Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)
статья (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Анатольевна

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)

Какова роль играющего педагога в развитии и воспитании дошкольника.

С чего начать совершенствование своего игрового мастерства.

Как определить уровень своих (воспитателя) игровых умений проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umenie_igrat.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)

Педагогами всегда признавалось значение подвижных игр в развитии и воспитании детей, в формировании их здорового образа жизни. Чешский гуманист Я. А. Коменский, с именем которого связывают становление современной педагогики как науки, подчеркивал значение подвижных игр в сохранении здоровья детей. В одном из его наиболее известных трудов «Мир чувственных вещей в картинках» есть такие разделы, как «Игры с мячом», «Бег наперегонки», «Детские игры». Согласно теории, развитой К. Гроссом, игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил, средством для упражнения и развития органов движения, органов чувств (особенно зрения) и в то же время для развития внимания, наблюдательности, мышления. «Если игра — это подготовка физических и психических сил организма к трудностям реальной жизни, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место».

В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная деятельность детей, в которой они наиболее полно раскрывают свою индивидуальность и «мастерят» личность. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…». «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего…».

Количество подвижных игр велико. Для их эффективного использования в образовательном процессе дошкольников необходима классификация. Подвижные игры дошкольников можно классифицировать по различным признакам:

по сложности: сложные (с элементами спорта), элементарные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, забавы);

по двигательному содержанию;

по степени нагрузки: малой, средней и большой подвижности;

по преимущественному развитию физических качеств;

по используемому оборудованию;

по принципу организации: одиночные, парные, командные;

по возрасту;

по сезону;

по месту проведения.

Чтобы максимально использовать развивающие возможности подвижных игр, необходимо целесообразное и плановое их использование в образовательном процессе ДОУ. Для этого разрабатывается картотека подвижных игр как перспективное планирование по месяцам с учетом перечисленных выше признаков.

Сначала игры распределяются, опираясь на их двигательное содержание. Это происходит в соответствии с планом формирования у дошкольников тех или иных двигательных действий. В играх должны использоваться знакомые движения и атрибуты, что способствует успешности детей в игровой деятельности и лучшему формированию, закреплению конкретных движений. Некоторые игры следует повторять в течение года для лучшего формирования определенных движений, для развития физических качеств и уверенных, творческих игровых действий.

Планируя использование подвижных игр, следует учитывать возрастные возможности дошкольников. У детей разного возраста игры отличаются, но часть игр следует проводить в нескольких возрастных группах. Например, всем знакомые догонялки, интересны детям любого возраста. Усложнением правил знакомой игры, добавлением атрибутов, изменением размещения детей на площадке, обеспечивается возрастная преемственность в игровой деятельности, создаются предпосылки к использованию подвижных игр в самостоятельной деятельности, формируется творческий подход не только в индивидуальных действиях, но и в «сюжете» подвижной игры.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, необходимо взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт.

Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Игра занимает значительную часть жизни ребенка. Для того чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования в условиях современной действительности

В статье рассматривается профессиональная компетентность как интегративное качество современного педагога ДОУ. ...

Модель организации повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, моб...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Статья "Умение играть – основная профессиональная компетентность педагога дошкольного образования (подвижные игры)"

На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошко...

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...

Требования к профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

laquo;Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, без...