программа клуба родителей детей подготовительной группы "Школа первоклассных родителей"
методическая разработка

Редькина Надежда Вадимовна

Пояснительная записка

          Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

         Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

        Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

       Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.

         Программа рассчитана на учебный год. Заседания родительского клуба проводятся 3 раза в год.

   Актуальность.      

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного. Организация взаимодействия ДОО и семьи в форме родительского клуба «Школа первоклассных родителей» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОО, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

     

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи.

 Целью является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

2. Повышать педагогическую культуру родителей;

3.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

 5.Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Ожидаемые результаты

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;

3. Оптимизация детско-родительских отношений;

4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;

3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;

6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на само- помощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

7. Доброжелательность, открытость и партнерство.

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы клуба

  • Беседы и дискуссии за круглым столом;
  • Анкетирование;
  • Обсуждение педагогических ситуаций:
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
  • Практические советы и рекомендации;
  • Тренинги;
  • Презентации семейного опыта;
  • Мастер-класс.
  1. Материально-техническое оснащение
  • Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
  • Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
  • Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
  • Наглядный и раздаточный материал

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_pervoklassnye_roditeli.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 20 «ДЮЙМОВОЧКА»

ГОРОДА ГАЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ (МАДОУ №20)

462634, Оренбургская область, г.Гай, улица Челябинская, 124 «Б»

Телефон (35362) 40316 e-mail: doy20-gai@mail.ru

Программа

родительского клуба

«Школа первоклассных родителей»

Педагога – психолога: Ширинских Н.В.

2019-2020 уч.г.

Оглавление

№п/п

Наименование

Страница

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

5

3

Цель и задачи

6

4

Ожидаемые результаты

6

5

Принципы взаимодействия с родителями

6

6

Формы работы клуба

7

7

Материально-техническое оснащение

7

8

Тематический план работы родительского клуба «Школа первоклассных родителей» на 2019-2020 учебный год

8

9

Список используемой литературы и интернет источников

9

10

Приложения

1.

  • Заседания родительского клуба «Школа первоклассных родителей» №1
  • Заседания родительского клуба «Школа первоклассных родителей» №2
  • Заседания родительского клуба «Школа первоклассных родителей» №3

2.Конспекты заседаний

10

Паспорт программы

Наименование программы

Программа родительского клуба «Школа первоклассных родителей»

Основания для разработки

-Федеральный закон от  29.01.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  

-Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением -Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года №26;

-Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».

-Устав МАДОУ детский сад №20 «Дюймовочка»

Научно-методические основы разработки Программы.

1. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

2. Я – компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).

Объект Программы

Процесс сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в вопросах подготовки детей к школе.

Предмет Программы

Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников

Основной разработчик программы, соавторы

Ширинских Надежда Вадимовна, педагог-психолог, руководитель программы родительского клуба «Школа первоклассных родителей»

Целевая группа

Родители детей 6-7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение

Цель программы

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников; привлечение родителей  к сотрудничеству с коллективом дошкольного учреждения в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе

Задачи программы

1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

2. Повышать педагогическую культуру родителей;

3. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

5. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада

Срок реализации

2019-2020  учебный год

Ожидаемые конечные результаты

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;

3. Оптимизация детско-родительских отношений;

4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

Система контроля

Показатель удовлетворенности родителей совместной работой (анкетирование, книга отзывов и предложений)

Пояснительная записка

          Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

         Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.

        Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.

       Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т.д.

         Программа рассчитана на учебный год. Заседания родительского клуба проводятся 3 раза в год.

   Актуальность.      

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного. Организация взаимодействия ДОО и семьи в форме родительского клуба «Школа первоклассных родителей» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОО, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

     

Цель и задачи.

 Целью является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

2. Повышать педагогическую культуру родителей;

3.Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; 4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

 5.Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

Ожидаемые результаты

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;

2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;

3. Оптимизация детско-родительских отношений;

4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;

3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;

6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на само- помощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

7. Доброжелательность, открытость и партнерство.

