Рекомендации для родителей по ознакомлению детей дошкольного возраста с малыми формами мордовского фольклора
методическая разработка

   Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, открываем заново, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

   Фольклор – одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Например: «Малыш плачет и не может заснуть. Что делать?» Спеть колыбельную песенку: «Балю, балю, баюня».  

   Очень долго нет дождя. Как можно попросить дождь? Заличкой «Тут, тук, пиземня».

      Мама умывает малыша. Что она при этом может говорить? Потешку «А тяпуня, тяпуня».

   Во время игры малыши осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную жизнь. Во время игры в куклы, укладывая их спать, дети с удовольствием поют колыбельные песенки. Когда кормят куклу, приговаривают: «Каша вкусненька, дымится. Катя кашу есть садится. Кто у нас любимый самый? – Ложку первую за маму».

Мордовские пословицы и поговорки

   Используя в своей речи пословицы «Кодама кяльце – стама и мяльце», «Мезе азат – сянь кулят» и поговорки «Мордва проста с виду, да не даст себя в обиду», дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, используя интонацию. Дети учатся образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Поиграйте с детьми

   Мордовский язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство языка может быть донесено с помощью народных игр.

   Мордовская подвижная игра имеет символическую информацию о прошлом, через нее передается многовековой опыт народа, который удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

   В содержание мордовских подвижных игр заключен познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, развитию воображения. Тематика игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «В базар», «В карусель»), подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В волков»), игры на развитие силовых качеств («Раю-раю», «Наша горка»).

   Через использование таких малых форм мордовского фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, вы будете развивать не только речь, память, мышление детей, но и сможете привить любовь и уважение к мордовской национальной культуре. И результатом вашей работы будут положительные эмоции, овладение родным языком, веселое, бодрое настроение детей.

БЕРЕГИТЕ КУЛЬТУРУ

МОРДОВСКОГО НАРОДА! 

C:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\мордовия.jpg

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 83

комбинированного вида» г.о. Саранск

C:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\мордовский.jpg

Рекомендации для родителей

по ознакомлению детей

дошкольного возраста

с малыми формами

мордовского фольклора

C:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\мордовский 2.jpg

Саранск 2020

Актуальность

   Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, открываем заново, переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

   Фольклор – одно из средств познания родного языка. А родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного и социально-нравственного воспитания, формирует ребенка как личность.

C:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\мордовский танец.jpg

Мордовский фольклор

   Уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

   Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих

(Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

   К сожалению, некоторые родители в силу своей занятости процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за электронными играми, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте.

   Исчезает и «живой» фольклор. Дети не слышат ни колыбельных песен, ни сказок; утрачиваются традиционные детские игры, песни-прибаутки на родном языке.

Сезяка, сезяка                    Сорока, сорока,

Сезяка, акша бока,            Сорока, белобока,        

Азк, мезе, вешендят,         Скажи, что ищешь,

Мезень колга чикордат?   О чем ты трещищь?

Мезе юмавтоть?                 Что упало?

Мезе прафтоть?                  Что ты уронила?

Сорока (отвечает):

-Пяштенянень прафтонь     Орешки уронила,

Марнек юмафтонь.              И все их потеряла.

   Необходимо начать знакомство с фольклором уже с детьми раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, полезный для них материал. («Тю-тю, баю-бай», «Ладушки»).

   Слушая потешки, их ритм, дети начинают притопывать, приплясывать, двигаясь в такт тексту.

Познакомьте с мордовским фольклором

   Необходимо детям сказать о том, что у каждого народа есть свои произведения устного народного творчества, каждый народ находит свои средства выражения содержания произведения, в котором свои персонажи, образы, соответствующие народным обычаям, традициям, истории. 

C:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\ведява.jpgC:\Users\пк\Desktop\БУКЛЕТ\вирява.jpg

 

Почитайте мордовские народные сказки

   В сказках происходят волшебные события, говорят животные и птицы, есть необычные персонажи: Юртава – хранительница дома, Ведява – богиня воды, Вирява – богиня леса и плодородия, Паксява – хозяйка поля и т.д. Встречаются загадки-задачи, проверяющие ум, мудрость и хитрость героев.

Выучите с детьми колыбельные, считалочки, заклички и потешки

Используется упражнение «Как помочь?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к малым формам фольклора.

Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса у детей к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, о воспитании художественного вкуса, развитии речи, о формировании нравстве...

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...