов, можно смотреть друг на друга только глазками. Только наша задача чуть-чуть меняется: мы должны как можно быстрее всем нашим дружным кругом показать один и тот же жест: все либо «камень», либо «ножницы», либо «бумагу». Понять друг друга нам помогут лишь наши лица, мимика, взгляд. Начинаем!

Педагог: (после того как задание выполнено) Ребята расскажите, что помогло вам справиться с заданием?! Что вы сегодня узнали про общение? Давайте, запомним, что важно друг друга слушать, вежливо общаться друг с другом; нам помогают общаться не только наши слова, но и движения, тело, наши ручки и глазки.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Занятие

по развитию коммуникативных навыков

для детей средней группы

«Давайте дружить»

Подготовила воспитатель:

Вяткина Оксана Николаевна

Цель занятия:

Ход занятия:

Ведущий (В.). Здравствуйте, дети. Сегодня будем играть.

Станьте в круг. Возьмитесь за руки. Будем здороваться глазами. Улыбнитесь друг другу. Молодцы!

1. «Ходить след  в след» 

- упражнение направлено на создание позитивного настроения;

- на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы.

Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Идущему сзади нельзя наступать на пятки впереди идущего. Необходимо дождаться, когда «след» освободится полностью. Выигрывает тот, кто ни разу не упал в «речку».

В. Ребята, станьте в колонну.

Что это? (Речка. Следы.)

Будем идти по «следам» через речку. Смотрите на меня. Идите аккуратно. Не спешите. Не толкайтесь.

Хорошо, молодцы!

2. «Зеркало» 

- упражнение направлено на эмоциональное осознание своего поведения, - снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один ребенок в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится  в зеркало, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями. Будем играть.

В. Ребята, станьте парами, лицом друг к другу.

Павел покажет любое движение (причесывает волосы). Аля, повтори. Смотрите на меня.

Хорошо, молодцы!

3. «Удержать листок» 

- упражнение направлено на развитие умения согласовывать свои действия с членами группы.

Дети стоят в парах, им предлагается удерживать листок бумаги лбами, без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает листок.

В. Ребята, станьте парами, лицом друг к другу. Возьмите листок. Будем удерживать его лбами. Руками помогать нельзя. Станьте ближе друг к другу и делайте, как я.  Двигайтесь по группе. Можете присесть, попрыгать. Кто победил? Трудно или легко было? Понравилось?

4. «Баржа» 

- упражнение направлено на преодоление неуверенности в себе, развитие познавательных процессов.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например, все слова со звуком «н» (ножницы, нарциссы и т.д.).

Дети называют круглые предметы, например, яблоко, солнце, часы, пуговица и т.д.

В. Ребята, станьте в круг. Я буду бросать мяч, вы ловите, потом придумайте слово со звуком «н» и бросайте. Например, конь. А сейчас другое задание: назовите круглые предметы. Например, яблоко. Молодцы, все справились с заданием.

5. «Змея кусает свой хвост» 

- упражнение направлено на создание позитивного настроения; развитие групповой сплоченности, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В. Ребята, станьте друг за другом. Положите руки на плечи впереди стоящего. Делайте как я. Павел первый — он «голова змеи». Алеша — «хвост змеи». Павел, догони Алешу. Алеша, убегай.

(Дети становятся в круг, берутся за руки. Благодарят глазами друг друга.) Станьте в круг. Ребята, вам понравилось играть? Что понравилось больше всего? Хорошо, молодцы! Возьмитесь за руки. Будем прощаться глазами. Улыбнитесь друг другу.  До свидания!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Конспект НОД 

по развитие коммуникативных навыков

детей старшей группе

«Доброта нужна всем людям»

Подготовила воспитатель:

Вяткина Оксана Николаевна

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: формирование коммуникативных навыков и воспитание нравственных качеств у детей старшей и подготовительной группы через организацию совместной образовательной деятельности.

Задачи:

-уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», отзывчивость, доброжелательность, уважение, комплименты.  

-способствовать развитию у воспитанников мотивации к совершению добрых поступков,

-воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим,

-развивать логическое и образное мышление, доказательную речь,

-формировать умение у детей подготовительной группы ставить перед своими товарищами задачу, объяснять задание,  а у детей старшей группы - понимать и выполнять его,

-закреплять знание пословиц о доброте, загадок о вежливых словах,

выразительное чтение стихов,

-привлекать детей к волонтерскому движению - проведению акции "Подари доброе сердце" (подарки для гостей, выполненные своими руками),

- чередовать виды детской деятельности детей с целью обеспечения их умственной и физической активности.

Предварительная работа: заучивание стихов, загадок и пословиц о доброте, беседы и разыгрывание ситуаций на тему нравственного воспитания, чтение художественных произведений о доброте, дидактические игры « Хорошо – плохо», «Делай добро», « Помощники».

Инструментарий: листы черной бумаги, черный пакет, детские бутафорские очки, бумажные лепестки, сердечки, выполненные детьми из цветного картона, солнечные лучики из картона, шкатулка, красивый пакет, макеты "городов" из большого строительного мягкого модуля, с названиями городов (Добродел, Добросвет, Комплиментск), два магнитных мольберта, большой экран, проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Музыкальный зал поделен на несколько зон - городов в стране доброты. Под спокойную музыку в зал входят дети подготовительной группы и их воспитатель.

Воспитатель 1

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит доброта

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час

Добрый вечер,

Ночь добра

Было доброе вчера

И откуда спросишь ты

В доме столько доброты.

Ребенок 1

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

Ребенок 2

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Воспитатель 1- Ребята, нашими стихами мы с вами поприветствовали гостей. А вы готовы сегодня сделать что-нибудь доброе и полезное? Тогда мы отправимся с вами в разные города в стране доброты, чтобы стать помощниками волшебницы Добрины.

Дети под сказочную музыку расходятся по заранее условленным зонам. В зал

входят дети старшей группы со своим воспитателем.

Воспитатель 2 – Давайте встанем все и поприветствуем наших гостей.

Есть хорошая примета

Всем с утра дарить приветы

Солнцу красному – привет!

Небу ясному – привет!

Люди, взрослые и малыши,

Вам привет от всей души!

Воспитатель 2 - Сегодня утром у дверей нашей группы, я нашла письмо и шкатулку. (Открывает конверт и читает его).

«Здравствуйте, дети. Я – Волшебница Добрина, хотела подарить вам волшебное солнышко. Но злая колдунья заколдовала его. Расколдовать его можно, если выполните задания. После каждого правильно выполненного задания, шкатулка откроется, и вы получите лучик. Я очень хочу, чтобы солнышко поселилось в вашей группе».

Воспитатель 2 - Ребята, поможем Добрине снова собрать все солнечные лучики?

Воспитатель 1 - Здравствуйте, ребята. Я услышала, как вы читали письмо от Добрины. Дети подготовительной группы уже отправились в ее страну доброты и хотят помочь вам, рассказать, что нужно сделать, чтобы расколдовать солнышко.

Воспитатель 2 - Готовы отправиться в путешествие? Тогда послушайте музыкальную загадку, на чем мы отправимся в первый город волшебной страны.

Звучит фонограмма, дети отгадывают и под эту музыку начинают путешествие. Прибывают в первый город Доброслов. Их встречает ребенок подготовительной группы.

Ребенок (показывает лепестки цветов) - Здравствуйте, ребята. Вы прибыли в город Доброслов. Злой ветер налетел на страну доброты, сорвал лепестки с цветов, и они разлетелись повсюду (рассыпает). Пусть каждый из вас возьмет по лепестку и назовет добрые слова. Так мы начнем помогать Добрине собирать солнечные лучики.

Словесная игра «Собери цветок волшебными словами» (выполняют дети ст. гр.)

Воспитатель 2 - Вы молодцы. Откроем шкатулку и достанем первый солнечный лучик (достает и располагает на мольберте).

Воспитатель -  Молодцы. Знаете вежливые слова. Но ведь есть слова, которые могут обидеть человека (грубые слова). Вам когда-нибудь говорили такие слова (ответы детей). Как вы думаете, такие слова нужны в стране доброты? Я помогу вам их сейчас забыть, и вы никогда не будете их вспоминать.

Психогимнастика « Забудь плохие слова»

 Воспитатель предлагает детям по 1 листу черной бумаги, чтобы скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и сложить скомканные листы в черный мешок.

Воспитатель 2 - Все ребята, забыты все неприятные, грубые слова. Я думаю, вы о них больше вспоминать не будете. Теперь отправимся в следующий город страны волшебницы Добрины. Отгадайте - на чем.

Звучит фонограмма, дети отгадывают и под эту музыку продолжают путешествие. Прибывают во второй город Комплиментск. Их встречает ребенок подготовительной группы.

Ребенок (показывает очки) - Здравствуйте, дети. Вы оказались в городе Комплиментске. Вот эти очки не простые, а волшебные, все кто их надевает, становится добрым и начинает говорить комплименты. Хотите проверить? Попробуйте.

 Коммуникативная игра « Комплименты».

Воспитатель 2 побуждает детей надевать по очереди очки и говорить комплимент стоящему рядом ребенку.

Воспитатель 2 - Хорошие комплименты вы говорили друг другу. Откроем шкатулку и достанем второй солнечный лучик (достает и располагает на мольберте). Продолжаем путешествие.

Звучит фонограмма, дети отгадывают и под эту музыку продолжают путешествие. Прибывают в третий город Добросвет. Их встречает ребенок подготовительной группы.

Ребенок - Здравствуйте, дети. Вы добрались до города Добросвета. А знаете ли вы пословицы о добре? Они нам помогут добыть еще один солнечный лучик. Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжайте.

Жизнь дана на добрые дела.

На добрый привет – добрый ответ.

Доброе дело лечит - злое калечит.

При солнышке тепло — при матушке добро.

Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

Рожь да пшеница годом родится, - а добрый человек всегда пригодится.

Воспитатель 2 - Ребята, вы отлично справились и с этим заданием. Откроем шкатулку и достанем третий солнечный лучик (достает и располагает на мольберте).

Воспитатель 2 - А мы с вами продолжаем путешествие.

Звучит фонограмма, дети отгадывают и под эту музыку продолжают путешествие. Оказываются перед экраном.

Воспитатель 1 - В городе Добродел страны Доброты жители вдруг перестали различать хорошие поступки от плохих. Нам обязательно нужно подсказать им, "что такое- хорошо и что такое - плохо". Согласны? Я приглашаю вас присесть поудобнее и посмотреть на большой волшебный экран.

 Игра « Оцени поступок»

На экране появляются картинки из серии "Оцени поступок" . Дети обеих групп высказывают свое мнение по содержанию картинки.

Воспитатель 2 хвалит детей за работу и достает следующий лучик из шкатулки.

На экране появляется Баба- яга.

Воспитатель 2 -  Ребята, Баба- яга прилетела из сказки. А вы знаете ,что сказочные герои бывают добрыми и злыми. Давайте поиграем в игру «Узнай героя». Я буду называть сказочного героя, если он добрый - вы хлопаете в ладоши, если он злой -вы закрываете лицо руками и приседаете.(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, гуси-лебеди).

Воспитатель 1 - Ребята вы правильно выполнили задание, и Баба-яга улетела, но оставила вам разные предметы: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Воспитатель 2 хвалит детей за работу, достает следующий лучик из шкатулки и размещает на мольберте. Солнышко с лучиками готово.

Воспитатель 2 - Расколдовали мы с вами солнышко? Благодаря чему нам это удалось сделать?

Дети - Мы сделали доброе дело: помогли Добрине и солнышку, а еще жителям страны Доброты.

Воспитатель 1 - Молодцы, ребята. А ведь от нашей доброты могут происходить чудеса.

Звучит сказочная музыка, появляется волшебница Добрина.

Добрина - Здравствуйте, ребята. Большое спасибо вам за помощь. Я думаю, вы вырастите добрыми, отзывчивыми, чуткими, дружелюбными людьми и с вами всем будет уютно и тепло.

Интересно, а наш гости знают добрые волшебные слова?

Игра «Волшебные слова»

- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными слова:

Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь… /здравствуйте /

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста /.