Формы работы клуба

  • Беседы и дискуссии за круглым столом;
  • Анкетирование;
  • Обсуждение педагогических ситуаций:
  • Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
  • Практические советы и рекомендации;
  • Тренинги;
  • Презентации семейного опыта;
  • Мастер-класс.
  1. Материально-техническое оснащение
  • Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
  • Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
  • Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
  • Наглядный и раздаточный материал

Тематический план работы родительского клуба «Школа первоклассных родителей» на 2019-2020 учебный год.

№ заседания

Тема

Цель

Дата

Заседание №1

Готовность ребенка к школьному обучению

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности детей к школьному обучению.

Октябрь 2019г.

Заседание №2

«Готовимся к школе в игре»

Познакомить родителей с литературой, с конкретными играми благодаря  которым можно подготовить ребёнка к школе

Январь 2020г.

Заседание №3

«Итоговое родительское собрание «Психолого - педагогическая готовность к школьному обучению»

Подведение итогов и эффективности работы детско-родительского клуба; обсуждение результатов мониторинга готовности детей к школе

Май 2020г.

Список используемой литературы и интернет источников

1. О.В.Бережнова «Работа с семьей при подготовке детей к школе» (лекторий для родителей будущих первоклассников), С.-П. «Детство-Пресс», 2011г

2. Р.Н. Ситдикова «Опережающее обучение ребенка», Челябинск, 2012.

3. Р.Н. Экгардт «Книга для обучения детей быстрому чтению», Челябинск, 2012.

https://docviewer.yandex.ru/view/226345073/

http://kladraz.ru/blogs/ala-aleksevna-kondrateva/konsultacija-dlja-roditelei-gotovim-buduschego-pervoklasnika.html

https://infourok.ru/anketa-dlya-roditeley-buduschih-pervoklassnikov-741441.html

Приложение 1.

Заседание родительского клуба №1

«Готовность ребенка к школьному обучению».

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовленности детей к школьному обучению.

Задачи:

- Познакомить родителей с основными видами готовности детей к школе.

- Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе.

-Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

I. Приветствие.

Педагог-психолог: «Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе и её компонентах. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна».

Игра «Да - нет»

А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день, и я предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите?

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь?

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?

Дайте мне тогда ответ.

Помочь, откажитесь нам?

Последнее спрошу вас я

Активными все будем?

II. Основная часть.

 «Школьная готовность ребёнка к школе» – раскрытие понятия.

Педагог-психолог: Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Для этого давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.

Практическое задание №1.

Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, педагог-психолог обобщает ответы родителей, составляя «портрет» идеального (по мнению родителей) первоклассника.

Педагог-психолог: Уважаемые родители, вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте подробно рассмотрим понятие готовности к школе.

Прошу вас обратить внимание на эту схему (психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске). Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм, так как, в подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит ребёнку справиться с физическими нагрузками, которые ему придётся переносить в школе. Ведь сидеть прямо в течении 35 минут урока требует определённой физической подготовки. А таких уроков будет 3-4 в день. Если ребёнок будет сильно уставать, то это, несомненно, негативно скажется на результатах обучения.

Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности.

Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т.е. то, чему он научился в детском саду. Порядковый и количественный счёт, знание геометрических фигур, словарный запас, умение дифференцировать звуки, сведения об окружающем (животных, транспорте, временах года и т.д.), знание букв и прочее. От того, с какими знаниями, умениями и навыками пришёл малыш в школу очень многое зависит. Поэтому, в оставшееся до школы время, уделите этому вопросу внимание. Поиграйте со своим ребёнком в “Занимательные фигуры” или “Назови одним словом”; уточните, знает ли он времена года, дни недели, названия зверей и птиц; умеет ли связно рассказать о каких-либо событиях. Это поможет вашему малышу закрепить полученные знания и умения, обрести уверенность в себе.

