Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
методическая разработка (старшая группа)

Щукина Евгения Васильевна

Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняя недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания детей. Сущность образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию ребенка заключается в сохранении, передаче и воспроизведении культуры своего отечества. Опыт художественно-эстетических практик, накопленный в сфере профессионального педагогического и дошкольного образования, может быть осмыслен с теоретико-методологической точки зрения в контексте изменения парадигмы современного образования, в основе которой лежит культуросообразная концепция развития личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре

Тема занятия

Цели и задачи занятия

1.

В тереме расписном я живу…

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

2.

Праздник «Осенины – осени именины»

Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины.

3.

Мебель наших предков.

Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком.

4.

Деревенская посуда.

Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации

5.

Народные промыслы.

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

6.

Ой вы гости, господа.

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.

7.

Матрешка – игрушка на все времена.

Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

8.

Рукомойник.

Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение.

9.

Хохломские узоры.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоции у детей, желание самим создавать узор.

10.

Нитки. Ткачество.

Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть.

11.

Городецкая роспись.

Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве.

12.

Одежда наших предков.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

13.

Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы.

Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.

14.

Дымковская игрушка.

Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам.

15.

Женские головные уборы.

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

16.

Гжельские узоры.

Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи.

17.

Сказания и поверья русского народа.

Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.

18.

Леший.

Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.

19.

Масленица.

Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.

20.

Сердце матери лучше солнца греет.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

21.

Русская народная кукла.

Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей.

22.

Жестовские подносы.

Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов.

23.

Фольклор – народная мудрость.

Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм.

24.

Русская печь.

Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней.

25.

Какой бывает фольклор?

Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.

26.

Комплексное занятие «Русская изба. Посиделки».

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе.

27.

Москва: древняя столица.

Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.

28.

Богатыри земли русской.

Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.

29.

Русский самовар и чаепитие на Руси.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

30.

Щи да каша – пища наша.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

31.

Филимоновская игрушка.

Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек.

32

Эх, лапти мои, лапти липовые.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

 33.

Комплексное занятие «Рукодельница и себе и людям радость приносит».

        Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «мастерица», «вышивальщица»; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов.

34.

Занятия и ремесленничество русского народа.

Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок

В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к  народной культуре....

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».

проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чу...