Мастер-класс для родителей Пластилинография «Цветочная сказка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Москвина Людмила Юрьевна

познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности в свободное время дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное                       учреждение «Детский сад № 9 «Кораблик» комбинированного вида                        

г. Новотроицка Оренбургской области»

Мастер-класс для родителей

Пластилинография «Цветочная сказка»

Исполнитель: Москвина Л. Ю.

Воспитатель МДОАУ д/с № 9

Место проведения:

МДОАУ № 9, подготовительная группа

Дата проведения:

« 26 » марта   2020 г.

Новотроицк

2020

Мастер-класс для родителей

Пластилинография «Цветочная сказка»

Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности в свободное время дома.

     Участники мастер-класса: родители воспитанников средней  группы, дети средней группы.

     Материалы и инструменты:

     1. Набор цветного пластилина.

     2. Стеки.

     3. Дощечки.

     4. Салфетки.    

     5. Заламинированная раскраска с изображением цветов.

     Предварительная работа:

  • Подборка методического материала, составление конспекта.
  • Подготовка презентации «Пластилинография. Цветочная сказка»
  • Организация пространства для проведения мастер-класса.
  • Подготовка демонстрационного материала, образцов, пластического материала, инструментов.
  • Рисование  с детьми картин в технике пластилинография и оформление выставки «Цветочная сказка».
  • Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».
  • Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
  • Изготовление с детьми подарков для родителей в технике обратной пластилинографии (розочка).

     План.

  1. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Заключительная часть.

    1. Теоретическая часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс - это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.

По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Чем любят рисовать ваши дети?

Ответы родителей.

     Воспитатель: А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей  или фломастеров. Сегодня, мы поговорим еще об одном из материалов, которым любят рисовать дети.

     Отгадайте загадку.

 «Материал я непростой,

 Из брусочков и цветной.

 Из меня лепи, играй,

 Руки мыть не забывай!» (пластилин)

     Есть такая нетрадиционная художественная техника, как пластилинография, которая выражается в  «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Занятия пластилинографией способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению;

  • развивают  детское воображение, художественное и пространственное мышление,  положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей;
  • будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности;
  • формируют  эстетический вкус;
  • дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Посмотрите, какие красивые картины дети могут нарисовать в технике пластилинографии (обратить внимание на выставку «Цветочная сказка»). Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.

     Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

     В пластилинографии используются следующие материалы:

  • Пластилин (разных цветов).
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ.
  • Стеки.
  • Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.
  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
  • Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т.д.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.

Главные приемы лепки в рисовании пластилином: прием скатывания и прием раскатывания.

     Производные приёмы для выполнения  пластилинографических изображений:

  • Сплющивание.
  • Расплющивание.
  • Прижимание.
  • Придавливание.
  • Примазывание
  • Намазывание.
  • Размазывание

     Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

       поверхности;

  • Обратная пластилинография (витражная)  - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с  

     использованием «жгутиков»; 

  • Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины  на  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина;
  • Фактурная пластилинография - изображение больших участков  картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Еще один важный момент - благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха. 

     Сегодня мы с вами познакомимся, как можно нарисовать пластилином цветы. Цветы - одно из самых удивительных и чудесных творений природы, поражающие разнообразием красок, форм, от которых невозможно отвести взгляд.

     Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов. Посмотрите на эти замечательные работы, в технике пластилинография. Проникновенно писал о цветах Расул Гамзатов:

      «С целым миром спорить я готов,

 Я готов поклясться головою

 В том, что есть глаза у всех цветов,

 И они глядят на нас с тобою.

 Кто не верит, всех зову я в сад –

 Видите, моргая еле-еле,

 На людей доверчиво глядят

 Все цветы, как дети в колыбели»

 Р.Гамзатов

    Сейчас я расскажу и  покажу, приемы изображения розочек  из пластилина.

     Розочку из пластилина можно сделать 3-мя простыми методами.

     Розочка из «колбаски» и «капельки»

     Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку». «Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния. «Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками. Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза. Продолжаем прикреплять лепестки один за одним. Получилась благовидная желтоватая роза.

     Розочка из шариков

     Делаем из пластилина шарики, приблизительно одной величины. Расплющиваем их пальчиками и выкладываем в ряд, как показано на рисунке. Начинаем щепетильно сворачивать наш ряд. Получаем розочку.

     Розочка из жгутиков

Раскатываем жгутики длиной 5 см. Делаем жгутики плоскими, совсем не обязательно делать их ровными. Сворачиваем жгутик в трубочку следующим образом. Получается вот такая розочка, края цветка можно слегка раскрыть.

     Воспитатель:  А сейчас уважаемые родители я предлагаю вам попробовать выполнить работу в технике пластилинографии  вместе с детьми.

     Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?

     Дети: Пчела!

     Воспитатель: Это сказочная пчела, ее зовут Майя, но она  почему-то очень грустная. Что случилось?

     А случилось вот что (пчелка мне все рассказала). На ее сказочной полянке росли красивые цветы, и пчелка их очень любила, летала с цветка на цветок и собирала нектар. Но однажды налетел холодный злой ветер и заколдовал все цветы, они превратились в холодные, легкие снежинки и разлетелись по всему свету. Опустела полянка, нет больше ярких, красивых и душистых цветов. Вот почему пчелка Майя такая грустная.

Дети, а мы можем помочь пчелке!

     Ответы детей.

     Воспитатель: Мы изобразим для пчелки сказочные цветы при помощи пластилина и подарим ей. У вас на столе у каждого лежит раскраска с незакрашенными цветами в голубой вазе. Посмотрите внимательно, как можно закрасить цветы

     1. Первый цветок - Из куска пластилина отщипываем небольшие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и выкладываем на лепестки цветка. Цвет пластилина выбирают сами дети.

     2. Второй цветок - Скатать длинные колбаски одного цвета. Аккуратно выкладываем полученные  колбаски по контору лепестков цветка, тем самым выкладывая от края лепестка к середине.

     3. Третий цветок – Сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист бумаги, надавливаем на пластилин, затем размазываем его от центра к краям контура. В дальнейшем можно смешивать пластилин одного цвета с другим.

     Мы сегодня начнем закрашивать цветы, а закончите свою работу дома.

     Пчелка очень ждет ваши работы.

     Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнём и согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Распускаются цветы

Тянут к солнцу лепестки

Нам их нужно посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!

(повторить 2 раза)

     2. Практическая часть. Дети вместе с родителями рисуют пластилином цветы.

     3. Заключительная часть.

     Уважаемые родители, спасибо вам за активное участие в мастер-классе.    

     Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.

     А сейчас, самое приятное! Дети приготовили для родителей и гостей сюрприз!

 Дети:

Мы рисуем пластилином

Разноцветные картины:

И подарим вам цветы,

Небывалой красоты.

     Дети дарят родителям  и гостям розочки, выполненные в технике обратной пластилинографии.

                                                 

 Рекомендации по работе в технике «Пластилинография»

     1. Твёрдый   пластилин  разогреть  перед   занятием в горячей воде (но не заливать кипятком).

     2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует      использовать плотный картон.

     3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин).

     4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

     5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

     6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

     7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

     8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Объёмная открытка "Цветочное сердечко" для мамы".

Мастер-класс на тему "Объёмная открытка"Цветочное сердечко" для мамы "представлен в виде презентации, содержит опыт работы с детьми по изготовлению подарка для мамы к празднику 8 Марта....

мастер-класс для педагогов по пластилинографии

Темв"Пластилинография-это интересно!"...

Мастер-класс для дошкольников по пластилинографии "Цыпленок"

Пластилинография - рисование картин пластилином. Лепка отлично влияет на мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием интеллекта у ребёнка. Следовательно, развивает речь, память, внимание. Чт...

Мастер-класс с использованием техники пластилинографии "Старый город"

Программное содержание:Цель: Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, вызывать желание достигать результата. Задачи:Формировать понятие «город».Уточнить знания детей ...

Мастер-класс для педагогов «Чудеса пластилинографии - лепка из пластилина в разрезной технике».

Техника "Миллефиори".Колбаски "миллефиори"  можно делать и из пластилина!...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Пластилинография — увлекательное и полезное занятие для детей и родителей»...