Адаптация
консультация (младшая группа)

Григорьева Алина Федоровна

Адаптация в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Кугесьский детский сад "Крепыш"

Чебоксарского района Чувашской Республики

Консультация

«Методы и приемы

работы с детьми в период адаптации»

                                                                Подготовила:

        воспитатель младшей группы

        «Радуга»

        Григорьева А.Ф.

Кугеси 2020г


 

С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новые помещения, неизвестные люди. Все эти изменения одновременно создают у ребенка стрессовую ситуацию, которая требует мягкой адаптации и привыкания.

Адаптация –это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Методы-система способов воздействия на поведенческую сферу, направленная н реализацию воспитательных и образовательных задач. Приемы-практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной всесторонне развитой личности.

Принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:

  1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
  2. Постепенное заполнение групп;
  3. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ используют метод игровой деятельности как в индивидуальной, так и в коллективной форме:

  • Элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры на коленках, пальчиковые игры). Нервная система получает релаксацию, потому что расслабление необходимо для мышц как полноценный отдых;
  • Коллективные и подвижные игры «Пузырь», «Ножки» и т.д. Общность движений и интересов усиливают радостные переживания, эмоциональный подъем.
  • Игровые ситуации с приближением к типовым сюжетам из реальности: «Мишка заболел», «Погладим белье», и т.д. учат доброжелательности и способам взаимодействия друг с другом.

Ко второй группе относят релаксационные игры для снятия напряжения.

  • Дыхательная гимнастика способствует мышечному и эмоциональному расслаблению. Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. Хорошо использовать и лазер: сверкающие и мигающие огоньки постоянно движутся, что привлекает внимание ребёнка;
  • Исполнение колыбельных песен перед сном, чтение ребенку потешек, стихов из народного фольклора. В отличие от обычной речи, они обладают ритмом, снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.
  • Релаксационные игры (песок, вода). Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье.
  • Водные игры. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е., такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно - пространственная ориентация. "Рыбаки и рыбки". Дети с сочками становятся вокруг емкости с водой (воображаемого озера) и с помощью сочка вылавливают рыбок, кладут их рядом на поверхность. При этом вырабатывается глазомер и координация движения руки;
  • Метод песочной терапии. Сухой бассейн с шариками.  Психопрофилактическое средство, снимающее мышечную напряженность, развивают мелкую моторику.
  • Пескотерапия. Эти упражнения развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, снимают мышечную напряженность. В данном случае заменить песок крупой - пшеном. С песком и водой ребенок знакомится очень рано. Сколько радости доставляет малышу потрогать воду руками. Или построить из пшена замок, сварить кашу - малышу, и просто погрузить руки в крупу. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой очень эффективно, они обладают релаксационным действием;
  • Сказкотерапия - это процесс внутреннего воспитания ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают;
  • Музыкальные занятия и развитие движений. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей. Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко;
  • Тестопластика. Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того, во время практических действий (лепка из солёного теста) ведется непрерывный разговор с детьми, игровая организация деятельности стимулирует речевую активность детей;
  • Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами). Первые живописные этюды ему могут выполнять подручными средствами - крупой или мыльной пеной, мокрыми пальчиками на зеркале. Именно нетрадиционное рисование создает атмосферу непринужденности и эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Также необходимо во время адаптации детей к ДОУ:

  • чаще давать ребенку теплое питье;
  • создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные моменты;
  • освобождать от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее, чем на месяц);
  • по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отрицательные реакции у ребенка.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни.

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....