Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».
опыты и эксперименты (младшая группа)

Беликова Наталья Петровна

«Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно».

 

                                                                                   Н.М.Амосов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_belikova_n.p._ispravlennyy.docx951.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №16»F:\аттестация для примера\Аттестация Беликовой Н.П\1579526945_56-109.png

Опыт работы
«Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста».

                                                                      Автор опыта воспитатель:

                                                                                              Беликова Н.П.

2015г

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ                                                                                   МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ                                                                                                               «ДЕТСКИЙ  САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №16»

БЕЛИКОВОЙ НАТАЛЬИ ПЕТРОВНЫ

ТЕМА ОПЫТА.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ  И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕй РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ИДЕЯ ОПЫТА.

УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Структура описания обобщенного педагогического опыта

  1.      Основные характеристики опыта                                    
  1.      Краткая аннотация
  2.      Актуальность опыта
  3.      Условия становления опыта
  4.      Новизна опыта
  5.      Трудоёмкость опыта                        
  6.      Адресная направленность
  1.      Теоретическая база опыта  
  2.      Технология опыта

     4.       Результативность  опыта

     5.       Список литературы

     6.       Приложения

Ф.И.О. Беликова Наталья Петровна

Образование: средне специальное

 Название (полное) учебного заведения, год его окончания: Витебский индустриально – педагогический техникум 1983год

Специальность по диплому: мастер производственного обучения.

Место работы:МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»

Должность:воспитатель

Педагогический стаж: 36 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 36 лет:

Квалификация:высшая категория

Награды:

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА Администрации Тульской области департамент образования.2003г.

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА Министерство образования и науки Российской

Федерации. 2008г.

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА Комитета по образованию и науке администрации муниципального образовании город Новомосковск 2013г. Победитель(1место)

Городского пушкинского конкурса «Мы чтить тебя привыкли с детских  лет..»

В номинации « Авторская театральная кукла».

ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА Комитета по образованию и науке  администрации муниципального образования город Новомосковск 2013г

.

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО за организацию мастер – класса Третьего детского фестиваля Православной культуры «СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ» 2014г.

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО Главы муниципального образования город Новомосковск 2014 г.

Описание: Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий  в работе с детьми дошкольного возраста

.        

«Если нельзя вырастить ребенка,  чтобы он совсем не болел,  то, во всяком случае,  поддерживать его высокий уровень    здоровья вполне возможно».

                                                                                   Н.М.Амосов

  1. Основные характеристики опыта

Условия формирования опыта.

Одним из видов деятельности нашей образовательной организации является физкультурно-оздоровительное развитие детей, поэтому работая в данном направлении:

1. Изучила новинки методической литературы по теме: «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».

          2.Ознакомилась с парциальными   программами   «Физическая культурадошкольникам»,   автор: Л. Д.  Глазырина,    Программа   «Здоровье»,

автор: В.Г. Алямовская.Программа «Театр физического воспитания для дошкольников», автор: Н.Н. Ефименко.

3. Имею наработанный опыт по работе с детьми раннего возраста  в режиме инноваций.

4.Итоговая диагностика констатировала  рост качественных показателей по усвоению образовательной программы в группах образовательной организации, в которых использовала приемы и методы здоровьесберегающих технологий.

Все выше перечисленное и натолкнуло на формирование данного опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий, направленного на укрепление здоровья детей раннего возраста.

   1.1. Краткая аннотация

Вашему вниманию представлен полезный опыт работы, который расскажет каждому желающему о том, как правильно применять здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста, так как ранний возраст это возраст, который ограничен малыми возможностями самих малышей, но одновременно очень важный период в жизни человека, в котором закладываются все основные кирпичики его будущего благополучия. Вначале материала раскрывается актуальность опыта, условия становления опыта, дается определение понятия  "здоровьесберегающая технология", раскрываются формы и методы работы по укреплению здоровья детей раннего возраста путем использования инновационных здоровьесберегающих технологий:пальцеигротренинг,  динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и другие ее виды.

1.2 Актуальность опыта

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающееразвитие и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей  и  если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,  в том числе их эмоциональноеблагополучие, создание условий безопасной развивающей предметно-пространственный среды, комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Здоровье нации- одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.

Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.  Поэтому внедрение и  реализация здоровьесберегающих технологий в работе с детьми  становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если:  учитывается состояние здоровья ребёнка и его индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм, методов и средств развития.

Внедрение здоровьесберегающих технологий улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, повышает познавательную активность.  Такимобразом актуальность настоящего опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Одним из путей решения данной проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современной дошкольной образовательной организации.

          Из вышесказанного можно сделать вывод, чтоактуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья  детей раннего возраста. Одним из путей решения этой проблемы является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

1.3   Условия становления опыта

       Опыт работы над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья  детей  раннего возраста» сложился постепенно. Опыт формировался мной на протяжении ряда лет. Вся проводимая работа была нацелена на то,  чтобы найти разнообразные формы работы с детьми раннего возраста для обеспечения  ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые  навыки, умения и знания  по здоровому образу жизни, научить  использовать полученные знания в повседневной жизни, укрепить здоровье детей, привить любовь к физической культуре и спорту.

1.4   Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих  технологий для  сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей через:

  • внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • использование различных  методов и  приемов для мотивации к здоровому образу  жизни;
  • использование ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей  укреплению здоровья детей.

