Консультация для педагогов: «Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении»
консультация

Главной задачей эколого-развивающей среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 31 «Чишмэ» Зеленодольского муниципального района РТ"

Консультация для педагогов:

«Организация эколого-развивающей среды

в дошкольном учреждении»

Выполнила:

Воспитатель группы № 13

Гафиятуллина В. Ф.

г. Зеленодольск - 2017 г.

«Организация эколого-развивающей среды

в дошкольном учреждении»

Одним из важнейших условий системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильно организованная развивающая предметная среда, способствующая развитию личности ребёнка. Главной задачей данной среды является создание условий для формирования у ребёнка основ экологической культуры, экологического сознания, развитие представлений об универсальности и самооценки природы.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является образовательная программа ,педагогическая идея, которой руководствуется дошкольное учреждение.

Характерной чертой экологического воспитания дошкольников является непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, живое общение с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Развивающая предметная среда экологического образования детей дошкольного возраста должна отвечать принципам интеграции, обогащённости, наукоёмкости, полифункциональности, требованиям эстетики и современного дизайна, соответствия возрасту детей и критериям функционального комфорта. Она должна содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие содержательной экологически ориентированной деятельности детей.

Такая среда предполагает вариативность, что обеспечивается как на содержательно – педагогическом, так и на проектно – оформительном уровнях. Опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия предполагает учёт следующих принципов:

- уважения к потребностям и нуждам ребёнка;

- уважения к мнению ребёнка;

- уважения к труду ребёнка и его результатам;

- комфортности и эмоциональности.

Развивающая предметная среда гуманитарно- экологического образования включает ряд базовых и традиционных компонентов необходимых для комплексного решения задач воспитания основ экологической культуры, соответствующим задачам воспитания. Это обогащённые эстетически и познавательно привлекательные уголки природы, зимние сады, экологические классы, различные центры активности на участке ДОУ, обеспечивающие возможность содержательной трудовой, игровой, поисковой, художественно – творческой деятельности детей, организации интереснейших наблюдений экологической направленности, моделирования и т. д.

Традиционные уголки природы преобразуются в своеобразные экологические центры групповых помещениях, где наряду с живыми объектами размещаются и другие компоненты: мини – лаборатория, разнообразные экологические макеты, элементы музея, художественные средства и т. п. Главная особенность такого центра – непосредственная близость его объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями животными, общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. При подборе растений необходимо учитывать следующие аспекты: географический – желательно иметь в уголке представителей разных континетов, географических зон; экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые и т. д., растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы, размещение растений в природном уголке зависит именно от этих особенностей; систематический – представлены растения различных систематических групп (папоротники, хвойные, цветковые).

При подборе видового состава животных можно учитывать аналогичные аспекты: желательно иметь в уголке представителей разных континетов, различных сред и условий местообитания (водные, летающие и др., разных систематических групп (насекомые, рыбы земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери). Главное – обеспечить живым объектам благоприятные условия, соответствующие их потребностям.

Экологическая комната (комната природы) – это специально выделенное помещение для проверки занятий по экологии, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В этой комнате могут находиться библиотека, коллекции, зоны обучения и релаксации, лаборатория, игровое пространство др.

Зимний сад и огород – это островки живой природы, где созданы условия для развития у детей основ экологической культуры, воспитание любви к живому, формирования сознания того, что человек – часть природы. Организуются в отдельном помещении или в групповой комнате (уголок природы, экологический центр).

Лаборатория – создаётся для развития детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения позволяет ребёнку проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную.

Создание развивающей среды на участке ДОУ.

Участок детского сада (двор - парк) оборудуется в соответствии с концепцией развивающей предметной среды и обеспечивает содержательную, экологически ориентированную деятельность детей. Здесь уместны как традиционные, так и нетрадиционные объекты, центры, тематические и видовые площадки различных многофункциональных направлений:

• игровые центры, площадки, навесы, беседки, павильоны, дворики;

• спортивно – игровое пространство;

• плескательный бассейн;

• метеорологическая площадка;

• сад, огород, цветники, теплица;

• озеленение:

а) парковые ландшафтные композиции;

б) участок нетронутой природы;

в) уголок леса, лесная поляна, другие природные сообщества;

г) сад редких растений, дендрарий;

д) сад хвойных растений,

е) газоны (английский – зелёный, мавританский – разнотравно – цветочный);

ж) альпийская и мексиканская горки (рокарии);

з) розарий;

и) цветочные часы;

к) аптекарский или фитогород;

• водоём для содержания водных растений и животных;

• участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.);

• мини ферма или голубятня;

экологическая тропинка;

• малые формы парковой скульптуры из природного материала и др.

Экологическая тропа создается на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Специфика такой тропы в том, что общая протяженность ее небольшая, основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется план участка детского сада с нанесением всех построек. Затем выявляются свободные места, на которых можно оборудовать новые объекты. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Так создается карта – схема экологической тропы. Карта – схема – обязательный атрибут экологической тропы, она может использоваться как демонстрационный материал в работе. Кроме перечисленных объектов растительного мира на экологической тропе необходимо иметь объекты животного мира.

Таким образом, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование, коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех объектов живой природы. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания. Но методом эта деятельность становится только в том случае, когда она организуется совместно со взрослыми и детьми. Совместная организационная – хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада может осуществляться с разной степенью участия детей и взрослых. Крупномасштабные работы выполняют только взрослые. Дошкольники могут стать участниками деятельности тремя способами: через рассказ воспитателя о событиях и делах, наблюдения, посредством своего практического участия. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении, на участке детского сада. Самая распространенная форма совместной деятельности – это поддержание условий, необходимых для обитателей уголка природы.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка интереса и потребности во взаимодействии, общении с Природой, становление ценностного отношения ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Организация предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...

Консультация для педагогов: «Организация коррекционной развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения».

Коррекционная развивающая среда создает благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности: умственную, физическую, игровую....

консультация для педагогов"Организация предметно-развивающей среды группы как компонент экологического воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к се...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды по БДД в ДОУ»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке....

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...