Следующий вид готовности к школе -это психологическая готовность, которая включает в себя интеллектуальную готовность, мотивационную готовность, коммуникативную готовность и эмоционально-волевую готовность. Кратко рассмотрим каждый из компонентов.

- Интеллектуальная готовность - данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

 Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка.    

Показателем интеллектуальной зрелости можно считать и уровень общей осведомлённости ребёнка, его кругозор и эрудицию. Осведомлённость – это показатель того, что ребёнок любознателен, хочет знать «что?», «зачем?» и «почему?». Поэтому как можно больше беседуйте с ребёнком на разные темы, отвечайте подробно на все его вопросы. Этим вы поддержите любознательность ребёнка, желание узнать что-то новое и подготовите его к восприятию учебного материала.

- Мотивационная готовность.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение: к школе, учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу” Но это “хочу” будет разным.

Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель как у брата” или “хочу красивый пенал”.

Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Давно известно, что заставить ребёнка учиться невозможно, если он сам этого не захочет, ведь всегда приятнее что-то делать по собственному желанию. Мотивационная готовность к школе начинается с хорошего отношения ребёнка к самому себе и веры в возможность быть лучше. Большое влияние на мотивацию оказывает и то, что и как говорят родители о школе, что поощряют в поведении ребёнка.

- Коммуникативная готовность.

а) Умение устанавливать контакт с учителем, сохранении чувства дистанции.

В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.

б) Умение войти в детский коллектив зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым «тихоням». Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив.

- Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.

Необходимо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере. Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

Практическое задание № 2

Родителям предлагается разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания — до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.

1 ситуация. Мама говорит о своей дочери: “Ирочка у нас спокойная, сидит с игрушками и что-то шепчет. Прямо “золотой” ребенок, не то, что другие”.

2 ситуация. Мама Игоря уверена, что мальчик имеет достаточный запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с сыном она узнала, что у него нет желания идти в школу.

3 ситуация. Бабушка рассказывает о Мише, как о довольно развитом мальчике. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Миша пошел в первый класс с большой радостью, но с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

4 ситуация. Мама Оли рассказывает: «С двух лет она росла среди детей, но все равно остается очень несмелой, робкой. На занятиях в саду не отвечает, пока воспитатель не спросит. От ребят из своей группы старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».

III Заключительная часть.

Родителям предлагается анкета-рефлексия.

После заполнения родителями анкеты психолог подводит итоги и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

Заседание родительского клуба №2

 «Готовимся к школе в игре».

Задачи:

- Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.

- Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

- Развивать у родителей навыки рефлексии

Приветствие.  

Педагог-психолог: Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.

На предыдущей встрече мы с вами знакомились с видами готовности к школьному обучению ребенка. Сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. А также эти игры можно использовать в домашнем кругу, это будет способствовать сплочению вашей семьи.

Основная часть.

Практическое задание

Родителям предлагаются карточки с фразами, которые довольно часто употребляют родители. Участникам необходимо прочитать и попробовать ответить, какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики?

« Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником” (утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности);

«Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!» (Прямая угроза наказания.У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др.);

«Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно»( на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх «унижением» делает ответственным за свою самооценку ребенка).

Память

Игра в слова

Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВниманиеСлон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы ты бы разделил эти слова?

Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели».

Игра «Я положил в мешок»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки», следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы», третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Игра «Каскад слов».

Просим ребёнка повторять слова, начинаем с одного слова, затем называем два. Ребёнок их повторяет в той же последовательности.

Огонь;

Дом, молоко;

Конь, гриб, игла;

Петух, солнце, асфальт, тетрадь;

Крыша, пень, вода, свеча, школа..ит.д. до 10 слов

Мышление

Игра “Назови одним словом”

- Март, апрель, январь, июнь   - это ….

- Хлеб, молоко, колбаса, макароны - это…

- Стол, стул, диван, шкаф - это…

- Тарелка, чашка, ложка, стакан - это…

- Молоток, пила, топор, лопата - это….