1.5   Трудоёмкость опыта

Основная проблема, которая встала передо мной - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

      Для решения данной работы мною были разработаны и составлены:

  • картотеки элементов здоровьесберегающих технологий: пальцеигротренинга, офтальмоттренинга (гимнастика для глаз), дыхательной гимнастики, физульт-минуток, игровых упражнений, подвижных игр и др.;
  • разработаны конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий;  
  • диагностики, направленные на исследование уровня физического  здоровья детей;
  •  анкеты для родителей;
  • Проекты  для родителей и педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии»; »Формирование культурно – гигиенических навыков – первая ступенька к здоровому образу жизни».

     Мною оформлены:

  • буклеты для родителей «Поможем ребенку быть здоровым»;
  • информационная газета «Здоровье ребенка»;
  • папка-передвижка: «Ключи к здоровью Вашего малыша»;
  •  консультативный материал;
  • цикл игр по песочной терапии, способствующий укреплению

психофизического здоровья: «Играем с пеком»;

  • циклрелаксационных игр и упражнений: «Учимся расслабляться»;
  • информационный стенд для педагогического коллектива «Внедрение здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ»;
  • информационные карточки;
  • для родителей разработаны консультации, памятки, буклеты;
  •  изготовлено нестандартное физкультурное оборудование: офтальмологические таблицы, пособия для развития дыхания, пальчиковые игрушки для использования в процессе проведения пальцеигротренингов и так далее,что потребовало минимальных финансовых затрат;
  • разработан Перспективный план по использованиюздоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми раннего  возраста.

       1.6. Адресность опыта

Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, которые используя работе с детьми раннего возраста данный опыт, смогут повысить качество работы с детьми, сформировать физические качества,  присущие для данного возраста, смогут снизить процент заболеваемости детей.  Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги - психологи, родители.

Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении НОД, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой основной общеобразовательной программе.

Работа по укреплению здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий может быть организована с самого раннего возраста, а именно от 1.6 до 3 лет.

Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий

2. Теоретическая база опыта

         Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература,

освещающая  вопросы здоровьесберегаюших технологий, используемых в работе с детьми раннего возраста,   а также вопросы физического воспитания, задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными  и разработчиками методики физического воспитания, какое место  занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т.И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

В основуданного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации, изложенные в работах В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии»,  Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога» и других педагогов, Гаврючиной Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии  - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми  направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и их родителей.

В настоящее время в работе с детьми я  использую  следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технология сохранения и стимулирования здоровья

- технология здорового образа жизни

- коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется мной в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

- непосредственно образовательная деятельность физкультурной направленности;

-самостоятельная деятельность детей

-  подвижные  игры

-  элементы дыхательной гимнастики

-утренняя гимнастика

-двигательно-оздоровительные физкультминутки

-гимнастика для глаз

-релаксация

-пальцеигротренинг

-гимнастика пробуждения

3. Технология опыта

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми раннего возраста я использую здоровьесберегающие технологии -  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

Применяя такие методы как: динамические паузы, подвижные игры, релаксацию, гимнастику: пальчиковую, для глаз, дыхательную; НОД, я тем самым повышаю результативностьвоспитательно- образовательного процесса, формирую у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировать листы адаптации, япровожу мониторинг исходного уровня развития детей. В процессе мониторинга я использую: метод наблюдений, дидактические и подвижные игры, физические упражнения соответствующие возрасту детей.

 Изучив полученные результаты, я наметили план дальнейшей работы и поставили для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитанникам возможность сохранения здоровья. А также использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическую деятельность я строю  в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребёнка, что позволяет осуществлять контроль за  здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс  полностью оснащён необходимыми материалами и пособиями, программой развития группы раннего возраста, картотеками упражнений, подвижный игр, физических упражнений, конспектами и дидактическими играми. В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребёнку я  организую, педагогический процесс на основе мониторинга достижений детей и в результате её выставляю перспективу работы с каждым ребёнком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе я  создала  уютную обстановку, тем самым обеспечив все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно. Совместно с родителями создали развивающую предметно- пространственную среду, которая способствует укреплению здоровья детей: стандартное оборудование (обручи, мячи, скакалки, кегли, кубики); нестандартное оборудование (мешочки с песком, «дорожки здоровья»и т.д.).Таким образом, проанализировав вышесказанное, я  с уверенностью могу  сказать о создании здоровьесберегающей среды в группе.

Проведение с детьми раннего возраста непосредственно образовательной деятельности по развитию движений два – три  раза в неделю способствует не только физическому развитию малышей, но и формирует у них навыки, которые непосредственно закрепляются в образовательной деятельности в группе. Эта работа организуется и проводится в различных игровых формах. (Приложение)

Работа педагогов является целостной системой, в которой сочетается охрана и укрепление здоровья ребёнка, происходит совмещение функций детского организма и формируется физическое развитие.

Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста, которые организую я - подвижные игры – средней и малой подвижности. Предусмотренные планированием игры я провожу как  на утренних, так  и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Разработанные С.Н.Теплюк «Игры на прогулке с малышами» способствуют не только развитию игровых навыков ребёнка, но и служат формированию здоровья малышей. (Приложение)

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым не  только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться  лишь при правильном выполнении закаливающих процедур: босохождение, контрастное закаливание, обливание рук до локтя и др.

Большое внимание я уделяю использованию «дорожек здоровья», используя их в установленное режимом дня время после дневного отдыха малышей. Использование «дорожек здоровья» способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества малышей; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.  Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных приемов и методов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В образовательной деятельности с детьми я применяю различные здоровьесберегающие  технологии, направленные на сохранение и развитие здоровья малышей. Так как насколько здоров ребёнок - настолько он и развит. (Приложение)

Ежедневно в своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Палцеигротренинг проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Егопровожу  как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Я считаю, что пальцеигротреннинг полезен  всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью.(Приложение)

Братики-пальчики

Этот пальчик хотел спать (загнуть мизинчик),

Этот пальчик шмыг в кровать (загнуть безымянный пальчик),

Этот пальчик лишь вздремнул (загнуть средний),

Этот пальчик враз уснул (загнуть указательный),

Этот пальчик крепко спит (загнуть большой),

Никто больше не шумит!

Зайчик

Зайчик-зайчик, где твой хвостик (прыгать)?

Здесь (руки за спину)!

Зайчик-зайчик, где твой носик (прыгать)?

Здесь (показать нос)!

Зайчик-зайчик, лапки где (прыгать)?

 Здесь (показать руки)!

Зайчик-зайчик, а ушки где (прыгать)?

Здесь (показать ушки)!


Машина

Би - би - би - гудит машина. (дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)

Тук - тук - тук - мотор стучит. (ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, - Он так громко говорит. (ритмично потопывают ногами)

Шины трутся о дорогу. Шу - шу - шу - они шуршат. (потирают ладони)

Быстро катятся колеса. Та - та - та - вперед спешат. (делают ритмичную «вертушку» руками)

2. Офтальмотренажер способствует снятию напряжения мышц глаз, упражнения офтальмотренажера провожу  каждый день по 3-5 минут в любое свободное время. Во время проведения данной гимнастики  обязательно  использую наглядный материал.(Приложение).

Гимнастика для глаз для детейhttp://www.vse-pro-detey.ru/wp-content/uploads/2014/11/gimnastika-dlya-glaz-detyam.jpg

Вот стоит большая ёлка,   (вверх)

Вот такой высоты.            (влево)

У неё большие ветки,        (вправо)

Вот такой ширины.(вниз)

Есть на ёлке даже шишки, (вверх)

А внизу – берлога мишки.(влево)

Зиму спит там косолапый  (вправо)

И сосёт в берлоге лапу.     (вниз)

Глазки закрыть

3. Игровую  оздоровительную  гимнастику  (гимнастику пробуждения) провожу по 5-10 минут ежедневно после дневного сна. В её комплекс ввожу  упражнения на кроватках для лучшего пробуждения детей, упражнения для правильной осанки. Для профилактики я  попросили каждого родителя изготовить коврик с нашитыми на него пуговицами (индивидуально для каждого ребёнка). Детям очень нравится ходить по такому коврику. Пуговицы достаточно хорошо массажируют ступни детей, укрепляют связочный аппарат и мышцы стопы, так же данное упражнение корректирует плоскостопие, что немаловажно - на мой взгляд, это очень полезная процедура.(Приложение)

 «В гостях у солнышка»

1. "Улыбаемся солнышку" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх, помахать ими, улыбнуться.

2. "Прячемся от солнышка" -И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Повернуться вокруг своей оси, переступая ногами по кругу.

3. "Загорают ножки" - И.п.   сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Сгибать и разгибать ноги. 

4. "Радуемся солнышку" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Подпрыгивания на месте.

"Ладошки"

1. "Покажи ладошки" - И.п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки вытянуть ладошками вперёд, сказать: "Вот!" Вернуться в и.п.

2. "Хлопни по ладошке" - И.п.: то же. Присесть, хлопнуть в ладошки, встать.

3. "Поиграем пальчиками" - И.п.: сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Сжимать и разжимать кулачки в течение 20 секунд.

4. "Достань ладошками до колен" - И.п.: сидя, ноги вместе, руки опущены.  Наклониться вперёд и хлопнуть ладошками по коленкам. Вернуться в и.п.

5. "Дружные ладошки" - Дети находят себе пару, выходят из спальни, держась за руки.

“Забавные котята”

1. "Котята просыпаются” - И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую руку, затем левую, потянуться,  вернуться в и. п. 

2. "Потянули задние лапки” - И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3. "Ищем друга” - И. п.: лежа на животе. Приподнять голову, поворот головой влево-вправо, вернуться в и. п.

4.  "Котенок сердитый" - И. п.: стоя на четвереньках. Приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

5. "Котенок ласковый" - И. п.: стоя на четвереньках. Голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

4. Дыхательную гимнастику  так же провожу ежедневно в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.

Греем руки

Исходная позиция: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, ладошками к лицу.

Вдох. Длительный выдох на руки.

Повторить 4—5 раз.

Рубим дрова

Исходная позиция: стоя, ноги на ширине плеч, руки опушены.

Руки поднять вверх — вдох. Наклониться вперед (имитация рубки дров) — выдох. Повторить 3 раза.

Каша кипит

Исходная позиция: сидя, одна рука лежит на животе, другая — на груди.

Втягивая живот и набирая воздух в легкие — вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот — выдох. При выдохе громко произносить: «Ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

Часики идут

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Размахивая прямыми руками вперед и назад произносить: «Тик-так».

