конспект выступления на педсовете "Современная практика в организации игровой и предметно-манипулятивной деятельности"
план-конспект занятия

Скрябина Танзиля Шайхануровна

Ознакомление педагогов с понятием игра и как ее организовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_praktika_v_organizatsii_igry.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Современная практика в организации игровой и предметно-манипулятивной деятельности.

Начать свое выступление хотелось бы со стихотворения:

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем»».

Игра- что может быть интересней и значимей для ребенка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С.Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствуют игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время отведенное для игры, заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организационными видами деятельности.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребёнка, глубоко затрагивает его  чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с.

Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра, в ее естественной форме является видом деятельности, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал. Ребенок должен иметь возможность не только воспроизводить и повторять созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

Условия успешного руководства игрой:

- умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

- воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

- необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к детской выдумке, созданному ребенком образу.

Мы, воспитатели, создаем условия для разнообразной игровой деятельности детей: организовываем игровые уголки, подбираем игры и игрушки, готовим вместе с детьми атрибуты, знакомит детей с основными правилами игр и игровыми действиями, способами общения с партнерами. Педагог должен уметь вовремя включиться в игру, взять инициативу на себя, а также незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям. Для развития игровой деятельности мы формируем у детей необходимые знания, умения, навыки, наблюдаем за игрой детей, изучаем игровые интересы, помогаем советом, а также предупреждаем конфликтные ситуации или помогаем решать уже возникшие мирным путем.

В младших-средних группах мы являемся организаторами игр, играем вместе с детьми, на собственном примере показываем, как пользоваться ролевой речью, объясняем действия, помогаем детям в выборе ролей, корректируем игровые отношения.

Предметно-манипулятивная игра  – ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3 лет. С этим никто не спорит. Но как это реализуются в современной  практике?

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.

Взрослый нужен не для общения, а для показа, объяснения и демонстрации способов действий с предметами.

Знакомясь с предметом, ребёнок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.

Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышление и формирование мелкой моторики рук т.к.  пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.

Условия успешного развития предметно-манипулятивной деятельности

1. Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать психологические и физические особенности детей раннего возраста:

- Восприятие – чувственное. При восприятии органы чувств взаимодействуют, поэтому, завладев предметом, ребенок берет его в рот, стучит им, бросает, трясет его, рассматривает и т.д.

При восприятии формы, величины и пространственных отношений всегда взаимодействуют зрение и осязание.

- Внимание – неустойчивое, непроизвольное. Трудно сосредотачиваться длительное время на однообразной деятельности. Но в процессе игры могут достаточно долго удерживать внимание на одном объекте. Поэтому занятия строятся в игровой форме с чередованием видов деятельности и объектов внимания.

- Маленький объем внимания: одновременно в поле своего внимания удерживают 1 объект.

Поэтому: 1. Начинают обучение с действий, требующих соотнесения по одному свойству (только цвет, форма, размер) далее переходят к соотнесению по двум свойствам;

2. Количество объектов в два года – не более двух: двухместные матрешки, доска с двумя прорезями, разрезные на две части картинки;

3. Если убывающая величина – количество элементов сначала равно трём, постепенно увеличивается, но не превышает пяти (вкладыши – формочки, пирамидки…)

                      К трем годам количество объектов увеличивается.

Воля – низкий уровень развития воли, поэтому общение с другими детьми кратковременно и конфликтно. Играют, действуют не сообща, а рядом друг с другом.

Так как ребёнок зависит от внешних стимулов, определяющих его поведение, то поведение ситуативно.

Дети 1-3 лет эмоционально неустойчивы, быстро переходят из одного эмоционального состояния в другое. Обучение строится так, что воспитатель может говорить понемногу с каждым ребёнком, и не рассчитано на работу с группой как с единым целым.

Дети 2-3 лет очень активны, они любят много двигаться, бегать, играть в догонялки. Желательно придать таким играм целенаправленный характер, с их помощью ребёнок может осваивать пространство и учиться ориентироваться в нем.

2. Еще одно условие для успешного развития предметно-манипулятивной деятельности – постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребёнком. В поле зрения ребёнка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта.

