Культурные практики
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Максимец Марина Григорьевна

Перспективный план по культурным практикам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сентябрь

Сроки.

Тема.

Цели, задачи.

1 неделя

Игры-экспериментирования с песком

Цель:

  • познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.

Задачи:

  • Помочь детям лучше узнать окружающий мир неживой природы;
  • Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
  • Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
  • Развивать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
  • Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом»

Цель:

  • познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей.

Задачи:

  • Расширение у дошкольников конкретных представлений о строительстве, его этапах;
  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми;
  • Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

3 неделя

Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Цель:

  • Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-драматизации.

Задачи:

  • учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;
  • активизировать речевую деятельность детей;
  • формировать умение  импровизировать под музыку;
  • побуждать эмоционально, воспринимать сказку;
  • воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;
  • воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

4 неделя

Развлечение на свежем воздухе «Быстрые ребята»

Цель:

  • Вызвать интерес к спортивным играм, желанием заниматься спортом.

Задачи:

  • создать бодрое веселое настроение;
  • стимулировать к активности каждого ребенка;
  • развивать интерес к подвижным играм с бегом.

Октябрь

1 неделя

Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба»

Цель:

  • Стимулировать умение детей самостоятельно играть по мотивам сказки.

Задачи:

  • Развивать творческие способности в передаче образа.
  • Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
  • Воспитывать положительное отношение к народному творчеству.
  • Активизировать речь детей.

2 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Цель:

  • Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру.

Задачи:

  • Знакомство с правилами поведения в автобусе.
  • Развитие интереса в игре.
  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
  • Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

3 неделя

Спортивный досуг «Волшебница осень»

Цель:

  • Повышать уровень физической и двигательной активности детей

Задачи:

  • расширение представлений детей об осени;
  • формирование привычки к здоровому образу жизни;
  • развитие спортивных и двигательных навыков у детей; 
  • привитие детям любви к физкультуре и спорту. 

4 неделя

Игры-экспериментирования с бумагой

Цель:

  • Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  • Развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.
  • Учить детей делать выводы по окончании каждого опыта.
  •  Развивать речь и память детей.
  • Воспитывать аккуратность.
  • Знать правила безопасности с бумагой.
  • Продолжать учить детей наблюдать.

Ноябрь

1 неделя

Игра драматизация сказки «Три медведя»

Цель:

Формировать у детей интерес к обыгрыванию содержания знакомых литературных произведений.

Задачи:

  • подводить детей к созданию выразительности образов;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
  • совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний;
  • развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой деятельности;
  • развивать стремление быть отзывчивым к детям, проявлять внимание к их душевному состоянию;
  • воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

2 неделя

Спортивный досуг «На лесной полянке»

Цель:

  • формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Задачи:

  • Развивать у детей ловкость, мышечную силу, выносливость.
  • Закреплять умение бросать мешочки.
  • Развивать глазомер.
  • Закреплять умение пролезать через кольцо.
  • Воспитывать желание участвовать в групповых играх.
  • Создавать у детей радостное настроение при совместной деятельности.
  • Закреплять умение участвовать в командных эстафетах.

3 неделя

Игры- экспериментирования с воздухом

Цель:

  • расширять знания о воздухе.

Задачи:

  • упражнять в наблюдательности за окружающей средой,
  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта,
  • воспитывать интерес к экспериментированию, самостоятельность.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Цель:

  • Обогащение содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр. 

Задачи:

  • Обогащать знания детей о труде парикмахера.
  • Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.
  • Активизировать словарь: «парикмахер», «мастер», «ножницы», «расческа», «прическа», «фен», «стрижка», «стрижет», «челка», «бреет», «освежает одеколоном»,  «пенка для укладки»,  «накручивать на бигуди», «платить деньги в кассу».

Декабрь

1 неделя

Развлечение «В гости к Зимушке-Зиме»

Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, желание участвовать в празднике.

Задачи:

  • Формировать потребность в ежедневной активной двигательной деятельности;
  • Закреплять умение выполнять основные виды движений: метание, бег, ходьба;
  • Развивать выносливость, ловкость, смекалку;
  • Воспитывать навыки самообслуживания, желание следить за своим здоровьем.

2 неделя

Игры- экспериментирования с водой

Цель:

  • способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
  • развивать у детей умственные способности;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль.

3 неделя

Спортивный досуг «Зов Джунглей»

Цель:

  • Создать у детей и взрослых веселое настроение, принести радость, новые впечатления от участия в спортивном празднике.

Задачи:

  • закреплять двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.
  • воспитывать у детей чувство коллективизма, настойчивость в достижении поставленной цели.

4 неделя

Акция «Покорми птиц Зимой»

Основная цель акции:

  • формирование навыка практической природоохранной деятельности, формирование у дошкольников понимания значимости сохранения птиц, привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц, помочь зимующим птицам пережить холодный период для того, чтобы сохранить их численность и поддержать видовое разнообразие.

5 неделя

Сюжетно- ролевая игра «Семья»

Цель:

  • побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
  • формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.)

Задачи: 

  • учить детей отражать в играх события реальной жизни;
  • воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Январь

1 неделя

Развлечение «Приходила коляда»

Цель:                                                                                                                                

  • познакомить детей с обрядовыми традициями русского  народа во время рождественских колядок.

Задачи:    

  • познакомить с малыми формами фольклора «колядками»,                                                                                                                                                             дать понятия "колядки", "святки";                                                                              развивать интерес к традициям русского народа;                                                          воспитывать любовь к Родине.

2 неделя

Игра- драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка»

Цель:

  • развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору.

Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.

  • продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок.
  • формировать умение  находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.

3 неделя

Спортивный досуг « В здоровом теле - здоровый дух»

Цель:

  • укреплять уверенность детей в том, что интересная и счастливая жизнь может быть только у здорового человека.

Задачи:

  • расширить знания воспитанников о здоровом образе жизни;

  • убедить детей в необходимости вести здоровый образ жизни;

  • приучать к коллективной работе в команде;

  • формировать навыки здорового образа жизни;

  • развивать физические качества личности и укреплять здоровье.

Февраль

1 неделя

Режиссерская игра по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»

Цель:

  • развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору.

Задачи:

  • продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.
  • развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;
  • закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

2неделя

«Песенные посиделки»

Цель:

  • приобщение детей к народной культуре через песенно – игровые традиции, календарно – обрядовые праздники.

Задачи:

  • продолжить знакомство детей с традициями русского народа;

  •  развивать художественно – эстетический вкус школьников;

  •  воспитывать любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям;

  • формировать духовно нравственные основы личности

3 неделя

Спортивный досуг «Цветик - семицветик»

Цель:

  • укрепление здоровья детей через использование  технологий сберегающих здоровье.

Задачи:

  • формировать умения и навыки действовать в коллективе сверстников,
  • развивать двигательную активность детей,
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, дисциплинированности.

Март

1 неделя

Экспериментирование. «Простые опыты с мыльными пузырями»

Цель: 

  • исследовать свойства мыльных пузырей.

Задачи:

  • Познакомиться с понятием «мыльный пузырь»
  • Изучить рецепты приготовления мыльных пузырей.
  • Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах (приобретать всегда форму шара из любой другой формы, увеличение размера под действием напора воздуха, плавный полет, эластичные стенки пузыря  и др.)

2 неделя

Спортивный досуг «Здоровячок»

Цель: 

  • Развитие у детей интереса к занятиям физкультурой, стремления быть сильным, ловким, смелым. 

Задачи:

  • Способствовать закреплению знаний детей о необходимости выполнять физические упражнения;
  • Содействовать развитию ловкости, быстроты реакции, координации движений, пространственных представлений через игру и игровые упражнения;
  • Способствовать согласовывать речь с движениями;
  • Формировать умение работать и играть в коллективе.

3 неделя

Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: 

  • Создание условий для развития у детей интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности;
  • продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, зрители, драматический театр);
  • научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка»;
  • познакомить с основами актёрского мастерства.

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель:

  • Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»»

Задачи:

  • Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители.  
  • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.
  • Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).  
  •  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,  уважение к труду врача.

Апрель

1 неделя

Экспериментирование. «Знакомство с магнитом»

Цель: 

  • Познакомить детей с магнитом – металл обладающий магнитными свойствами.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами магнита – притягивает металлические предметы, может действовать через преграду (воду, бумагу, песок).
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, анализирующее восприятие.
  • Развивать речевую активность: умение выдвигать предположения (гипотезы, выражать в речи результаты действий.

2 неделя

Развлечение «Пасхальное путешествие»

Цель: 

  • Закрепить знания о традициях празднования праздника Пасхи.

Задачи:

  • Поддерживать в детях пасхальную радость, желание делиться ею;
  • Воспитывать чувство милосердия, сопереживания, интерес к православным праздникам.

3 неделя

Спортивный досуг «Вместе весело шагать»

Цель: 

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском коллективе.

Задачи: 

  • Воспитывать у детей любовь и уважение к спорту.
  • Учить работать в команде.
  • Прививать стремление к здоровому образу жизни.

4 неделя

Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки «Колобок»

Цель:

  • Формирование коммуникативных и речевых способностей детей средствами театрально-игровой деятельности.

Задачи: 

  • Расширять у детей представления о русских народных сказках;
  • Учить детей говорить и действовать от имени принятой роли;
  • Учить драматизировать посредством интонационной выразительности, действовать от имени роли, отражая межличностные отношения персонажей.

Май

1 неделя

Спортивный досуг «Победой кончилась война»

Цель: 

  • Воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам и чувство гордости за свою страну; за победу в ВОВ.

Задачи:

  • Учить при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями сверстников;
  • Знакомить детей со спортивными упражнениями в процессе проведения игр и эстафет;
  • Развивать выносливость, силовые способности, смелость, уверенность в себе во время бега в среднем и быстром темпе;
  • Воспитывать у детей умение быстро ориентироваться в условиях игровых действий.

2 неделя

Игра - драматизация по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Цель: 

  • Сформировать у детей представление о правилах безопасности в домашних условиях.

Задачи:

  • учить детей ответственно и осознанно относится к сохранению своей жизни и здоровья;
  • закреплять знания о правилах безопасности в домашних условиях при возникновении пожара, об опасных для жизни и здоровья предметах;
  • формировать представление о том, как опасно вступать в контакт с незнакомыми людьми.

3 неделя

Экспериментирование «Солнечные зайчики»

Цель: 

  • Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

4 неделя

Развлечение по сказкам К. Чуковского «В гости к дедушке Корнею»

Цель: 

  • Создать эмоционально-положительную обстановку, привлечь детей к участию в творческих видах деятельности.

Задачи: 

  • Формировать эмоциональную культуру детей через театрализованную деятельность.
  • Уточнение и обобщение представлений детей о творчестве Чуковского.
  • Освоение умений диалогической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...