Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.
консультация (младшая группа)

Трушина Наталия Васильевна

Советы для педагогов по применению бережливых технологий в ДОУ. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhlivye_tehnologii_v_dou.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности применения бережливых технологий в дошкольном учреждении.

Что такое бережливый детский сад? ... Суть этого понятия заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.

Поэтому необходимо, как можно раньше прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу. Учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников. В процессе внедрения принципов бережливого производства планируется по-новому организовать рабочее пространство группы, разработать инструкции по работе с электронными ресурсами для воспитателей, родителей.

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят оптимизировать некоторые процессы.  Например, используют  указатели направления движения, цветовые кодировкию.

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.  

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых .

В детском саду планируется реализация конкретных мероприятий: 
- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появились разметки, указатели, и т.д.);

- разместили цветовые кодировки на траекторию открывания дверей в коридоре;

- вывесили указатели на входные двери ДОУ, групп; указатели местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет педагога-психолога или музыкальный зал);
- оптимизировали рабочее пространство через визуализацию.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S.

Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;

 "Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;

 "Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности;

 "Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил.

 "Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным  методом работы,  является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Обращайте внимание на следующее:

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.     
Возможная опасность – желтый цвет.    
Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет. 
Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей, и другие места, где ребенок должен быть бдительным,  можно нанести маркёры красного цвета. 

2.Порядок в шкафах.
В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. Обратите внимание на то, что инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.     

3.Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит задача научить ребят делать это самостоятельно. Научными исследованиями подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск кишечных инфекций и на 15-20% — возможность заражения гриппом и ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими неаккуратными ровесниками. Начать готовить ребенка к самостоятельному выполнению этой процедуры можно с годовалого возраста. Но прежде всего, проанализируйте, соблюдают ли взрослые члены семьи правила гигиены.

Руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после прогулки, посещения туалета, игр , до и после еды.  В туалетной комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем.

4.Порядок в группе. В воспитании ребенка главное подать нужный пример, а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате. Если родители разбрасывают вещи, оставляя уборку на потом, и не доводят до конца дела, стоит ли удивляться, что дети не убирают игрушки и одежду? В группе мы наклеили маркёры в виде картинок, где что должно находиться и теперь ребенок четко знает, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дома,  также можно наклеить картинки на места, где должны располагаться те, или иные игрушки, сделать это лучше с детьми.     

Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие. Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных  учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения мультимедийных технологий в дошкольном образовании

Данный материал представляет собой теоретический материал с анализом мультимедийных технологий, применяемых в дошкольном образовании и варианты использования медиа технологий в практической деятельнос...

Применение бережливых технологий в ДОУ

В настоящее время перед образовательными организациями постоянно возникают новые проблемы, решение которых делает очевидным такое управление, которое обеспечивало бы их адаптацию к динамично меняющейс...

Статья "Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении"

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.В общей пе...

«Эффективная организация и оптимизация рабочего времени работников ДОУ в рамках применения бережливых технологий»

Бережливые технологии (в переводе с японского Кайдзен)  — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки...

Консультация для педагогов " Использование кайдзен - технологий в дошкольном учреждении , или "Бережливый детский сад"

Данный материал поможет внедрить  принципы " Бережливого производства " в практику дошкольного учреждения с целью  повышения эффективности  воспитательного процесса  и...

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС

Применение здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС...