Доклад "Фестиваль - инновационная форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156
методическая разработка (подготовительная группа)

ФРАНЦ ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

 «Фестиваль – инновационная  форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156

 

Подготовил: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Франц Людмила Валентиновна

      Цитируя В.В. Путина «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране».                    

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»   и ФГОС ДО так же отмечает острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому подходы к патриотическому воспитанию потребовали переосмысления. Так родился проект «Мы разные, но мы вместе».

Первостепенная цель: приобщение детей к нравственным традициям, узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Реализовывать поставленную цель через следующие задачи:

  • Формировать у детей гуманистическое мировоззрение, включающее убеждённость в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, региональных убеждений и культурных традиций).
  • Знакомить детей с музыкальной  культурой  народов.
  • Воспитывать интерес к искусству, к истории  разных народов.
  • Развивать уважение к людям независимо от позиций и мнений, чувство ответственности за себя и своих близких.
  • Выявить творчески работающих педагогов, привлекающих родителей к активной созидательной деятельности.

В последние годы  мы стали все чаще замечать, что   в группы приходят дети других национальностей, они   тяжело адаптируются,   часто возникают  конфликты, редко сверстники  принимают их как полноправных партнеров. Возникла  необходимость  менять эту ситуацию доступными для понимания дошкольниками средствами, то есть через игру и фольклор разных народностей России.

Почему же нас  заинтересовал данный проект, а  именно такая форма презентации итогов работы, как фестиваль? Такая форма презентации, как фестиваль позволила широко показать результативность данной работы, творчески подойти к представлению и распространению своего опыта.  Было решено продолжить реализацию этого проекта, расширить его до уровня программы.

Мы прекрасно осознаем, что работа над формированием гражданско-патриотических основ дошкольника требует от педагога, прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому мы определили, что от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах. 

Творческая группа, созданная в ДОУ , разработала  программу патриотического воспитания «Мы будущее России, для реализации которой были созданы условия:

  • заключены договора с социальными партнерами,
  •  функционирует музейный комплекс ДОУ,
  •  организованы в группах уголки дружбы народов,
  •  уголок сказок мира,
  • экспозиция народного костюма,
  • пополнена коллекция мультфильмов «Мы живём в России»
  • созданы презентации и видеоролики к фестивалю «Мы разные, но мы вместе»

Первый год фестиваль «Мы разные, но мы вместе 2017» был посвящён бывшим союзным республикам Российской Федерации. Проходил он под девизом: «Наши соседи, наши друзья» воспитанники представляли:  Украину, Беларусию, Грузию, Народы Севера. Второй фестиваль  «Мы разные, но мы вместе 2018» был посвящен современному федеративному устройству России. Дети представляли народы современной России: Кубань, Алтай, Бурятия, Татарстан, Карелия.Спустя год, мы пригласили всех желающих, кто заинтересовался такой формой работы и степенью вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс. Третий фестиваль  «Мы разные, но мы вместе 2019» , который состоялся в ноябре 2019 года предусматривал участие детских дошкольных образовательных организаций.

Сфера такого взаимодействия оказалась достаточно широка. Это и круглые столы с активным участием родителей, семинары, и индивидуальные консультации, в ходе которых решались вопросы реализации индивидуальных, групповых минипроектов, вовлечение родителей в деятельность и т. д.

 С  музыкальными руководителями других детских садов обсуждали  положение итогового фестиваля, подготовку в каждой конкретной номинации, были разработаны алгоритмы реализации проектов патриотической направленности, конспекты конкретных занятий с учетом интернациональных особенностей воспитанников.

В ходе реализации данного проекта была проведена огромная подготовительная работа: изучены видеоматериалы с предшествующих фестивалей, подготовлены выставки дидактических, игровых материалов , разработаны и изготовлены костюмы для выступлений,  родителями были изготовлены национальные блюда для дегустации;   Организован сводный хор дошкольников микрорайона.

На фестивале воспитанники выступают в роли педагогов, рассказывая зрителям о культуре и быте разных народов России, стараясь в полной мере отразить то, как живут наши соседи.

Кроме родителей, педагогов и музыкальных руководителей микрорайона  в проекте принимали участие наши социальные партнеры: библиотека имени Зощенко , Дом Молодежи «Маяк» , депутаты, школы № 121 , № 119 ученики первых классов – наши выпускники.

Библиотека им. Зощенко , в рамках проекта проводила цикл библиотечных уроков, выставки, обзоры литературы для воспитанников старших, подготовительных групп. Работающий на базе нашего детского сада библиотечный пункт позволил оперативно подбирать детскую литературу, позволяющую понять национальные особенности разных народов и стран.

Дом Молодежи «Маяк» , кроме предоставления помещений для проведения репетиций и наших праздников, организовывал участие наших воспитанников в мероприятиях района  патриотической направленности « Старая военная пластинка» «Праздник пирога», «День Шлюза», «День славянской письменности».

 

Работая в данном направлении, мы сделали вывод, что привлечение  социальных партнёров позволяет обеспечить условия для поиска и реализации форм и методов формирования гражданственности у детей  дошкольного возраста, повышает профессиональную компетентность и активизирует творческий потенциал педагогов, родителей, детей  в вопросах гражданско-патриотического воспитания.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Фестиваль – инновационная  форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156

Подготовил: музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Франц Людмила Валентиновна

      Цитируя В.В. Путина «Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории,  а прежде всего, служить обществу и стране».                    

    Федеральный закон  РФ «Об образовании»   и ФГОС ДО так же отмечает острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – проблема очень сложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами, поэтому подходы к патриотическому воспитанию потребовали переосмысления. Так родился проект «Мы разные, но мы вместе».

