Самообразование. Экспериментирование.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кирькина Лидия Константиновна

Познание начинается с удивления. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Главное достоинство опытов, которые я буду проводить с детьми, позволят ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формировать у него познавательный интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_poznovatelnoe.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Познание начинается с удивления. Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Главное достоинство опытов, которые я буду проводить с детьми, позволят ребенку удивляться, узнавать окружающий мир, формировать у него познавательный интерес. Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок приобретет знаний, тем значительнее и продуктивнее будет его исследовательская деятельность. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения; экспериментированию, опытам. Благодаря развитию познавательно – исследовательской деятельности развиваются детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности, его воображения.   Именно в познавательно – исследовательской - деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: 

       Cоздать оптимальные условия для развития познавательно – исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно- исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ: 

Формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения.

Обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями.

Способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. Вентана-Граф,2007 г.                                                                  

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2011г.

  Рыжова Н. Игры с водой и песком. Обруч, 1997г.-№2

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. Сфера,2004г.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Сентябрь

«Овощи и фрукты»

Расширять представления об овощах и фруктах (цвет, вкус, запах). Игра «Чудесный мешочек»

Октябрь

«Вода и ее свойства»

Расширять представления о воде, ее значимости в жизнедеятельности человека. Проведение разнообразных опытов.

Ноябрь

«Воздух и его свойства»

Изучение свойств воздуха в повседневных ситуациях и в исследовательской деятельности.

Декабрь

«Снег и лед»

Знакомство с твердым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию.

Январь

«Тонет – не тонет»

Знакомство со способностью воды выталкивать предметы. Опыты с изделиями из разных материалов.

Февраль

«Бумага и ее свойства»

Изучение свойств бумаги в повседневной жизни и в исследовательской деятельности.

Март

«Что такое ветер?»

Обучать навыкам проводить исследования с помощью специальных инструментов. Развлечение с вертушками, ленточками, флажками.

Апрель

«Песок и его свойства»

Формировать представления о песке, его свойствах в различных состояниях.

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи».

Ноябрь

Консультация для родителей «Развитие любознательности и познавательного интереса дошкольников»

Февраль

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Проведение опытов с детьми дома, обмен опытом.

Апрель

Фотовыставка «Юные исследователи»

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Сентябрь – май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов для детей 3 – 4 лет.

Декабрь

Консультация для педагогов «Значение познавательно – исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Апрель

Доклад и презентация по теме: «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно – исследовательской деятельности».

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности  дошкольников»....

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

Тема по самообразованию " Экспериментирование в ДОУ" План работы.

План по самообразованию« Экспериментирование в ДОУ»Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исс...

план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)

план по самообразованию экспериментирование в средней группе (4-5лет)...

Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство познавательной активности дошкольника»

Задача данной деятельности - самостоятельно добывать новые знания и сведения о том и или ином предмете, окружающем мире. Дети 4-х лет еще не могут самостоятельно находить ответы на все интересующие...

План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"

План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...