3. Следующее условие – любое действие осваивается ребенком постепенно. Об успешном освоении действия говорят следующие показатели:

а) Хорошо представляет конечный результат (например, знает как должны располагаться кольца в пирамидке);

б) Ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (соотносит расстояние между стержнем и кольцом пирамидки, соотносит отверстие в кольце и стержень);

в) Владеет движением (с первого раза надевает кольцо на пирамидку);

г) Контролирует сои действия на основе сенсорных ориентировок (исправляет допущенную ошибку).

4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Для этого нужно знать этапы развития предметно-манипулятивной деятельности.

1 этап-формирование предметного действия (по Эльконину – 4 стадии):

1 стадия – совместное выполнение действия ребенка со взрослым;

2 стадия – совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам);

3 стадия – выполнение действия ребенком на основе показа взрослым;

4 стадия – самостоятельное выполнение на основе вербальных подсказок и указаний взрослого.

2 этап – перенос действия:- с одного предмета на другой, - в иную ситуацию.

      Перенести иную ситуацию детям раннего возраста трудно, так как привязаны к определенной ситуации выполнения действия.

3 этап – возникновение игровых действий: использование игрушки вместо реальных предметов из мира взрослых и воспроизведение в игре действий.

Содержание работы с детьми от 1 года до 3 лет по предметно-манипулятивной деятельности.

  1. Выделение признаков объектов.

Цвет – игры  в которых дети упражняются в различении и назывании основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый и ахроматических цветов: белый, черный. Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки – игрушки, одежда; В начале предлагают детям группировать предметы контрастных цветов (красный-синий, желтый-синий, белый-черный), затем переходят к группировке близких цветов (синий-зеленый, желтый-красный).

Величина:большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, тяжелый-легкий.

Любая величина изучается в сопоставлении и сравнении. Объекты сравнивают по размеру: визуально (на глаз), путем прикладывания, помещение одного в другого (матрешки, вкладыши), по весу. Сюда же относятся ситуации- много-мало.(много в банке, мало в в чашке).

Форма: одинаковая-разная.

Задания типа «найди пару», «найди такой же»- для этого используются пазлы, конструктора.

  1. Выделение количественных характеристик множеств

а) один-много. Характеристика «много» оценивается визуально, но не требует перерасчета.

б) один, два – через рассматривание частей тела, парных предметов (рукавички две, а шарф, шапочка – одна…)

  1. Пространственное расположение предметов

а) расположение относительно замкнутой линии (внутри-снаружи) – эти характеристики формируются в речи во время игры и различной деятельности детей: кукла в домике, она внутри; дверь закрыли, зайка остался снаружи и т.д.

б) расположение в пространстве- в играх и речевом общении постоянно используются предлоги и наречия. Для этого используют «ситуации по заданию»: встань на коврик; спрячь под стол и т.д.

Используют также подвижные картинки.

в) расположение на линии (между, за, перед, следом)- Понимание расположения предметов при расположении: кукла перед мишкой; кто следом за куклой? Используют сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок».

Предметно-игровая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

        

Многие годы в нашей стране общественное, а не семейное воспитание считалось приоритетным в развитии личности ребенка. Современная педагогика доказала актуальность и приоритетность семьи в воспитании ребенка. Именно с помощью родителей дети усваивают нормы поведения, определенные знания, основы национальной и общей культуры.

Вопросы каждой команде:

  1. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием – (замысла)
  2. Что является структурным компонентом игры? – (сюжет, содержание, роль)
  3. Психические процессы, формирующиеся в процессе сюжетно-ролевой игры… (мышление, воображение, память)
  4. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношение детей в игре – это … (сюжет)
  5. Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это … (наличие атрибутов)
  6. Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
  7. Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)
  8. Назовите сюжетно-ролевые игры с производственным сюжетом («магазин», «поликлиника», «кафе», «школа», «парикмахерская» и т.д.)
  9. Назовите сюжетно-ролевые игры с общественно-политическим сюжетом (в «войну», «в индейцев», «в спасателей» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Именно ранний...

Сенсорное развитие предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста

Презентация освещает работу воспитателя по развитию сенсорной культуры у детей раннего возраста...

Выступление на ГМО на тему: "Организация игровой деятельности детей среднего возраста"

Организация игровой деятельности детей в средней группе.Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и от...

Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Авторы:  Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В.,  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...

Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами.

Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышл...