Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада (часть 2)
статья

Вершинина Наталья Васильевна

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 3 группы т.е. состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.

Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе НОД (занятий), специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.

В первом случае нами прежде всего создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка.

В процессе НОД мы организуем образовательную деятельность всех детей, формируем умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучаем детей новым знаниям, умениям, развиваем познавательную активность.

При определении общего режима для детей четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Режимные процессы начинаем проводить вначале с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенности переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании. Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т.е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших. Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми

Когда приходят младшие дети то они попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям. Это и является результатом повседневной и кропотливой работы нашей работы, правильной организации жизни и самодеятельности детей. В разновозрастной группе НОД организуются в первую и вторую половину дня. В зависимости от вида НОД, их содержания, допустимы различия формы «подключения» к ним детей, отличающихся по возрасту. Занятия (например, по рисованию и лепке, конструированию) могут начинаться одновременно со всеми детьми, но младшие заканчивают раньше и идут играть под присмотром помощника воспитателя.

Практика показывает, что однотемные НОД в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды НОД. Так, например, на занятии по ФЭМП детей четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда.

В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения посредством дидактической игры в разновозрастной группе детского сада.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – уст...

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...

Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающи...

Доклад на тему: «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...

Особенности работы в разновозрастной группе детского сада

Сложности в работе в разнолвозрастной гркппе дс...

Особенности работы в разновозрастной группе детского сада

Особенности работы в ДОУ с разновозрастными группами...