Всем вам с большой любовью, желаем крепкого… /здоровья /

Добрина - Посмотрите, я нашла ваш черный мешок, с плохими словами. Только он превратился в красивый, волшебный пакет. Заглянем туда? Это – Сердечки доброты, которые вы недавно изготовили сами. Давайте подарим их нашим гостям.

Дети раздают сердечки гостям под песню кота Леопольда «Если добрый ты».

Воспитатель - Вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся с гостями, нашей доброй волшебницей со старинным славянским именем Добрина и отправимся в свои группы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию детей

(старший дошкольный возраст)

Тема: «Помощь жителям сказочной страны».

Подготовила воспитатель:

Вяткина Оксана Николаевна

Цель: создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения.

Образовательные задачи: 

- продолжать формировать у детей представление о понятиях «добро» и «зло»;

- закрепить формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации;

- формировать умения подбирать антонимы;

- учить анализировать поступки и давать им социальную оценку, аргументировать свое мнение.

Развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление, внимание, умение сравнивать; последовательно, грамматически правильно высказывать свои мысли; конструктивно решать конфликтные ситуации; активизировать словарь.

Воспитательные задачи:

- воспитывать социально-нравственные чувства, дружеские взаимоотношения между детьми, стремление совершать добрые поступки; 

- совершенствовать коммуникативные навыки; 

- упражнять в умении взаимодействовать в процессе создания работы в парах и преодолевать трудности в ходе выполнения заданий.

Оборудование: карандаши простые, фломастеры, бумажные шаблоны варежек, гелиевый шарик, письмо, мяч, презентация сюжетных картинок «Уроки доброты».

Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений: фоновая музыка, фонограмма песни .Предварительная работа: чтение с последующим обсуждением рассказа К.Д. Ушинского «Сила, не право», В. Осеевой «Вместе тесно, а врозь скучно», беседы на темы: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Что такое дружба?»; просмотр мультфильмов, направленных на формирование нравственных качеств у дошкольников: «Леопольд», «Просто так» и т.д.

Методы: по признакам познания – словесный, практический, наглядный, по степени продуктивности – поисково-исследовательский, проблемный; на основании структуры личности – методы формирования поведения, сознания, чувства.

Приемы: беседа, одобрение, наводящие вопросы, похвала, поощрение, игра, упражнение, погружение в игровую ситуацию, упражнение.

Индивидуальная работа: постановка наводящих вопросов и дополнительных проблемных ситуаций.

Словарная работа: орнамент, щедрый.

Ожидаемый результат: сформированы представления о понятиях «добро» и «зло», умения подбирать антонимы, умения и навыки дружеского коммуникативного взаимодействия со сверстниками; освоили различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение договариваться, согласовывать свои действия; совершенствованы коммуникативные навыки.

1. Вводная часть НОД (организационная)

Звучит сказочная музыка. Педагог приветствует детей, предлагает встать в круг. Дети встают в круг, здороваются, проговаривают слова совместно с педагогом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Неожиданно появляется гелиевый шар с привязанным к нему письмом. Ой, ребята, посмотрите! Как вы думаете, что это? От кого? Воспитатель выслушивает ответы детей.

А, давайте, прочитаем, что написано в этом письме. Может там, что - то очень важное! Воспитатель читает письмо детям: «Здравствуйте, ребята. Мы, жители Сказочной страны обращаемся к вам за помощью. Королева Зла заколдовала наше солнышко, и все жители страны перестали улыбаться. Ребята, помогите снять злые чары колдуньи, иначе все перессорятся и станут злыми. Для того, чтобы расколдовать солнышко, нужно выполнить предложенные задания. При правильном выполнении задания, лучики заколдованного солнца будут менять цвет. Удачи!

На экране появляется слайд, с изображением грустного, темного солнышко.