- Тетрадь, учебник, ручка, альбом - это …

- Холодильник, утюг, пылесос, телевизор – это…

«Смысловой ряд»  

Какое будет четвёртое слово

- Лиса-нора, медведь - (берлога)

- Сахар- сладкий, лимон -

- Больница – лечение, школа –

- Осень- дождь, зима –

- Утка- утёнок, курица –

Игра «Продолжить ряд»

- Транспорт – это самолёт,…

- Времена года – это зима,…

- Дни недели – это понедельник,…

- Дикие животные – это медведь,…

- Домашние животные – это кошка,..

- Обувь это – туфли, …

«Четвёртый - лишний»

 Необходимо выбрать четвёртый лишний предмет:

- Яблоко, груша, помидор, апельсин.

- Козлёнок, телёнок, лошадь, котёнок.

- Шапка, кепка, пальто, косынка.

- Карандаш, стакан, ложка, тарелка.

- Собака, волк, кошка, коза.

Внимание.

Игра «Запрещенная цифра»

Играющие становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа (от 1 до 10). Перед этим выбирается одно какое – то число, которое нельзя произносить вслух, вместо него играющий хлопает в ладоши, затем количество запретных чисел увеличивается.

Игра «Хлопни в ладоши». Называем разные слова, просим детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат название животного.

Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, коза, мяч, кошка, стол, собака  и т.д.

Мелкая моторика

«Игры с рисованием».

Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучатся письму – то предлагаем порисовать. Рисуем в воздухе квадратики , кружочки, лабиринты (наиболее интересно, когда ребёнок рисует для родителя, а родитель - для ребёнка).

«Улитка»

Исходное положение: указательный, средний и безымянный палец прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди? потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

Улитка, улитка! Высуни рога.

Дам тебе я хлеба или молока!

Произвольная сфера

Задание «Нарисуй и зачеркни»

На столе перед ребенком находится лист бумаги и простой карандаш, предлагается:

-  нарисовать1 прямоугольник, 3 треугольника, 1 квадрат,1 круг и зачеркнуть третью фигуру.

- нарисовать 3 круга, 1треугольник, 2 прямоугольника и зачеркнуть вторую фигуру.

- нарисовать 1 прямоугольник, 2 квадрата, 3 треугольника и зачеркнуть пятую фигуру.

Графический диктант

 1 задание.  Отступите от точки 1 клеточку и во второй нарисуйте 1 кружок. Пропустите клеточку. Нарисуйте столько кружков, сколько лапок у собаки. Сколько всего кружков? Дорисуйте на этой же строчке столько же кружков. Сколько всего кружков вы нарисовали? Возьмите синий карандаш и закрасьте два первых кружка и два последних. Сколько цветных кружков? Сколько осталось? Заштрихуйте эти кружки.

2 задание. От точки отступить 2 клеточки и в третий  нарисовать круг.  Заштриховать его. От заштрихованного кружка вправо рисуем 1 кружок и влево 1 кружок, рисуем 1 кружок над заштрихованным и под ним.

Заключительная часть.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Ритуал прощания

Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения «Чтобы помочь нашим детям стать хорошими учениками, я …»

Далее родителям вручаются памятки «Рекомендации родителям по формированию психологической готовности к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"

В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба....

Спортивный досуг "Экскурсия в фитнес клуб" для детей подготовительной к школе группы

Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой, развивать умения творчески использовать свой двигательный опыт в условиях  эмоционального общения со сверстниками....

Программа встреч с родителями детей подготовительной группы с элементами тренинга «Мамина школа»

Программа встреч с родителями детей подготовительной группы  с элементами тренинга   «Мамина школа»...

Рабочая программа клуба «Здоровье детей в руках родителей» 2016-2017 учебный год

Здоровый образ жизни - образ жизни, способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья....

Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"

         Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...

Программа кружка для детей подготовительной группы "Шахматный клуб"

В статье описывается актуальность обучения детей игре в шахматы, цели и задачи, календарно-тематическое планирование....

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?".

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?"....