Проект "Времена года" для детей 3-4 лет
проект (младшая группа)

Корнеева Елена Ивановна

Цель проекта - расширять представления малышей о временах года, знакомить их с доступными явлениями природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda_-_kopiya.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №65»

ПРОЕКТ

«ВРЕМЕНА ГОДА»

для детей 3-4 лет

Разработала: Корнеева

  Елена Ивановна

Курск 2014

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательско-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 3-4 лет, родители, воспитатели группы.

Актуальность темы

У дошкольников нет элементарных представлений о временах года.

Не имеют представления о труде взрослых в разное время года.

Не имеют представления о правильных способах взаимодействия                     с объектами природы.

Цель

Расширять представления детей о временах года, знакомить детей                             с доступными явлениями природы.

Задачи:

- знакомить детей с характерными особенностями следующих  друг за другом времён года;

- продолжать учить детей определять состояние погоды;

- развивать способность устанавливать простейшие связи  между явлениями природы, учить простейшим обобщениям;

- способствовать развитию умственной и речевой активности детей;

- вызвать  у детей интерес к природе, желание узнать о ней как можно больше;

- знакомить с правилами поведения в природе;

- учить отражать полученные впечатления в продуктивных видах деятельности.

Предполагаемые результаты:

- знать и различать времена года;

- уметь определять состояние погоды (холодно,  тепло, жарко, идет дождь, дует ветер);

- знать некоторые характерные особенности времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.п.);

-проявлять бережное отношение к природе,

- иметь представления о труде взрослых в разное время года.

Подготовительный этап

- постановка проблемы,

- выбор названия проекта,

- изучение методической литературы по данной теме,

- создание развивающей среды: анкетирование родителей, дидактичес-кие игры, наглядный материал, подбор художественной литературы, картотека подвижных и пальчиковых игр, материалы для экспериментирования.

Описание дидактической игры «Времена года»

Основа игры – металлический лист размером 60х70 см, заключённый в тканевый чехол голубого цвета, снизу на молнии для периодической стирки. На нём путём аппликации из ткани изображена полянка (ствол дерева, ель, зелёная трава).

Для каждого времени года есть своя корзина, в которой хранятся аппликативные изображения сезонных изменений и явлений природы. С обратной стороны каждого изображения вшит магнит для удобства крепления и расположения на чехле-основе.

Практический  этап

- организация деятельности детей;

- чтение художественной литературы и заучивание стихов;

- беседы на данную тему;

- наблюдение на прогулке;

- рассматривание иллюстраций с изображением времен года;

- рисование в свободное время.

- дидактические игры « Времена года», «Собери пейзаж».

Схема реализации проекта

Осень

Зима

Весна

Лето

Оформление выставки

«Дары осени»

Выставка детского творчества «Белоснежная зима»

Оформление выставки «Огород на окне»

Выставка детского творчества «Разноцветное лето»

Развлечение «Осень золотая»

Развлечение «Зимушка-зима»

Развлечение «Веснянка»

Совместное спортивное развлечение с родителями

Содержание работы

Тема

Вид деятельности

Формы организации деятельности

Осень

Игровая

 

Коммуникативная

Познавательно- исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально-художественная

Конструктивная

Изобразительная

Игры-манипуляции с муляжами овощей, фруктов

Театрализованная игра « Репка»

Сюжетно-ролевые игры :«Компот для мишки», «Кукла Маша готовит салат», «Чудесная корзинка», «Зайкин огород», «Кукла идет гулять»

Словесно-речевые игры : «Огород», «Спрячем овощи», «Найдем овощи», «Фрукты», «Подарим фрукты», «Осень пришла»

Дидактические игры: «Что растет в саду?», «Что растет в огороде?», «Узнай и назови», «Узнай на вкус», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?»

Пальчиковые игры: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Бабушка-погодушка» в сентябре, октябре, ноябре

Дыхательные упражнения: «Листопад», «Чья птичка улетит дальше?»

Игры с природным материалом ( шишки, листья и др.)