Повторить 8—10 раз.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

 Звонкий петушок

Исходная позиция: встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки через стороны — вдох; выдыхая хлопать руками по бедрам, произнося: «Ку-ка-ре-ку».

Веселый паровозик в пути

Ходьба по комнате, выполняя попеременные движения руками (руки согнуты в локтях) и приговаривая: «Чух-чух-чух». Продолжительность 20—30 секунд.

Вырасти большой

Исходная позиция: стоя прямо, ноги вместе.

Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох. Произнести: «У-х-х-х»!

Повторить 4—5 раз. Темп умеренный.

Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

Гуси летят

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у- v». Продолжительность 60 секунд.

Бросим мячик

Исходная позиция: стоя, мяч в опущенных руках.

Поднять руки вверх — вдох. Бросить мяч от груди вперед. При выдохе произносить длительное: «У-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

5. Много времени ежедневно уделяется  подвижным   играм, которые проводятся  мной и на прогулке и в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

Вороны

Задачи. Совершенствовать бег в сочетании с движениями рук; побуждать к подражанию взрослому; учить действовать в соответствии с текстом.

Содержание игры. Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны,

Кар-кар-кар!

(Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями, произнося «Кар-кар-кар!».)

Целый день они кричали,

Спать ребяткам не давали,

Кар-кар-кар!

(Продолжают бегать.)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают,

Кар-кар-кар!

(Садятся на корточки, ручки под щечку и засыпают, тихо произнося «Кар-кар-кар!».)

Я люблю свою лошадку

Задачи. Учить бегать галопом; развивать внимание, учить действовать по сигналу; развивать воображение, подражание.

Содержание игры. Дети имитируют наездников. На слова из стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик...» гладят, причесывают своих лошадок. На слова «И верхом поеду в гости...» скачут галопом (если еще не умеют, то как могут). Взрослый вначале действует с детьми, а они подражают ему. Затем дети действуют самостоятельно, а взрослый поощряет их.

6. Динамические паузы  организуются  во время НОД,  длительностью 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

7. Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление всего организма и отдельных частей тела. Для работы я использую спокойную классическую музыку, например звуки природы. Детям очень нравится выполнять такие упражнения.(Приложение)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
"Ленивая кошечка".
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а"
Упражнения на расслабление мышц лица.
"Озорные щечки".
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение на расслабление мышц ног.

"Лошадки".

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей я стараюсь  разумно сочетать оздоровительные и образовательные задачи, что обеспечивает развитие детей не в ущерб здоровью. Для себя я определила цель: формировать у детей мотивы самосохранения, развивать привычку думать и заботиться о своём здоровье.

Для  достижения поставленной цели,  я  формирую  навыки ухода за телом; создаю  условия для закаливания; формирую  навыки охраны  личного здоровья и здоровья окружающих; даю представление о функциях тела; учу детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрирую значимость правильного отношения к здоровью.

          В группе провожу  упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно - двигательного аппарата. (Приложение).

Как показывает наша практика, все выше перечисленные  методы мне  очень помогают в работе с детьми, поэтому и  в дальнейшем  необходимо  их использовать.

Особое внимание я уделяю ежедневным  проветриваниям помещения, соблюдению  температурного режима, чистоте в группе, хорошей освещенности, стараюсь создавать спокойную, доброжелательную обстановку, большое внимание уделяю обязательным ежедневным утренним и вечерним прогулкам, организуя их  с высокой двигательной активностью, так как все это является важнейшим фактором, который способствует развитию, сбережению и укреплению здоровья детей  раннего возраста.

Работа с родителями для меня  является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребёнка в детский сад мы строим совместную работу, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив. Работа осуществляется в тесном контакте со старшей медицинской сестрой, которая консультирует родителей по интересующим их вопросам: «Ваш ребёнок идёт в детский сад», «Особенности развития и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста», «Адаптация к детскому саду» и многие другие. Я  провожу  родительские собрания, на которых выбирается  актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы. Совместно с советом родителей  привлекаем родителей  к участию в жизни группы, Кроме этого  для  педагогической просвещенности родителей, провожу различные формы работы с ними, это и мастер-классы, деловые игры, круглые столы,  беседы, консультации, большое внимание уделяю наглядной агитации: ежемесячно выставляются папки-раскладушки, папки-передвижки,  выпуски ежемесячного группового журнала «Будь здоров»,информационные стенды,семинары-практикумы, буклеты,устному анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают мне  выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о нашей работе, найти новые пути сотрудничества.

С самого начала взаимодействия необходимо чётко организовать работу, чтобы помочь родителям уяснить задачи и специфику укрепления у детей  физического  здоровья, познакомить с данными статистики.

Главная цель в работе с родителями– помочь им осознать важность работы над проблемой; познакомить их с методами и приёмами укрепления у детей физического  здоровья; стимулировать к активному участию в создании благоприятной обстановке в семье, в детском саду.

В результате взаимодействия родители  осознают важность укрепления у детей физического здоровья, владеют методами и приёмами, становятся активными участниками в работе по укреплению здоровья детей,  что позволяет достичь более высокого уровня физического  здоровья  детей.

Одним словом коллектив группы работает в тесном сотрудничестве с  родителями своих воспитанников. Это приводит к положительным результатам по опыту прошлых лет.

Таким образом, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

  1. Результативность опыта

Вся проводимая мной работа с детьми.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ.

Показатель снижения заболеваемости детей (на одного ребенка в год)

2013г

2014г

2015г

20,6

18,0

15,5

   

Группы здоровья

Группы

2013

2014

2015

1 гр. здоровья

5 – 31%

3 – 17%

4 – 22%

2 гр. здоровья

7 – 44%

11 – 61%

12 – 67%

3 гр. здоровья

4 – 25%

4 – 22%

1 – 6%

4 гр. здоровья

___

____

1- 6%

Всего детей:

16

18

18


                      Уровень физического развития детей за три года:

2013

2014

2015

100%

94%

100%

   

Вывод: Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и  мелодичной.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно - оздоровительных, лечебно-профилактических  мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику и коррекцию  отклонений  физического  развития  воспитанников.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня

            .

Литература

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
  4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
  5. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
  6. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
  9. Овчинникова Т.С. Двигательныйигротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
  11. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
  12. Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
  13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.
  14. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
  15. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003 – 114 с

Приложение 1

Диагностические тесты.

Для детей 3-4 лет.

Физические качества

Критерии

I. Выносливость

1. Бег

Бег на 10м.

На выносливость

С изменением темпа (направления, с барьером, змейкой)

2. Ходьба

На носках, на пятках

В полуприседе

Босиком (трава, песок, гравий)

3. Прыжки

На 2х ногах (вместе, врозь).

Продвигаясь вперёд

Через предметы (h 5-10см.)

2.Сила

1.Метание

Набивного мяча 1кг.

В даль  (правой, левой рукой)

2.Прыжки

В длину с места см.

В высоту с места см.

3.Отжимание

На спине

4.Вис

Углом

На 2х руках

3.Гибкость

1. наклон туловища

На полу, вперёд, стоя, сидя

Повороты туловища

Наклоны туловища

4.Ловкость

1.Бег

По кругу взявшись за руки

За предметом или с ним

По прямой и извилистой дорожке

2.Подлезание, лазанье

По гимнастической скамье приставным шагом

Пролезание в обруч (грудью, боком)

Ползанье на четвереньках по скамье назад

3.Бросание, ловля

Катание мяча с горки и бег за ним

Бросание мяча вверх и ловля его

Бросание мяча о землю и ловля 2-мя руками

5.Координация движений

1.Динамическое равновесие

Пройти по верёвке прямо (h 6-10см.)

По доске (h 25см) и пролезть в обруч .

Ходьба с переступанием (h 20см.

2.Акробатические упражнения

Мышка, Аист, Лошадка

3.Метание в цель

Метание горизонтальную цель 1-ой рукой

Метание мяча снизу в цель (1,5-2м.)

Метание в движущую цель

Для детей 4-5 лет.

Физические качества

Критерии

I. Выносливость

1. Бег

Бег на 30м.

На выносливость

В быстром темпе (15-20мин.)

2. Ходьба

В темпе ускорения

В полуприседе

С преодолением препятствий

3. Прыжки

Подскоки на месте  (20 раз)

Продвигаясь вперёд 3м.

С ноги на ногу

2.Сила

1.Метание

Набивного мяча 1кг.

В даль  (правой, левой рукой)3,5-6,5м.

2.Прыжки

В длину с места (см).

В высоту с места (см).

 Высоту с разбега (см)

3.Отжимание

На спине (кол.сек.)

На руках (кол.раз)

4.Вис

Углом

На 2х руках

3.Гибкость

1. наклон туловища

На полу, вперёд, стоя, сидя

4.Ловкость

1.Бег

Со сменой ведущего

Преодоление полосы препятствий

Бег с увёртыванием

2.Подлезание, лазанье

По гимнастической лестнице приставным шагом

Пролезание между перекладинами лестницы

Пролезать под верёвку(h =60см).

3.Бросание, ловля

Катание мяча в цель (1,5-2м.)

Бросание мяча вверх и ловля его (6 раз)

отбивание мяча о землю и ловля 2-мя руками (стоя на месте)

5.Координация движений

1.Динамическое равновесие

Пройти по верёвке прямо , по кругу и  обратно(h 8-10см.)

Пройти по скамье до середины развернуться и обратно

Ходьба по скамье  с переступанием через предметы (h 40-50см.)

2.Акробатические упражнения

Крокодил, Воробей

3.Метание в цель

Метание горизонтальную цель правой, левой рукой (2,5м.)

h=мишени 1,5м., расстояние1,5-2м.метание правой, левой рукой

Метание в движущую цель

Для детей 5-6 лет.

Физические качества

Критерии

I. Выносливость

1. Бег

Бег на  скорость30м

На выносливость

2. Ходьба

В приседе

В полуприседе

С преодолением препятствий

3. Прыжки

Прыжки с продвижением вперёд (с предметом и без)

Прыжки на 1-ой ноге, толкая другой предмет

С ноги на ногу с продвижением (4-6м.)

2.Сила

1.Метание

Набивного мяча 1кг.

В даль  (правой, левой рукой) предметов разной формы и массы

2.Прыжки

В длину с места см.

На предмет ( 40 см.)

Высоту с разбега (30-50 см.)

3.Отжимание

На спине (кол.сек.)

На руках (кол.раз)

4.Вис

Углом

На 2х руках, на 1-ой

На перекладине

3.Гибкость

1. наклон туловища

На полу: вперёд, стоя, сидя

Повороты туловища

Наклоны туловища

4.Ловкость

1.Бег

Бег прыжками

Бег с выполнением задания

Бег с предметами (мяч, скакалка)

2.Подлезание, лазанье

По пластунски (4-5м.)

Пролезание через препятствия

Пролезать в обруч (боком, снизу, прямо).

3.Бросание, ловля

Бросание мяча (вперёд, снизу, от груди, через голову)

Бросание мяча вверх и ловля его 1-ой рукой

отбивание мяча о землю и ловля 2-мя руками 10раз (стоя на месте)

5.Координация движений

1.Динамическое равновесие

Ходьба с закрытыми глазами (3-5м)

Ходьба по наклонной (ускоренным шагом)

Повороты на носках (вправо, влево на 180,* 360*,)в быстром темпе, руки на поясе

2.Акробатические упражнения

Ножницы, Гусеница, Паук

3.Метание в цель

Забрасывание мяча в корзину

Метание в цель (и.п. сидя, стоя, на коленях)

Метание в движущую цель

 

приложение 2

Индивидуальная карта

Физической подготовленности ребёнка

Фамилия, Имя (ребёнка)_____________________________________________

Возраст на дату обследования________________________________

Дата обследования_________________________________________

Наименование показателя    

Единица измерения    

Результат

Показатели двигательной активности

во время тестирования

Время бега на 10 м схода

с

Время бега на 30 м со старта

с

Время челночного бега (3 х 10 м)

с

Бег на выносливость:

дистанция;

продолжительность

м

мин.

Длина прыжка с места

см

Длина прыжка с разбега

см

Высота прыжка вверх с места

см

Прыжки через скакалку

количество

Дальность броска набивного мяча весом 1 кг из-за головы, стоя

см

Бросок теннисного мяча

м

Подбрасывание и ловля мяча

количество

количество

Отбивание мяча от пола

количество

Статическое равновесие

с

Подъем из положения лежа на спине

количество

Наклон вперед из положения стоя на

скамейке        

см

Показатели двигательной активности на физкультурных занятиях

Объём (количество движений)

Движения

продолжительность

Мин.

интенсивность

Движения, Мин.

Объём (количество движений)

Движения

продолжительность

Мин.

интенсивность

Движения Мин.

  Приложение 3

Модель двигательного режима
детей   в МДОУ № 16

№ п/п

Виды занятий

Особенности организации

1 Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1

Утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность - 10 - 12 мин.

1.2

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз)

Ежедневно в течение 7 - 10 мин.

1.3

Физкультминутка

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, длительность - 3 - 5 мин.

1.4

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20 - 25 минут.

1.5

Дифференцированные игры-упражнения на прогулке

Ежедневно во время вечерней прогулки, длительность - 12 - 15 мин.

1.6

Прогулки - походы в лес или близлежащие парк (пешие, лыжные)

2 - 3 раза в месяц, во время, отведённое для физкультурного занятия, организованных воспитательных игр и упражнений, длительность - 60 - 120 мин.

1.7

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, подгруппами по 5 - 7 человек, проводится во время утренней прогулки, длительность - 3 - 7 мин.

1.8

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Хождение по массажным дорожкам.

2 - 3 раза в неделю, по мере пробуждения и подъёма детей, длительность - не более 10 мин.

1.9

Логоритмическая гимнастика

2 раза в неделю, подгруппами, длительность 12 - 15 мин., проводится логопедом

2Учебные занятия

2.1

По физической культуре с использованием элементов психогимнастики.

3 раза в неделю, подгруппами, подобранными с учётом уровня детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе).
Длительность 30 - 35мин.

3

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя в зале и на воздухе. Продолжительность её зависит от индивидуальных особенностей детей.

4Физкультурно-массовые занятия

 

4.1

Неделя здоровья (каникулы)

2 раза в год (в начале января и в конце марта)

4.2

Физкультурный досуг

1 – 2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной – двух групп, длительность30 -50.

4.3

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде

2 – 3 раза в год, внутри детского сада или совместно с выпускниками

д/с , длительность

50 - 90.

4.4

Игры-соревнования между возрастными группами

1 – 2 раза в год на воздухе или в зале, длительность – не более 60 мин.

5.Внегрупповые – дополнительные виды занятий

 

5.1

Кружки по видам физических и спортивных упражнений \ритмика\

По желанию родителей 2 раза в неделю (35 – 45 мин.)

6.Совместная физкультурно-оздоровительная работа

ДОУ и семьи

6.1

Домашнее задание

Определяются воспитателем

6.2.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ.

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дня здоровья; посещение открытых занятий.

Приложение 4

Приложение 5

Современные здоровьесберегающие технологии,

 используемые в МБДОУ № 16

Виды здоровьесбе-

регающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

                     1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель физического воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Руководитель физического воспитания, музыкальный руководител, воспитатель

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Приложение 8

Родительское собрание

                     Тема:"Здоровье ребёнка в наших руках".

Цель: Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Развивать чувство единства, сплоченности.

Форма поведения: Конкурс «День здоровья».

Участники: родители, воспитатели, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.

Предшествующая работа:

1. Рассылка приглашения родителям.

2. Анкетирование родителей.

3. Проведение анализа состояния здоровья воспитанников.

4. Подготовка воспитателем материала для проведения всеобуча для родителей (см.приложения).

 План проведения.

1. Вступительное слово.

2. Ведение конкурса.

3. Выступление медсестры.

4. Педагогический всеобуч.

5. Заключительный этап собрания

6. Подведение итогов собрания

Уважаемые родители, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло, и встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.

Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Нас современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне т грамотно развитого.

От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

Сегодня я предлагаю Вам принять участие в конкурсе «День здоровья».

Предлагаю разделиться на две команды, придумать название своей команды, связанной со здоровьем.

Предлагаю командам представиться и поприветствовать друг друга.

Итак, начинаем наш конкурс.

Ответьте на вопрос №1 : «Что такое здоровье?» Свои ответы предлагаю записать.

Команда «Витаминка» пишет ответы красным фломастером, а команда «Солнышко» - синим. Даю 5 минут времени на подготовку.

Представитель от команды зачитывает варианты, вторая команда дополняет.

·         Здоровье – сила и ум, настроение, эмоциональное состояние.

·         Здоровье – это красота.

·         Здоровье – это счастье.

·         Здоровье – это богатство.

Ответьте на вопрос №2: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым взрослым и детям?».

Команды совещаются, записывают ответы и представитель от команды зачитывает их (в этом случае начинает вторая команда, а первая дополняет):

а) Следить за физическим состоянием;

б) Не заниматься самолечением;

в) Следить за состоянием зубов;

г) Чередовать виды деятельности;

д) Спать не менее 7 – 8 часов в день;

е) Заниматься спортом или физическими упражнениями, закаливать свой организм;

ж) Использовать нетрадиционные средства оздоровления (аромотерапия, фитотерапия, цветотерапия и т.д.).

Из Ваших ответов попытаемся сформулировать и обобщить «Кодекс здоровья».

Представляю «Кодекс здоровья» обеим командам и каждый родитель по очереди зачитывает по одному пункту «Кодекса» (приложение №1).

А сейчас мы узнаем, как обстоят дела со здоровьем наших воспитанников.

Предоставляю слово старшей медсестре детского сада.

  Старшая медсестра сообщает о «Результатах анализа заболеваемости детей» и отвечает на вопрос родителей

  Медсестра предлагает выполнить несколько дополнительных упражнений, которые помогут часто болеющим  простудными заболеваниями детям, как профилактическое мероприятие.

   Показывает родителям точечный массаж.

(Благодарю медсестру за выступление).

  Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Вить как говорили, древни греки: «В здоровом теле - здоровый дух!».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом.

Задание №3. Назовите пословицы и поговорки, в которых говорится о здоровье.

а) «Здоровье дороже золота».

б) «Здоровье, ни за какие деньги не купишь».

в) «Береги нос в белый мороз».

г) «Кто не болеет, тот здоровье цены не знает».

д) «Шуба елова, да к сердцу здорова».

(Называют команды по очереди).

Педагогический всеобуч «Использование здоровьесберегающих технологий  в ДОУ и дома» (приложение №3) .

Продолжение конкурса.

  Как уже было отмечено, вынужденная статическая поза , умственная работа ведёт к утомлению, снижает уровень работоспособности. Из-за ограниченной амплитуды движение уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам головному мозгу. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научится и научить наших детей чередовать умственное напряжение с физической работой. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физические минутки и динамические паузы .

Задание№4. Родители команды «Витаминка» проводят динамическую паузу. Раздою им несколько вариантов динамических пауз. Они советуются и приводят одну, наиболее понравившуюся. Помогают родителям в её проведении.

Затем родители команды «Солнышко» проводят психогимнастику под музыку. Помощь в её проведении оказывает музыкальный руководитель.

Связь голоса со здоровьем была отмечена ещё в древности. В ту минуту, когда мы смеёмся, из зоны смеха поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия . Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших детей.

Давайте продолжим нашу жизнь, выполнив следующие задания.

Задание№5. «Анекдоты».

Каждая команда рассказывает смешной анекдот или случай из жизни семьи, ребёнка, детское высказывание.

Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние.

Предлагаю выбрать из палитры красок тот цвет, соответствует вашему настроению в данное время.

Задание № 6.

 Звучит спокойная музыка, ставлю на каждый стол по одному подносу, на котором лежат листы бумаги разных цветов. Родители делают свой выбор.

Упражнение  «Мой цвет». Цвет влияет на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. (Родителям раздают  памятку, и они знакомятся с интересующими их значениями цвета).

Наиболее распространённый метод в работе с дошкольниками является игра. Давайте поиграем. Мне очень хочется, чтобы все члены команды выполнили следующие задания.

Инструктор по физическому развитию предлагает родителям встать в круг и выполнить упражнение с мячом «Веселый мяч». Под музыку родители выполняют релаксационные упражнения с небольшим массажным мячом (самомассаж, на координацию, на развитие мелкой моторики концентрацию внимания)

 

Заключительный  этап собрания.

Вот и подошел к концу наш конкурс «День здоровья». А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».

(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся.)

Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.

Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!

Вам необходимо для сохранения здоровья детей использовать здоровье содержащие технологии в домашних условиях. Дома вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые наши педагоги применяют на занятиях для снятия мышечного и эмоционального напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия.

(Раздают родителям распечатанные листы с материалом).

 

Приложение 10

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Какое место занимает физкультура в вашей семье?

1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?
4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (да, нет)
7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Мама (да, нет), папа (да, нет), дети (да, нет), взрослый вместе с ребенком (да, нет) Регулярно, нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их.
10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (да, нет)
11. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет, иногда)
14. Гуляет ли ваш ребенок один, без взрослых? (да, нет, иногда)
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
     - подвижные игры
     - спортивные игры
     - настольные игры
     - музыкально-ритмическая деятельность
     - просмотр телепередач
     - конструирование
     - чтение книг

Приложение  11

КРУГЛОГОДИЧНАЯ ЦИКЛОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организация деятельности

Ответственные

Сроки

1.Оздоровительные мероприятия

М/сестра,  воспитатели

Ежедневно

2.Реабилитационные мероприятия

Инструктор ЛФК, массажист

Ежедневно

3.Физическое развитие

Инструктор по физ.культуре, воспитатели

Ежедневно

4.Профилактические мероприятия

М/сестра, врач, инструктор по физ.культуре, воспитатели

Ежедневно

5.Санитарно-гигиенические мероприятия

Воспитатели,

мл.воспитатель

Ежедневно

6.Научно-методические мероприятия

Ст. воспитатель

По годовому плану

7.Контроль за выполнением программы

Ст. воспитатель, заведующий

По годовому плану

8.Обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями

Ст. воспитатель, заведующий

По годовому плану

ЦИКЛОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(На месяц)

Организация деятельности

Ответственные за контроль

Сроки

1.Анализ показателей здоровья и  

   физического    развития.

Врач,

ст. медсестра

Сентябрь, Декабрь, Апрель

2.Выборочная диагностика.

Ст. воспитатель, инструктор по физкультуре

Сентябрь,

Февраль,

Май

3.Организация физкультурно-

   оздоровительных    мероприятий.

Ст. медсестра,

Ст. воспитатель, заведующий

Ежемесячно

4.Выполнение санитарно-

   гигиенического    режима.

Ст. медсестра,

Ст. воспитатель, заведующий

Ежемесячно

5.Организация питания.

Врач, ст. медсестра

Ежемесячно

6.Анализ физкультурного занятия /во

   всех  группах/.

Ст. воспитатель, заведующий

Ежемесячно

7.Состояние предметно-развивающей

   среды,  пригодность оборудования.

Ст воспитатель, инструктор по физкультуре

Сентябрь,

Февраль,

Май

8.Анализ планирования физкультурно-

  оздоровительных мероприятий.

Ст.воспитатель

Ежемесячно

9.Работа с семьёй по пропаганде

   здорового образа жизни.

Воспитатели групп, старший воспитатель, врач

Ежемесячно, по годовому плану

10.Коррекционная работа с детьми.

инструктор по физкультуре, инструктор ЛФК

Ежемесячно

11.Организация досугов и праздников.

инструктор по физкультуре, воспитатели

Ежемесячно

12.Организация «Дня здоровья».

инструктор по физкультуре, воспитатели

1 раз в квартал

13. Методическая работа с кадрами.

Ст. воспитатель

По годовому плану

Циклограмма работы на неделю

Организация деятельности

Ответственные за контроль

Сроки

1.Анализ выполнения плана по детодням.

Ст. медсестра

Ежедневно

2.Выполнение санитарно-гигиенического режима.

Ст. медсестра, заведующий

Ежедневно

3.Выполнение нории питания, организация питания в группах.

Ст. медсестра, заведующий,

ст. воспитатель

Ежедневно

4.Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Ст. воспитатель

По плану

5.Оказание консультативной помощи родителям.

Заведующий, врач

По плану, в случае необходимости

6.Проведение лечебно-профилактических мероприятий.

Ст. воспитатель, заведующий

По плану

Двигательный режим ( мин ) ( 1-ой младшей группы)

Форма работы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика

4-5

4-5

4-5

4-5

4-5

Физкультурное занятие

15

15

15

Музыкальное занятие

15

15

Подвижные игры (не менее двух в день)

6-8

6-8

6-8

6-8

6-8

Спортивные упражнения: с мячом; обручем; верёвкой

3-5

3-5

3-5

3-5

3-5

Игры с подгруппами детей

2-3

2-3

2-3

2-3

2-3

Индивидуальная работа по физическому развитию

2-3

2-3

2-3

2-3

2-3

Физические упражнения после сна, воздушные процедуры

5

5

5

5

5

Игры-забавы

2-3

2-3

2-3

Физкультурный досуг

1 раз в месяц 15 мин

Самостоятельная двигательная деятельность

30

30

30-45

30

30

ИТОГО

69-77

67-74

54-77

(69-92)

67-74

69-77

МБДОУ «Детский сад№16»

г. Новомосковск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование оздоровительных технологий как условие сохранения и укрепления здоровья детей»

Введение Здоровье детей и его охрана волновали многих передовых людей. Русские профессора С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик, А.П. Протасов занимались проблемой физического воспитания и закаливания...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей. (консультация для педагогов)

Здоровье - это одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прощли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психиче...

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5

Применение здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста в ДОУ №5...

«Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста»

quot;Применение здоровьесберегающих технологий в сохранении и укрелении здоровья детей раннего возраста"...

Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...