II. Основная часть НОД (совместное решение проблемно-поисковых ситуаций)

- Королева Зла вырезала из стихотворения слова. Давайте поможем вернуть их обратно. Я буду читать стихотворение, а вы должны дружно и правильно называть последнее слово Готовы? Будьте внимательными.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Повторить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации, развивать словесно-логическое мышление.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться.. («Доброе утро»)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… («Добрый день»)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… («Спасибо»)

Когда бранят за шалости,

Говорим… («Простите, пожалуйста»)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы («Спасибо»)

Всем вам с большой любовью,

Желаю крепкого… («здоровья»)

Если солнышко садится,

По деревьям золотится,

Говорим при встрече

Всем знакомым…(«добрый вечер»)

Будет легче нам ехать и легче идти,

Когда пожелают… («Счастливого пути»)

Когда вас ругают за шалости, вы говорите… («простите, пожалуйста»)

Если друг попал в беду, («помоги ему»)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …(«здравствуйте»)

Звучит звук волшебства.

- Посмотрите, ребята, один лучик солнца поменял цвет. Значит, мы с вами справились с первым заданием!

- Молодцы! А вы не забываете говорить эти слова?

- Как вы думаете, какие слова использует в своей речи чаще всего королева Зла?

Выслушивает ответы детей, предлагает встать детям в круг:

- Чтобы снять чары и научить королеву Зла использовать в своей речи «добрые» слова предлагаю следующее задание. Я буду называть слово, и бросать мяч одному из вас. Поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, назвать его и бросить мяч обратно.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Формировать умение детей подбирать антонимы; активизировать мыслительную активность детей.

Злой – добрый

Плохой – хороший

Слабый – сильный

Трусливый – смелый

Жадный - щедрый, добрый

Поссориться – подружиться

Поругать – похвалить

Отнять – отдать

Поссориться – помириться

Плакать – смеяться

Огорчить - обрадовать

Звучит звук волшебства.

- Посмотрите, ребята, еще один лучик солнца поменял цвет. Значит, мы с вами правильно подобрали слова.

Королеве Зла любит всех ссорить, обманывать, посмотрите на слайд. Появляются сюжетные картинки с разными ситуациями.

- Королева смешала все картинки. Нам нужно найти здесь лишнюю картинку и объяснить почему. Что вы можете сказать об остальных? Предлагает дать оценку каждой ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Учить давать социальную оценку поступкам людей, аргументировать свое мнение.

1. Девочка читает малышам книгу.

2.Мальчик разрушает построенный малышами песочный город.

3. Мальчик помогает поднять книги девочке.

4. Девочка помогает перейти дорогу старушке.

- А у вас были такие ситуации?

Звучит звук волшебства и на слайде загорается еще один луч солнца.

- Ребята, я надеюсь, что вы всегда помогаете и не обижаете других.

Динамическая пауза «Доброта».

Развивать согласованность речи с движением; повысить работоспособность детей.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Продуктивная деятельность «Нарисуй узор»

Развивать внимание, умение сравнивать;

упражнять в умении взаимодействовать в процессе создания работы в парах.

Дети наносят узоры, договариваясь,

помогая друг другу.

Дидактическая игра «Добрые поступки»

Развивать умение логически, последовательно, грамматически правильно высказывать

свои мысли, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки.

Дети предлагают возможные варианты решения ситуации.

- Ребята, а давайте немножко отдохнем.

Педагог предлагает встать в круг и выполнить знакомые упражнения, движения

«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Дети выполняют движения согласно текста.

Королева Зла хочет рассорить всех жителей страны. Чтобы злые чары колдуньи

рассеялись, вам нужно выбрать орнамент и украсить варежки так, чтобы получилась

пара. А, что такое орнамент? Ответы детей.

На слайде появляются варианты узоров.

Орнамент — это узор, украшение предметов из разных элементов. Дети

разбиваются на пары, выбирают один из предложенных образцов. Воспитатель

раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек. После выполнения

задания дети демонстрируют свои пары варежек.

Звучит звук волшебства и на слайде начинает гореть еще один лучик солнца.

- Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? (ответы детей).

Действительно, если делать одно дело – нужно договариваться, действовать сообща.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробочку. Спрашивает, что там может лежать.

Выслушивает ответ детей.

Открывает ее и говорит, что это

следующее задание Королевы Зла.

В коробке лежат разные предметы.

Как вы думаете, какие добрые поступки можно совершить с их помощью?

Конфета - угостить

Зерна – покормить птиц

Тряпочка – помочь убраться

Рваная книжка – починить

Цветок – подарить

Карандаши - поделиться, нарисовать рисунок и подарить.

Оказывается, с помощью простых предметов можно совершить много добрых дел,

главное быть внимательными, не оставлять на завтра то, что можно сделать

сегодня. А назовите, с помощью какого предмета, вы бы совершили добрый поступок.

Высказывания детейНа экране загорается последний луч, и солнце начинает

улыбаться и сиять полностью. Звучит звук волшебства и голос солнца:

«Ребята, спасибо, что вы выручили меня и спасли жителей Сказочной страны.

Не испугались трудностей и справились со всеми заданиями. Только воспитанные

и смелые дети могли победить зло. Спасибо».

III. Заключительная часть

3 минуты

Рефлексия.

Подвести итоги образовательной деятельности, формировать у детей элементарные навыки самооценки и взаимооценки.

1. Каков самый главный результат нашей работы сегодня?

2. Что вы полезного взяли сегодня из нашего занятия? Как это поможет вам в будущем?

Дети делятся впечатлениями, выражают собственные чувства к проделанной работе,

высказывают эмоциональный отклик.

Педагог предлагает детям встать в круг и улыбнуться друг друга доброй, открытой

улыбкой.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в

себе, эмоциональной раскованности.

Все встают в хоровод и исполняют песню

«Если с другом вышел в путь».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по чудесным островам»

с детьми старшей группы

воспитатель: Вяткина Оксана Николаевна

Программное содержание:

- развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки;

- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;

развивать творческую инициативу;

- продолжать развивать умения детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. Мы отправляемся в путешествие по чудесным островам. Как и у настоящих путешественников, у нас есть все: карта, бинокль, компас. Нет только средства передвижения. Какие сказочные средства передвижения вы знаете?

(Дети перечисляют волшебные средства передвижения)

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие на ковре-самолете! Встаньте все на него, возьмитесь за руки, закройте глаза и слушайте звуки природы. (Звучит музыка тихого спокойного характера). Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает наши тела, нам приятно и хорошо. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки, озёра. Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется на 1-ый остров. Это остров «Настроений». Смотрите, здесь прикреплен конверт. Что в нем? Сейчас посмотрим.

(Достает пиктограммы и записку, читает.)

Стихотворение Л. Фадеевой «Выражение лица»

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!

У каждого есть выраженье лица!

Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?

Наверное, смелость, наверное, ум!

А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

Воспитатель: Вы знаете, что люди испытывают разные эмоции. Посмотрите на рисунки и назовите, какое настроение они выражают.

(Пиктограммы: грусть, страх, злость, радость, удивление)

Как вы догадались, что этот человек грустит? А этот удивляется? Покажите, как вы злитесь. Оно красивое? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился? Как выглядит человек, который боится?

Ребята, здесь еще зеркала. Они помогут увидеть ваши выражения лиц. Возьмите по зеркалу. Какие они разные и красивые! Скажи, Маша, что выражает сейчас твое лицо? А почему у тебя, Тимофей, удивленье на лице?

Я надеюсь, что у всех хорошее настроение и предлагаю вам поиграть в игру «Передавалки»

Передай улыбку соседу (по кругу).

Передай «испуг».

Передай «сердилку».

Передай хлопок.

Передай «страшилку».

Передай «смешилку».

Передай приветствие и т. д.

Воспитатель: Летим на следующий остров. Мы с вами сами будем ветерком. Набираем воздух через нос и выдыхаем траекратно через нос. Повторяем 3 раза.

Наш ковер-самолет приземлился на остров «жестов». Что вы знаете о жестах? (Они, как и мимика, помогают нам общаться.)

(Снимает конверт, читает рассказ.)

После чтения дети вместе с воспитателем показывают его руками.

Воспитатель: На нашем острове когда-то лежал огромный камень. Он был такой большой, что разделял остров на две половины, и жители одной части острова ничего не знали о жителях другой. Справа у камня была маленькая норка, в которой жила змея Маша. Каждое утро Маша выползала на камень (дети описывают рукой дугу — из-за спины вверх, смотрела вправо (дети поворачивают согнутую кисть руки направо, потом влево (поворачивают кисть налево) и вздыхала, потому что никого не было вокруг, а ей очень хотелось говорить с кем-нибудь. Ей было очень грустно, поэтому она целыми днями лежала на камне и грела на солнышке свою спинку. А вечером Маша благодарила солнышко и уползала в свою норку (дети описывают правой рукой дугу за спину).