Игры с песком: «Мокрый-сухой», «Посыпалки»

Игры с водой «Что как плавает», «Переливание воды»

Дидактические игры: «Сколько- листоч-ков?», «Найди домик листочку», «Сложи картинку», «Большой- маленький», «Найди такой же листик», «Разложи овощи по корзиночкам», лото «Осень»

Наблюдения на прогулке за осенними цветами, листопадом, небом, ветром, птицами, работой дворника, дождем, погодой

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад»

Хороводные игры «Огород», «Овощи»

Речевые подвижные игры: «Собираем овощи», «Мы идем в сад», «Вкусные овощи», «Золотая осень», «Деревья», «Дождик», «Птицы осенью»

Сбор листьев для гербария

Сбор семян

Уборка территории

«Падают листья» М.И. Венсен, «Овощи» Тувим, « Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев, «Листопад» В.Мирович, «Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Слушание: « Осенью» муз. С.Майкопара

Пение « Дождик» рус.нар. мел., обр.В.Фере

Музыкально-ритмические движения «Дождик» муз. И сл. Е. Макшанцевой, пляска с листочками

Коллективные композиции «В лесу», «Ёжики на прогулке»

Рисование/лепка «Дождик», «Яблоки», «Мухомор», «Листопад»

Зима

Игровая

Коммуникативная

Игры-манипуляции с фигурками диких животных

Театральная игра «Зимовье зверей»

Сюжетно-ролевые игры: «Кукла заболела», «Кукла идет гулять»,

«Путешествие в зимний лес», «Новый год у зверят»

Словесно-речевые игры: «В гости к нам зима пришла», «На чем катаются дети», «Что слепил Дед Мороз?», «Снегурочка со снежками», « Какие снежки?», «Нарядим елочку»

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Трудовая

Чтение художественной литературы

Музыкально-художественная

Конструктивная

Изобразительная

Дидактические игры: « Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Кто спрятался в снегу», «Одень куклу на прогулку»

Пальчиковые игры: «Зима», «Новый год», «Елочка», «Ручки греем», «Бабушка-погодушка» в декабре, январе, феврале

Дыхательные упражнения: «Снежинки», «Пузырь»

Игры с песком: «Следы», «Печем печенье»

Игры с водой: «Поймай льдинку», «Заморозим», «Разогреем», «Цветные льдинки»

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Сколько снежинок?», «Большие – ма-ленькие снежинки», «Какой снежок?», «Собери снеговика», лото «Зима», «Что бывает белым?»

Наблюдения на прогулке за: снегом, красотой зимних деревьев, узорами на окнах, снегопадом, птицами, следами на снегу, работой дворника

Подвижные игры «Зайка беленький», «Птички в гнездышке», «Дед Мороз», «Снег кружится», «На елку»

Хороводные игры «Елочка», «Дед Мороз»

Речевые подвижные игры «Выпал беленький снежок…», «Снежинки», «На дворе Мороз и ветер…», «Мороз»

Расчистка дорожки от снега, подгребание снега к стволам деревьев, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, посыпа-ние дорожки песком, подкормка птиц

М.Познанская «Снег идет», О.Высотская «Холодно», В. Хорол «Зайчик», Н.Саконская «Где мой пальчик?», О.Высотская «Покатились санки вниз», Я.Аким «Елка наряжается», Суриков «Зима»

Слушание Чайковский «Зима»

Пение «Пришла зима» муз. М.Раухверга, сл. Т.Мираджи

Слушание «Зима» муз.В. Карасевой, сл. Н.Френкель.

Музыкально-ритмические движения «Новогодний хоровод», «Дед Мороз», «Как на поле на лужок выпал беленький снежок…»

Лепка из снега снеговика, зайца.

Рисование «Снег идет», «Следы на снегу», «Рябина», «Украсим шарик»

Лепка «Снежки», «Снеговик», «Ягоды для птичек», «Украсим елочку»

Весна

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Трудовая

Чтение художест-венной литературы

Музыкально-художественная деятельность

Конструктивная

 

Изобразительная

Театрализованная игра «Заюшкина избушка»

Сюжетно-ролевые игры « Путешествие в весенний лес», «Кукла идет гулять», «Кукла заболела»

Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?», «Кап-кап», «Что весной бывает», «Узнай и назови», «Что изменилось?»

Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Найди и покажи», «Одень куклу на прогулку», «У кого картинка?»

