Использование игровых приемов в обучении пению детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Паскаленко Екатерина Алексеевна

Одним из самых доступных и самых любимых  детьми видов музыкальной деятельности является пение.  Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_igrovyh_priemov_v_oblasti_peniya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №60 Приморского района
Статья музыкального руководителя
Паскаленко Е.А.

Использование игровых приемов в обучении пению детей старшего дошкольного возраста.

          Пению принадлежит одно из ведущих мест в современной системе музыкального воспитания и образования детей дошкольного возраста. Являясь важнейшим видом музыкальной деятельности дошкольников, именно пение играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка.

       Важно, чтобы процесс обучения пению на занятиях был увлекательным для детей, приносил им радость. В этом педагогу могут помочь игровые методики, позволяющие эффективно вовлечь детей в творческую деятельность и делающие процесс обучения естественным и непринужденным. В связи с этим актуальной становится проблема выбора игровых приёмов обучения пению и их систематического использования на музыкальных занятиях.

       Многие ведущие педагоги-музыканты прошлого и современности изучали проблему возможностей детского голоса и правильности обучения детей пению: Н.А. Метлов, Д.Б, Кабалевский, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др. В работах этих авторов значение пения рассматривается, прежде всего, с точки зрения развития музыкальных способностей детей.

Пение помогает ребенку не только получить удовольствие от исполнения любимых песен, но и развить голосовой аппарат, помогает его умственному развитию, артикуляционному аппарату и речи, обогащает словарный запас, т.к. именно из песен дети могут подчерпнуть новые для себя слова, и оно в целом оказывает благотворное воздействие на детский организм.  Также, благодаря пению расширяется кругозор ребенка. Пение оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка,  помогает укрепить его, особенно, если у дошкольника  проблемы с легкими. При обучении детей пению педагог должен опираться на голосовые возможности ребенка.

        При планировании  работы музыкальному руководителю следует обязательно учитывать возрастные и психологические особенности детей, так как это является залогом эффективности  музыкально-образовательного процесса в целом и успешности реализации педагогических задач в отдельных видах музыкальной деятельности.

Охране детского голоса нужно уделять особое внимание.  Детскому голосу очень вредит не только громкое пение, но и шепот, пение на холодном воздухе.

При обучении детей пению недостаточно просто заниматься развитием голоса. Необходимо создавать благоприятную звуковую атмосферу, которая должна способствовать охране голоса и слуха детей. Координация слуха и голоса – важнейшее условие развития певческих способностей детей.      

Помимо этого мы уделяем внимание обзору методических примеров и содержания работы по развитию по развитию певческих навыков дошкольников.

Мною сделан вывод, что формирование певческих навыков детей – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Непроизвольное обучение детей в игре помогает им быстрее осваивать новые виды деятельности, удерживать внимание детей и закреплять полученные ими знания и умения. Именно поэтому музыкальный руководитель, решая задачи музыкального развития дошкольников и добиваясь эффективности образовательного процесса, должен непременно использовать в своей работе различные игровые приемы и технологии обучения.

Были поставлены следующие задачи:

•        воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;

•        развивать эмоциональную отзывчивость у детей;

•        формировать певческие навыки;

•        развивать исполнительское мастерство;

•        развивать детское песенное творчество.

В своей работе О.В. Кацер указывает, что игровая методика обучения детей пению должна реализоваться в два этапа:

1 этап – речевой, целью которого является легко и незаметно подготовить голоса детей к пению (разогреть мышцы речевого и дыхательн6ого аппарата, обострить интонационный слух).

2 этап – певческий, целью которого являются формирование и развитие певческой интонации, песенного творчества, работа над разучиванием песенного материала.

Музыкальные занятия, проводимые нами в подготовительной группе, включали игры и упражнения, развивающее речевое и певческое дыхание.

У детей дошкольного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания: и речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое и интенсивное, так как рассчитано на несколько слов, а не на один слог. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым. Например, на музыкальных занятиях рекомендую использовать следующие речевые упражнения: «Облако».