Первостепенная цель: приобщение детей к нравственным традициям, узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Реализовывать поставленную цель через следующие задачи:

  • Формировать у детей гуманистическое мировоззрение, включающее убеждённость в неповторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, региональных убеждений и культурных традиций).
  • Знакомить детей с музыкальной  культурой  народов.
  • Воспитывать интерес к искусству, к истории  разных народов.
  • Развивать уважение к людям независимо от позиций и мнений, чувство ответственности за себя и своих близких.
  • Выявить творчески работающих педагогов, привлекающих родителей к активной созидательной деятельности.

В последние годы  мы стали все чаще замечать, что   в группы приходят дети других национальностей, они   тяжело адаптируются,   часто возникают  конфликты, редко сверстники  принимают их как полноправных партнеров. Возникла  необходимость  менять эту ситуацию доступными для понимания дошкольниками средствами, то есть через игру и фольклор разных народностей России.

Почему же нас  заинтересовал данный проект, а  именно такая форма презентации итогов работы, как фестиваль? Такая форма презентации, как фестиваль позволила широко показать результативность данной работы, творчески подойти к представлению и распространению своего опыта.  Было решено продолжить реализацию этого проекта, расширить его до уровня программы.

Мы прекрасно осознаем, что работа над формированием гражданско-патриотических основ дошкольника требует от педагога, прежде всего компетентности во всех сферах социальной действительности, потому что воспитать то, чего не знаешь или во что не веришь, невозможно. Именно поэтому мы определили, что от современного педагога требуется универсальность, то есть свободное владение знаниями о природе, культуре, истории родной страны и о ее духовных основах. 

Творческая группа, созданная в ДОУ , разработала  программу патриотического воспитания «Мы будущее России, для реализации которой были созданы условия:

  • заключены договора с социальными партнерами,
  •  функционирует музейный комплекс ДОУ,
  •  организованы в группах уголки дружбы народов,
  •  уголок сказок мира,
  • экспозиция народного костюма,
  • пополнена коллекция мультфильмов «Мы живём в России»
  • созданы презентации и видеоролики к фестивалю «Мы разные, но мы вместе»

Первый год фестиваль «Мы разные, но мы вместе 2017» был посвящён бывшим союзным республикам Российской Федерации. Проходил он под девизом: «Наши соседи, наши друзья» воспитанники представляли:  Украину, Беларусию, Грузию, Народы Севера. Второй фестиваль  «Мы разные, но мы вместе 2018» был посвящен современному федеративному устройству России. Дети представляли народы современной России: Кубань, Алтай, Бурятия, Татарстан, Карелия.Спустя год, мы пригласили всех желающих, кто заинтересовался такой формой работы и степенью вовлечения родителей в учебно – воспитательный процесс. Третий фестиваль  «Мы разные, но мы вместе 2019» , который состоялся в ноябре 2019 года предусматривал участие детских дошкольных образовательных организаций.

Сфера такого взаимодействия оказалась достаточно широка. Это и круглые столы с активным участием родителей, семинары, и индивидуальные консультации, в ходе которых решались вопросы реализации индивидуальных, групповых минипроектов, вовлечение родителей в деятельность и т. д.

 С  музыкальными руководителями других детских садов обсуждали  положение итогового фестиваля, подготовку в каждой конкретной номинации, были разработаны алгоритмы реализации проектов патриотической направленности, конспекты конкретных занятий с учетом интернациональных особенностей воспитанников.

В ходе реализации данного проекта была проведена огромная подготовительная работа: изучены видеоматериалы с предшествующих фестивалей, подготовлены выставки дидактических, игровых материалов , разработаны и изготовлены костюмы для выступлений,  родителями были изготовлены национальные блюда для дегустации;   Организован сводный хор дошкольников микрорайона.

На фестивале воспитанники выступают в роли педагогов, рассказывая зрителям о культуре и быте разных народов России, стараясь в полной мере отразить то, как живут наши соседи.

Кроме родителей, педагогов и музыкальных руководителей микрорайона  в проекте принимали участие наши социальные партнеры: библиотека имени Зощенко , Дом Молодежи «Маяк» , депутаты, школы № 121 , № 119 ученики первых классов – наши выпускники.

Библиотека им. Зощенко , в рамках проекта проводила цикл библиотечных уроков, выставки, обзоры литературы для воспитанников старших, подготовительных групп. Работающий на базе нашего детского сада библиотечный пункт позволил оперативно подбирать детскую литературу, позволяющую понять национальные особенности разных народов и стран.

Дом Молодежи «Маяк» , кроме предоставления помещений для проведения репетиций и наших праздников, организовывал участие наших воспитанников в мероприятиях района  патриотической направленности « Старая военная пластинка» «Праздник пирога», «День Шлюза», «День славянской письменности».

Работая в данном направлении, мы сделали вывод, что привлечение  социальных партнёров позволяет обеспечить условия для поиска и реализации форм и методов формирования гражданственности у детей  дошкольного возраста, повышает профессиональную компетентность и активизирует творческий потенциал педагогов, родителей, детей  в вопросах гражданско-патриотического воспитания.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через позновательное развитие в условиях ФГОС в МБДОУ "Солнышко"село Кокорино

Реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие  в условиях ФГОС  в МБДОУ "Солнышко" село Кокорино...

Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания. апрель 2022

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян....

Программа инновационной деятельности «Взаимодействие детского сада и семьи, обеспечивающее нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Модуль «Моя родина»

Данная программа апробирована и применена в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию....

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

консультация «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспита...