Умственное воспитание детей раннего возраста в игре
консультация

Наталья Игоревна Машина

Умственное воспитание  детей раннего возраста в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Умственное воспитание детей раннего возраста в игре

(подготовила воспитатель Машина Н.И.,

МДОУ детский сад №28 «Ласточка»)

                 Игровая деятельность имеет   большое значение в развитии и воспитании ребенка раннего возраста , которая является эффективным средством формирования личности ребенка В игре реализуются потребность взаимодействия с окружающим миром. Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий. К двум — двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ребенок овладевает речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

                   Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка. Потешки и   прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи, включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков Большое влияние для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры. Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, вначале могут быть использованы большие и маленькие шарики, а позже — большие и маленькие матрешки или собачки. Нецелесообразно решать одновременно несколько дидактических задач, так как в раннем возрасте дети способны сосредоточиться только на чем-нибудь одном. Разнообразие игр достигается также усложнением заданий. Например, детям читается стихотворение А. Барто «Кто как кричит». Сначала дети воспроизводят подражания крикам животных, затем педагог, не повторяя стихотворения, предлагает воспроизвести мычание коровы, мяуканье кошки, кудахтанье курицы, писк цыпленка и при этом показывает соответствующую игрушку или картинку. Так усложняются требования к детям — от подражания слышимому образцу к самостоятельным ответам.

Организуя дидактические игры, педагог пользуется словом в разных целях: создает у детей интерес, привлекает их внимание к наблюдаемому объекту, объясняет, побуждает к действию, помогает ориентироваться в окружающем. С детьми раннего возраста следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Важную роль при этом играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи. Дети, особенно в раннем возрасте, быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Литература:

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов / Е. В. Зворыгина [и др.]; под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд. М.: Просвещение, 1985. — 144с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1985. — 176с.
3.Дюдюева, О. Ю. Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста / О. Ю. Дюдюева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4881/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.

«Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

«Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста

Эта статья для родителей , которые интересуются ранним развитием своих детей....

Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста

Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, развивать мышление....

Педагогические условия умственного воспитания детей раннего возраста

Ребенок раннего возраста при виде незнакомого предмета стремится обследовать его. Так же ведет он себя и тогда, когда в знакомой игрушке появляется что-то новое: например, на любимую куклу надели друг...