Эффективным средством для развития интонационного слуха, формирования естественного звучания голоса, развития свободы и непосредственности общения является ритмодекламация.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Ритмодекламация может идти на фоне или чередоваться с ритмическим сопровождением звучащих жестов (шлепки, хлопки, щелчки и т.п.), что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование ритмодекламации способствует выработке речевого и певческого дыхания, развитию ритмического чувства. Выполняя упражнение, дети концентрируют внимание на спокойном, но четком произнесении слов и плавных движениях, которые они должны выполнять в соответствии с ритмом стихотворения и музыки. Использование на музыкальных занятиях с дошкольниками упражнения (речевая зарядка, ритмодекламация) способствуют развитию звуковысотного слуха, от которого напрямую зависит чистота интонирования при пении.  

      Развивать музыкальный слух помогают, прежде всего, музыкально- дидактические игры («Громко – тихо запоем», «Догадайся, кто поет?» и т.д.), а также вокальные упражнения из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Их разучивание может тоже проходить в игровой форме.

Развитие певческих навыков происходит не только в легких и удобных попевках и упражнениях, но, главным образом в песнях. Чтобы ребята с удовольствием разучивали песню, она должна быть им интересна, близка по содержанию, доступна. Разучиванию песни способствуют следующие приемы: выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т.д.), словесные указания – образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т.д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога.

       Для возникновения интереса необходимо сделать и показ песни, и ее разучивание игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии. Чем легче подготовительный период, тем легче, понятней и интересней будет проходить разучивание. Варианты игрового разучивания песни создаются из ее содержания и могут включать в себя музыкальные инструменты, элементы театрализации, образные движения.

К примеру, на начальном этапе разучивания песни «Веселый старичок», перед тем как дети ее послушают, можно рассказать им сказочную историю о необычном старичке – домовом, который охраняет дом и домочадцев от бед, неприятностей, следит за порядком. Детям предложено пофантазировать, как может выглядеть этот старичок, т.е. использовалась поисковая ситуация, способствующая развитию творческих способностей детей. Во время беседы дети видят яркую, красочную иллюстрацию, которая привлекают их внимание к песне. В ходе разучивания песни последовательно решаются задачи по совершенствованию певческих навыков: правильного и четкого произнесения текста, активной артикуляции, точного замыкания согласных (например, в словах: «жил», «старичок»), чистого интонирования, правильного звукообразования и т.д.

           Интересным и эффективным игровым приемом является создание соревновательного момента во время пения. Например, выбор солиста из группы детей, либо пение небольшими группами (мальчики, девочки, пение по рядам). Этот прием помогает активизировать детей, сделать их более старательными и внимательными при исполнении песни.

Заключение

          Оценка итогов обучения позволила сделать вывод о положительных результатах систематической работы и правильности использованных выбранных игровых приемов. Педагогическое наблюдение за детьми на музыкальных занятиях, элементы диагностики, применяемые в ходе занятий,  выявили положительную динамику в развитие певческих навыков дошкольников.  Продуманная  организация музыкально-педагогического процесса, систематическое применение различных педагогических технологий и методик позволили определить эффективные пути для развития певческих навыков детей и реализовать поставленные задачи в полном объеме. «Запоют дети – запоет народ» – писал К.Д. Ушинский.  А будут любить дети пение или нет – во многом зависит от взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пению детей старшего дошкольного возраста

В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ...

Использование игровых приемов в обучении пению детей дошкольного возраста

Опыт работы музыкального руководителя  со старшими дошкольниками в рамках дополнительного образования....

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию «Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста»

Программно-методический материал по художественно-эстетическому развитию "Игровые приемы в обучении лепке детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....

«ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Работа адресована музыкальным руководителям детских садов, заинтересованных в развитие вокальных способностей детей и основана на игровых  приёмах подготовки голосов детей к пению....

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...