Пальчиковые игры «Весна», «Первые цветы», «Возвращение птиц», «Бабушка-погодушка» в марте, апреле, мае

Дыхательные упражнения «Одуванчик», «Плыви, кораблик»

Игры с водой «Тонет-плавает», «Теп-лый-холодный», «Как тают сосульки»

Игры с песком «Тортик для мамочки», «Солнышко из ладошек»

Дидактические игры «Сколько лодочек в луже?», «Большие- маленькие сосуль-ки», лото «Весна», «Сложи картинку»

Наблюдения на прогулке за  таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, почками, первыми листьями, первой травой, одуванчиками, работой дворника

Подвижные игры «Веселый воробей», «Перешагни через лужу», «Солнечные зайчики», «Через ручеек», «Птички, раз! Птички, два!»

Хороводные игры «Вейся венок», «Колпачок»

Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла»

Ритмическая игра« Шаловливые сосульки»

Закличка « Солнышко» с движениями

Сбор мусора на участке, очистка территории от сухих листьев, подмета-ние дорожки, сгребание рассыпанного песка обратно в песочницу

А.Плещеев «Сельская песенка», М.Полянская  «Одуванчик», Укр. Песен-ка «Веснянка», закличка «Солнышко-ведрышко», закличка «Дождик», сказка

 «Заюшкина избушка»

Пение «Солнышко» муз. Н. Лукониной

Слушание « Апрель» муз. П.И.Чайков-ского, «Весенний вальс» муз. Ф.Шопена

Музыкально-ритмические движения «Веснянка», «Полянка» р.н.м.

Пускание корабликов ,изготовленных совместно с воспитателем, по ручейкам

Рисование/лепка «Сосульки», «Ручеек», «Травка зеленеет», «Одуванчики»

Лето

Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Трудовая

Чтение художест-венной литературы

Музыкально – художественная

Конструктивная

Изобразительная

Игры с природным материалом (шишка-ми, камешками, косточками и т.п.)

Театрализованные игры «Теремок», «Колобок»

Сюжетно-ролевые игры « Кукла идет гулять», «Путешествие в летний лес», «Кукла Маша готовит салат», «Едем на дачу», «Едем отдыхать на речку»

Словесно-речевые игры «Летние забавы», «Лето к нам пришло», «Кто машет крылышками?», «Принесла я вам цветок», «Кап –кап –кап»

Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Ковер из цветов», «Что бывает летом?»

Пальчиковые игры «Лето», «Насеко-мые», «Бабушка-погодушка» в июне, июле, августе

Дыхательные упражнения «Ветерок», «Бабочка, лети!»

Игры с водой «Прозрачная – мутная», «Разноцветная водичка», «Достань камешек»

Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку», «Посыпалки», «Зоопарк из песка»

Дидактические игры «Лото», «Сложи картинку», «Найди цветок для бабочки», «С какого дерева листик?», «Сколько цветочков?»

Наблюдения на прогулке за  деревьями, цветами, травой, насекомыми, животны-ми ,птицами, ветром, солнцем, тенью, песком, работой дворника, одеждой людей

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Мы веселые ребята», «Солнечные зайчики», «У медведя во бору»

Хороводные игры «Вейся венок», « Веселый хоровод»

Речевые подвижные игры «Летом», «Бабочка», «В лес с ребятами идем», «Два жука»

Уборка территории, подметание дорожки, сгребание песка в песочницу, полив растений

Потешки «Вокруг розовых кустов», «Как по лугу», «Травка – муравка», сказки «Колобок», «Теремок», «Земляничка»  Н.Павлова, стихотворение «Солнечные зайчики» А.Бродский

Пение «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой

Слушание «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С.Прокофьевой, «Цветики», муз.В.Карасевой, сл. Н,Френкель

Музыкально-ритмические движения «Пляска с платочками», «Пляска с цветами»

Коллективная композиция «Цыплята и одуванчики», постройки из песка

Рисование/лепка «Цветы», «Божья коровка», «Мухомор», «Украсим бабочке крылышки», «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

Заключительный этап

- определение результата практической деятельности с детьми;

- презентация проекта «Времена года».

Выводы и результативность  работы над проектом

- у дошкольников появился интерес к данной теме;

- они разучили стихотворения о временах года;

- усвоили характерные признаки каждого сезона;

- с интересом выполняют задание дидактической игры «Собери пейзаж», «Времена года»;

- у детей сформировалось целостное представление о временах года.

Литература:

1. Комплексные занятия по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Автор-составитель З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2012

2. Копцева Т.А. Природа и художник. - М:. ТЦ Сфера,2006

3. Кокуева  Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИКИ, 2005

4. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012

5. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2002  

6. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М., тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001

7. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...