Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы «Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
статья (младшая группа)

           Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.                     

 Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.       Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство - в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_pechat.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад филиала ГУП «Медицинский центр» -

Детский санаторий им. Т.Г.Шевченко

Выступление на педагогическом совете №1 из опыта работы

«Роль художественной литературы в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».

“Книги – корабли мысли, странствующие по волнам 
времени и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению”. 
(Ф.Бекон)

           Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено одним словом. С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».

           Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.                      Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.       Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Чем ближе к нашей эпохе, тем большую роль играет народное искусство - в воспитании и образовании детей, в развитии литературы для них.

    Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.

        Неоднозначные по замыслу, многоплановые и многослойные, проникнутые тонким юмором и иронией, они привлекают внимание ребёнка не только забавностью сюжета, но и глубокой мыслью, которую надо почувствовать и понять и, раскрыв которую маленький читатель испытывает удовлетворение.

      Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому.

Сказку используем в своей работе постоянно. Любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в развитии и воспитании малышей, помогает детям легче адаптироваться в новых для них условиях, создает условия для самовыражения каждого ребенка и объединение всех детей группы совместной игровой деятельностью, способствует повышению у детей уверенности в своих силах, проявлению сплоченности, учит детей сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

  Значительное место в  сказках занимают героини-женщины, который воплощают народный идеал красоты, ума, доброты, смелости. В образе Василисы Премудрой отражены замечательные особенности русской женщины - красавицы, величественная простота, мягкая гордость собой, недюженный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Сознанию русского народа именно такой представлялась женская красота.

Следует также отметить, что для ребенка младшего дошкольного возраста  Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Следует также отметить, что нравственное воспитание ребенка-дошкольника - это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. На занятиях и во время самостоятельной художественной деятельности наши дети делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Стихотворения о маме устойчиво вошли в детскую литературу. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».  

   Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М.Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

В семье и в детском саду  художественная литература представляет большую ценность для воспитания нравственных и патриотических чувств у детей.

Стараемся воспитывать детей - патриотов  на основе произведений лучших русских писателей, поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Л.Н. Толстого.

Идут годы, но не стареют сказки А.С. Пушкина. Они живут, утверждая добро, справедливость, труд, славя человека-мастера. Принято считать, чем раньше дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина, тем крепче будет их связь с русской землёй. В своей работе, в образовательной деятельности постоянно опираемся на произведения А.С.Пушкина. Знакомим детей с биографией поэта, его сказками и стихами. Дети легко и с интересом запоминают наизусть отрывки из сказок, показывают инсценировки (“Разговор Елисея с ветром”, “Три девицы под окном”, “Разговор с зеркальцем”), выбирая для себя подходящие роли; выразительно читают стихи о природе, о Родине, о защитниках.

Хорошие  знания показывают дети в дидактических и словесных играх: “Из какой сказки герой?”, “Кто так сказал?”, “Кто отправил эти телеграммы?”.

В сказках А.С. Пушкина – веками накопленная мудрость, нравственная чистота, жизнь русского народа. Образ жадной, неблагодарной старухи в “Сказке о рыбке” помогает ребёнку разобраться в поступках людей, убедиться в правильности их понимания. Актуальное значение в настоящее время имеют пословицы. Они сохранились до наших дней: “Не садись ни в свои сани”, “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”. Сколько в них мудрости, поучительности!

Замечательные стихи Пушкина, в которых поэт рисует картины русской природы в разные времена года, воспитывают в детях любовь к родному краю, к своей Родине.

Стихи М.Ю. Лермонтова – первый шаг к рождению патриотизма. Большое место в поэзии Лермонтова занимает  прямое выражение любви к родине. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Поэт с детства был окружен ее красотой, и его стихи наполнены красками, звуками, чарующей прелестью окружающего мира.  Дети с интересом слушают такие произведения поэта, как "Прекрасны вы, поля земли родной..." , "Утёс", "Белеет парус одинокий ".

 

Никто не может представить своего детства без книг К.И. Чуковского. С ранних лет стихи Чуковского приносят детям радость, а его герои остаются в памяти на всю жизнь. Книги детского писателя пронизаны гуманизмом, верой в победу, добро и справедливость, в торжество правды.

Дети очень любят героев стихотворений К.И.Чуковского. Очень осторожно высмеивается неряшливость, трусость, зазнайство. Его герои – добрый доктор Айболит, Ваня Васильчиков, крокодил, удалой комар вызывают сочувствие у детей, помогают воспитывать в них положительные качества.

Они осуждают жадного крокодила, волнуются за доброго доктора Айболита, которому так трудно добраться до Африки, где его ждут -  не дождутся больные зверята; радуются храброму комару-победителю, который освободил Муху-Цокотуху. С большим удовольствием дети используют сюжеты из произведений в сюжетно-ролевых играх: устраивают именины Мухи-Цокотухи, приводят лечить зверей к Айболиту, ходят в гости к Мойдодыру, играют в “телефон”.

С большим увлечением слушают сказки, инсценируют их.

Способность верить, огорчаться, сострадать, сопереживать с героями сказок развивает душу ребёнка, воспитывает в ребёнке человечность. Из этого следует, что детская жалость – это ступенька на пути воспитания человечности. Она может проявляться в отношении к другому ребёнку, к взрослому, к животному и даже цветку. То есть сказки К.И. Чуковского имеют большое значение в нравственном воспитании. А нравственное воспитание – это часть патриотического.

Огромную воспитательную ценность имеют книги С.Я. Маршака, оказывая большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Детям нашей группы очень нравятся книги С.Я. Маршака.

Его стихи выразительны и музыкальны. В них много юмора. Поэтому стихи легко запоминаются, становятся песенками, считалками (диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка). Стоит услышать названия таких стихотворений, как “Детки в клетке”, “Вот какой Рассеянный”, “Багаж” – на лице у ребёнка появляется улыбка. Разве найдётся такой ребёнок, который не веселится в цирке, не радуется в зоопарке!

Смех, который вызывают эти стихи – довод поэта в пользу гармонии и порядка.

С.Я. Маршак высмеивает опасное всезнайство. Он создаёт своего “мастера-ломастера”: “Ну, уж, гвоздь забить – я могу”. Маршак добродушно смеётся над маленькой неумейкой, но у него ведь всё ещё впереди, всё получится, когда вырастет.

С большим удовольствием дети нашей группы  слушают сказки и инсценируют их (“Кошкин дом”, “Теремок”, “12 месяцев”). На основе прочитанных произведений дети устраивают сюжетно-ролевые игры: “Почта”, “Зоопарк”, “Цирк”. С удовольствием рисуют своих любимых героев, дают им характеристику, творчески придумывают другие приключения героев.

Знания о литературных произведениях закрепляются в дидактических играх: “Чьи это вещи?”, “Помоги героям встретиться в одной сказке”, “Календарь года”, “Откуда стол пришёл?”. Любят дети участвовать в литературных викторинах; здесь они активны, изо всех сил стараются быть победителями.

Так как С. Я. Маршак писал обо всём на свете, считаем, что его книги учат добру, честности, трудолюбию, отваге, что необходимо для воспитания подрастающего поколения.

“Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас.
А сердце умным будет”.

Так завещал детский писатель своим друзьям – детям.

Творчество С. В. Михалкова полно оптимизма, любви и жизни к людям, поэтому его стихи патриотичны. Дети знакомятся с героями – защитниками Родины, узнают о победе советских людей над фашизмом, о новых путях-дорогах, проложенных советским народом в послевоенное время, о великих стройках, преображающих лицо страны (“Почётный гражданин”, “Победа”, “Пути-дороги”, «Нет войны»).

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка.

Читая с детьми замечательные произведения  “А что у вас?”,  «Дядя Степа» считаем, что  героизм труда воспитывает нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига.

Никак не обойтись без книг Л.Н. Толстого в дошкольном детстве. Так как классик русской литературы – Л.Н. Толстой является первым учителем для детворы, поэтому его рассказы, басни, сказки очень поучительны. Дети это понимают и осознают. Рассказы для детей – маленькие по содержанию, читаются легко и быстро запоминаются. Рассказы Толстого заставляют подумать, кто прав, кто виноват, как бы ребёнок поступил на месте героя. Каждая басня, сказка и рассказ имеют мораль, вывод, который делают сами дети.

По басням и сказкам Толстого  знакомим детей  с бытом русского народа, с жизнью народа, с лучшими чертами характера русского человека.  По произведениям  Л.Н. Толстого знакомим детей и с героями прошлого, былинными богатырями, которые любили свою Отчизну, защищали её от врагов.

Отличные знания показывают дети в играх: “Кто так сказал?”, “Хороший – плохой поступок”, “Найди пару”, “Озвучь героя”. Пробуем  с детьми ставить пантомимы и инсценировки, используя рассказы “Мужик и топоры ”, “Косточка”. Детям нравится это интересное увлечение. Некоторые занятия и игры посвящены пересказу: “Расскажи басню про этих животных”, по литературным произведениям “Косточка”, “Филиппок”, “Умная галка”, “Лиса и журавль”. Используя атрибуты, дети с огромным желанием пересказывают и инсценируют эти произведения.

Рассказы, басни, сказки пробуждают в детях чувства любви и уважения, милосердия и сострадания к людям, учат быть честными, правдивыми, отрицательно относиться к плохим поступкам. Это необходимо воспитывать у дошкольников сейчас, в настоящее время.

Такое углубленное изучение литературно-культурного наследия русских классиков порождает в детях чувство гордости за свой народ, за своё Отечество, воспитывает любовь к Родине, делает детей умнее и добрее, сознательнее и отважнее.

Надеемся, что поколение, выросшее на книгах К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова передаст “эстафету” любимых книг своим детям.

26.02.2020г.

Воспитатель__________И.В.Андреева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Консультация "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, це...

Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...

Отчет из опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей младшего возраста»

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характе...

Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).

1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...

Доклад выступления на педагогическом совете в школе по теме: «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...