Консультация для воспитателей на тему : «Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»
консультация

Демьянова Надежда Павловна

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему: « Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка.

Наблюдения  в  природе  способствуют  развитию  у  детей  любознательности, умению  сравнивать,  сопоставлять,  устанавливать  причинно-следственные связи.  

Наблюдения в природе представляют широкий простор для обогащения знаний и  опыта  ребенка.  Сознание  ребенка  обогащается  запасом  конкретных представлений о предметах, явлениях, тем самым обогащают словарный запас слов,  с  помощью  которого  они  выражают  свои  мысли,  впечатления, эмоциональные переживания .Ребенок не может наблюдать молча. О наблюдательном объекте (предмете) он говорит с другими детьми, с взрослыми или объектом наблюдения. Работая с детьми, я увидела у детей желание и интерес к наблюдениям в природе.  Но  сложность  состояла  в  том, что  у  детей  был  недостаточный словарный запас слов, они не могли выразить свои мысли, впечатления об увиденном в наблюдениях, делали ошибки в словах (грамматический строй речи), а это имеет важное значение в развитии связной речи.

Начав работу с младшей группы и проведя диагностику детей, я увидела, что у детей недостаточный их возрасту словарный запас. Дети допускают ошибки по грамматическому строю речи, неправильно изменяют слова в падежах, родах, числах – говорили: много деревов, сабаков, цыплятов, щенок она пушистый и.т.д. Поэтому я решила взять тему своей работы  – «Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей». 

Цель:  с помощью наблюдений в природе обогатить словарный запас слов у детей, сформировать граматический строй речи.

Свою работу начала с  подборки и изучением методической  литературы.

Обновила  природную зону картотекой прогулок, разработками наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы, материалом для дидактических игр, художественной литературой по теме и т.д.

Для успешной работы и её закрепления применяла в своей работе иллюстрации, плакаты, альбомы (времена года, животные, цветы, деревья...). Художественное слово -загадки, пословицы, приметы, поговорки, рассказы о природе, экологические сказки о явлениях  природы. Сделала и использую в работе  словесные дидактические игры, игры в картинках.

В зависимости от поставленных задач использовала различные виды наблюдений:

-   Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная), пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.

-   Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, что происходит с деревьями в разные сезоны?).

Наблюдения проводили как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависело от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе использовала систематически, тем самым приучала детей приглядываться, подмечать её особенности.

Готовясь к проведению наблюдения  подбирала слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а так же определяла приёмы активизации  речи  детей.  Каждое  новое  слово  я старалась чётко  проговаривать, а затем оно  повторялось  детьми. Во время наблюдений я ставила вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.

  Во время наблюдений я  учила детей высказывать  свои  суждения  в  форме  сложных предложений. Основным  приёмом  обучения  составлению  сложных предложений  являются  вопросы  и  мой предлагаемый  образец.  в  (На дороге  лужи,  потому  что  шёл  дождь.  Если  сегодня  будет солнечно,  мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки).Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я  использовала  эту  возможность,  тем  богаче  и  разнообразнее  по  форме  и содержанию становилась речь детей. Старалась поощрять детей, когда они  используют  образные  выражения,  сложные,  правильно  построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная  оценка  придаёт  ребёнку  уверенность  в  своих  силах,  что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.

Для успешного достижения поставленной цели я продумывала и использовала специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавала вопросы, предлагала обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

  • наблюдение сопровождала точным конкретным словом: называла предметы, их признаки, действия. Вопросами направляла внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняла связи между явлениями.  Поощряла проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формировались более полные и осознанные представления, обогащался словарь, развивалась связная речь. По ходу наблюдения давала краткие пояснения, обращалась к строчке стихотворения, пословице, народной примете.
  •  Старалась, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляла их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивала любознательность, воспитывала интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.
  • Беседы с детьми в процессе проведения повседневных наблюдений, помогали мне решать задачи   словарной работы.

По итогам наблюдений проводила и индивидуальные беседы с детьми.

Полученные результаты наблюдений с детьми  объектов природы показали положительную динамику:

• Дети стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

• Дети научились с помощью взрослого: рассказывать об увиденном явлении природы, рассказывать о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.

 • Дети стали проявлять интерес к явлениям природы, доброжелательно относиться к живым существам.

Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.

МБДОУ  « Детский сад № 73 «Малыш»

Консультация

для воспитателей на тему :

« Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»

                                                             Воспитатель : Демьянова Н.П

Г. Смоленск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"

В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...

Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...