Слева у камня была еще одна маленькая норка, в которой жила змея Даша. Каждое утро Даша выползала на камень (дети описывают рукой дугу — из-за спины вверх, смотрела влево (дети поворачивают согнутую кисть руки налево, потом вправо (поворачивают кисть вправо) и вздыхала, потому что никого не было вокруг, а ей очень хотелось говорить с кем-нибудь. Ей было очень грустно, поэтому она целыми днями лежала на камне и грела на солнышке свою спинку. А вечером Даша благодарила солнышко и уползала в свою норку (дети описывают левой рукой дугу за спину).

Но однажды змеи встретились. «Здравствуй! » - сказала Даша. «Здравствуй! » - ответила Маша. Змеи познакомились и подружились. Они разговаривали друг с другом целый день, а вечером поблагодарили солнышко за теплый денек и уползли в свои норки (одновременные движения рук за спину). Но они договорились, что теперь каждый день будут встречаться на вершине камня.

Воспитатель: Вот мы и рассказали рассказ. А при помощи чего мы его рассказали. (рук, жестов) Какой рассказ интереснее получился?

Летим дальше.

А сейчас нам поможет «Звуковой ветерок». Встаем на ковер-самолет, спинки выпрямлены. Перед произнесением каждого звука делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук, насколько хватит дыхания.

Звуки:

-А-воздействует благотворно на весь организм;

-Е-воздействует на щитовидную железу;

-И-воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

-О-воздействует на сердце, легкие;

-У-воздействует на органы, расположенные в области живота;

-Я-воздействует на работу всего организма;

-М-воздействует на работу всего организма;

-Х-помогает очищению организма;

-ХА-помогает повысить настроение.

Вот мы и прилетели на Остров «Театра».

Воспитатель: Что делают в театре? Я сейчас превращусь в волшебницу, а поможет мне волшебная палочка. (Воспитатель надевает шляпу и берет волшебную палочку) А теперь я вас превращу в артистов. (Дотрагиваюсь палочкой до детей) Давайте покажем сказку «Зайка-зазнайка». Но сначала скажите: «Почему сказка так называется? » (Зайка гордился тем, что он самый быстрый и выше всех прыгает.)

Итак, на сцене Театрального острова, слушайте и смотрите сказку «Зайка-зазнайка» (Воспитатель распределяет роли: зайки-зазнайки, медвежата, лисички-сестрички, птица.)

Игра-драматизация

Текст сказки.

Жил-был зайка. У него были длинные ушки и маленький хвостик. Зайка быстро бегал и высоко прыгал. Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий. » Зайка только и делал, что задирал нос. Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий».

Однажды, лесные жители грелись на солнышке. Было жарко. Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар! » Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Зайка так испугался, что душа в пятки ушла. Прижал он хвостик и спрятался за пенёк.

Летела большая птица. Увидела огонь. Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар. Все радовались, только зайка-зазнайка грустил. Ему было стыдно. Никогда он больше не задирал нос.

Воспитатель: Ребята, чему же учит эта сказка? (Не нужно задирать нос, чтобы потом не было стыдно.)

Все ребята молодцы! Но нам пора возвращаться из путешествия в группу. Поможет волшебная палочка. Глаза закрывайте, вокруг себя повернитесь, в детском саду очутитесь.

Вот мы и вернулись. Что понравилось вам в путешествии?

Молодцы! На этом наше занятие - путешествие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков и умений старших дошкольников.

В  данном материале описана система работы по развитию социализации и коммуникативных навыков дошкольников. Педагог акцентирует внимание на освоение эмоциональных состояний человека, проигрывание...

Конспект занятия педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с ТНР

В нашем саду практикуются интегрированные занятия специалистов и воспитателей. Например, логопеда и психолога. На таких занятиях мы разрабатываем  одну тему, при этом цели каждого специалиста раз...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков и умений детей в старшей группе.

Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы.Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к ...

Картотека игр-занятий по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособи...