Картотека игр для детей с нарушением зрения
картотека

Картотека игр для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_s_narusheniem_zreniya.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей с нарушением зрения

№ 1  

Цели:

-развитие пространственных  представлений и воображения;

-развитие зрительной памяти;

-развитие графических навыков;

-закрепление умения использовать сенсорные эталоны и соответствующие словесные обозначения.

Материалы: специальные  карточки с изображением  рисунков из сочетаний геометрических фигур.

Ход занятия: После демонстрации  карточки (10 секунд) детям предлагается воспроизвести сочетание геометрических фигур в тетради. Затем сравнивают карточку  со своим рисунком, уточняются неточности.

№ 2    

Цели:

-развитие пространственных представлений и воображения;

-развитие пространственного  мышления, навыков трансформации зрительных образов;

-развитие зрительной памяти;

-развитие графических навыков;

-автоматизация пользования сенсорными эталонами.

Материалы:  незаконченные изображения, тетради, карандаши.

Ход занятия: Учащимся предлагается дорисовать, закончить рисунок до какого-либо целостного образца. После выполнения проводится общее обсуждение, обращая внимание детей на самые интересные, оригинальные решения.

№ 3    

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, способности выделять фигуру из фона.  

Материалы: специальные «зашумленные» картинки, где затруднено выделение фигур из общего фона, двойные изображения.

Ход занятия: Продемонстрировать  ребенку картинку. Ребенок называет и показывает (обводит) то, что он видит на ней.

№ 4   «Узнай что изображено»

 Цель: развитие пространственных представлений.

Материалы: карты с незаконченными изображениями предметов.

Ход занятия: Продемонстрировать  ребенку картинку. Ребенок называет и показывает (обводит) то, что он видит на ней.

№ 5 Распредели животных по их настоящей величине.

Цель:

-продолжать знакомить  с относительностью величин предметов;

-учить соотносить предметы по их величине зрительно.

Материалы: карты с изображением животных.

Ход занятия: Демонстрируются карты с изображениями разных животных одной величины. Предлагается распределить животных по их настоящей величине, начиная с самого маленького, с самого большого.

№ 6 «Зоопарк».

Цель: продолжить знакомить детей с относительностью  величин предметов, учить соотносить их  по величине зрительно и путем наложения.

Материалы: трафареты с изображением  животных разной величины (заяц, лиса, волк, тигр, лев, слон),  клетки для них из картона.

Ход занятия: Предлагается детям правильно найти животным свое место. Дети рассаживают зверей по их клеткам, зрительно соотнося их по величине.

№7  Формирование и развитие пространственного восприятия и зрительной памяти.

Цель:

-развитие пространственных представлений;

-развитие пространственного мышления;

-развитие мелкой моторики.

Материалы: карты с предметами в сложном рисунке из пересекающихся линий; карты с геометрическими фигурами.

Ход занятия: Предлагается найти предмет в сложно рисунке, показать (обвести) его,  раскрасить цветными карандашами. Геометрические фигуры обвести карандашами разных цветов.

№ 8  

 Цели:

-развитие пространственного восприятия;

-развитие пространственных представлений и воображения;

-развитие мелкой моторики.

Материалы: набор лекал – форм различных предметов из плотного картона, цветные карандаши.

Ход занятия: Предлагается построить  из лекал композицию из наложенных  друг на друга предметов, обводя эти лекала (каждое изображение отдельным цветом).  

№ 9 Восприятие сложной формы

Цель:

-развитие внимания и самоконтроля;

-развитие пространственного мышления.

Материалы: разрезные квадраты Б.П. Никитина.

Ход занятия: Собрать  максимальное число квадратов.

№ 10  «Колумбово яйцо»

Цель:

-развитие внимания и самоконтроля;

-развитие пространственного мышления.

Материалы: комплекты разрезного «колумбова яйца» и наборы карт с изображением  фигур, которые нужно будет собрать.

Ход занятия: Предлагается самостоятельно собрать  все фигурки так, как изображено на карточках.  

№ 11 Найди цветок для бабочки.

Цель:

-учить различать цвета;

-продолжать соединять представление о цвете со словом – названием;

-учить производить выбор цвета по слову.

Материалы: цветы, плоскостные фигурки бабочек такой же окраски.

Ход занятия: Помочь бабочке спрятаться.

№ 12 «Лото»

Цель:

-научить вычленять контур предмета

-научить соотносить объёмную форму с плоскостной

-научить находить нужную  форму.

Оборудование: карточки с изображением одноцветных форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник: на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т.п.); набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры: Взрослый даёт ребёнку большую карточку, а себе берёт маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну

карточку, например, круг, и спрашивает «Где такая?» (форма не называется).

Правильность выбора подкрепляется. Таким образом, ребёнок накладывает

маленькие карточки на соответствующие изображения фигур.

По мере усвоения игры ребёнку можно дать по две, а затем и по три

карты. Выбор производится уже не из трёх, а из шести — девяти форм

 

№13 «Волшебный мешочек»

Цель: развитие чувствительности и тактильно-кожного ощущения.

 

Материал: мешочек с 5 — 8 хорошо знакомыми ребёнку предметами

Ход игры: завяжите ребёнку глаза или попросите закрыть их, пусть он

вытащит из мешочка один предмет и попробует узнать его на ощупь. После

того как ребёнок узнает все предметы, находящиеся в мешочке, замените их

другими. Можно использовать предметы, названия которых начинаются на

одну букву (например, если ребёнок выучил букву «А», положите в мешочек

те предметы, которые начинаются с данной буквы).

№14 «Чем отличаются?»

Цель:

-развитие зрительной памяти и внимания

-научить внимательному рассмотрению похожих предметов и сравнению их по деталям

-научить называть по памяти сходства и различия между ними.

Материал: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

Ход игры: ребёнку показывается сначала одна картинка, затем после её рассмотрения — другая. После чего ребёнок по памяти называет отличия между ними.

№15 «Найди два одинаковых предмета»

Цель: научить внимательному рассматриванию и сравнению предметов по их деталям, находить среди них одинаковые.

Материал: карточки с рядом похожих предметов, среди которых есть

два полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.

Ход игры: Ребёнок внимательно рассматривает картинки и старается

найти два полностью одинаковых предмета среди нескольких похожих

№ 16  «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»

Цель:  развитие мышления, мелкой моторики, целостности восприятия

Материал: разрезные картинки, кубики.

Ход игры: ребёнок старается сложить целую картинку из частей.

№ 17 «Чего не хватает у предмета?»

Цель: научить ребёнка находить недостающую часть (деталь предмета).

Материал: предметные картинки с изображениями знакомых ребёнку вещей, с каким-либо недостающим элементом.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть рисунок и найти, чего не хватает у предмета.

№18 «Сравни по длине, ширине, высоте»      

Цель: научить сравнивать предметы по высоте, длине, ширине                                                     

Оборудование: изображения предметов различных по высоте, ширине, длине.

Ход: Ребёнку  предлагается  показать и назвать самое длинное (широкое, высокое) изображение, затем самое короткое (узкое, низкое). Положить картинки (или игрушку) на самое длинное (широкое, высокое и т. д.) изображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Картотека игр для детей с нарушением зрения второй младшей гуппы по теме "Новый Год. Зима"

В картотеке представлены некоторые игры на змнюю и новогоднюю театику, с которыми можно играть с детьми 3-4 лет....

картотека игр для детей с нарушением зрения

в картотеке представлены игры на развитие мелкой моторики, формирование математических представлений, пространственной ориентировки...

Картотека игр для детей с нарушением зрения

Тема картотеки "Игры для детей с нарушением зрения"...