ЛЕПКА ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
статья

Сульдина Ирина Александровна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, 
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕПКА ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА  И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ  РЕБЁНКА

 

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, 
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский

 Детство и творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире. Жизнь ребёнка в детском саду протекает в мире искусства во всём его богатстве и разнообразии. Приобщение детей к искусству - это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творческий потенциал, даёт реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

     В изобразительной деятельности происходит развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Данная деятельность направлена на:

  • ранее приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • формирование эстетического восприятия и вкуса;
  • развитие художественно-творческого потенциала ребёнка, воображения, фантазии, культурной рефлексии.

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н. А. Ветлугиной, А. А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.

Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях.

Классики дошкольной педагогики (А. П. Усова, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина и др.) в своих работах писали, что «творчество» характеризуется двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна.

Чтобы понять своеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности и творчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельности взрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личное отношение к миру – непременное условие творческого процесса.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.

К сожалению, снижающийся уровень бытовой культуры, недостаток  времени родителей,   отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов в формировании  творческих способностей подрастающего поколения. Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течение последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают.

Лепка интересна и увлекательна практически для любого возраста, начиная с полутора лет — при условии, если родители занимались самостоятельно с ребенком, либо посещали специальные школы раннего развития. Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы легко доступны, а результаты порой поражают ожидания.

Актуальность данного вида деятельности состоит в том, что  у воспитанников развиваются:

  • личностные качества: толерантность, коммуникативность, креативность;
  • социализация выпускников в обществе;
  • интеллектуальные умения, инструментальных способностей и образного мышления;
  • существенное снижение знаний по  народному промыслу и  традициям   России;
  • доступность для детей разного уровня развития и возможностей;
  • возможность развивать художественную одаренность ребенка по выстроенной образовательной траектории.

   Разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении. При работе с тестом у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих условий ДОУ.

 Роль  изобразительной деятельности в  развитии ребенка как личности невозможно переоценить. Влияние занятий декоративной лепкой   на развитие ребенка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

 

  • расширение кругозора;
  • развитие мелкой моторики;
  • создания целостного образа;
  • развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;
  • развитие игры с правилами;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;
  • развитие познавательных процессов;
  • позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

В первую очередь  свою деятельность по лепке я начала со знакомства литературы по всем видам лепки, выявила значимость данной деятельности в развитии ребенка. В лепке  кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи.  Для работы выделила для себя самый интересный вид материала для лепки – соленое тесто.  

         Соленое тесто – экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому малышу, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Приемы работы с соленым тестом те же, что и с пластилином. Работа  с детьми ведется так, чтобы процесс деятельности детей был полноценным, результативным. Воспитанники посещают занятия подгруппами - это даёт возможность больше внимания уделить каждому ребёнку, а использование различных средств и изобразительных материалов способствует самовыражению ребёнка в творчестве.

 Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного кусочка теста  можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

    Еще одной специфической чертой лепки  является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки  стимулирует детей к игровым  действиям с ней. Малыши начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе занятия.

Мною был разработан план, который включает в себя знакомство с тестом и его свойствами, изготовление поделок методом надавливания и размазывания, изготовления простейших поделок методом скатывания и раскатывания, соединения деталей, вдавливание различных предметов и материалов в основу из теста, вырезывание фигурок с помощью формочек.

На первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность поработать с ним, потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, мягкое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Также на первых занятиях в основном использовали с детьми формочки для печения. Ребятам очень нравилось «стряпать угощения»

Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой-либо сюжет. Так, например, предлагаю детям вылепить вкусное печенье для угощения животных. Ребята старательно лепят, кладут «конфеты» в вазочку,  животные  из зимнего леса «приходят» в гости и «пьют» чай с  печеньем. А на следующее занятие к детям приходит в гости грустный  зайка. Он приносит с собой неукрашенную ёлочку, а ему так хочется его нарядить.   Как же помочь  зайчику? Ну, конечно же,  слепить  елочные украшения! Скорее за работу! И вот уже  зайка  улыбается, потому что у него теперь настоящая новогодняя ёлочка. И дети довольны – ведь это они помогли  зайцу.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом я веду непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно сказать, что занятия «тестопластикой»– это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Для своих занятий я стараюсь подбирать сюжеты, близкие жизненному опыту детей. Они позволяют уточнять уже усвоенные ими знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Так, во время лепки воробушка, дети узнают, что он умеет летать и чем любит полакомиться,  а когда мы лепили  цветы, ребята  перечислили их разнообразие, а огурец и  морковка вместе называются –  овощи. На таких занятиях дети лучше усваивают знания о цвете, форме, величине, количестве предметов и их пространственном расположении. Так, во время лепки   перед детьми ставится несколько задач: выбрать цвет, при необходимости форму, чем и как можно украсить работу. Решая такие задачи, дети вспоминают: чтобы получилась круглая лепёшка, нужно сначала скатать шар, а затем расплющить его.

     Вместе с детьми в группе организуем выставки для родителей. Выставка – это очень важный момент в жизни детей. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.
        Мои воспитанники принимают активное участие    в творческих конкурсах:  «Вифлиемская звезда», « Пасхальная капель», «Мастерская Деда Мороза», «Доброе сердце» и другие.
Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверенным в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей среднего   дошкольного возраста.

На своём опыте я убедилась, что ожидание детьми внимания, похвалы, одобрения является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии я хвалю своих творцов и радуюсь вместе с ними каждой новой поделке. Я надеюсь, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Таким образом, можно сказать, что, развивая творческие возможности у детей, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребёнка. 

Список литературы:

  1. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста [Текст]/ Е.В. Данкевич.- СПб: Кристалл, 2001. – 64 с.
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]/ Т.Г. Казакова. – М., 1992. – 274с.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005г.
  4. Хоменко В.А. Соленое тесто шаг за шагом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Продуктивная деятельность» (лепка из солёного теста) «Булочки для Лунтика»

Программные задачи:1.     Заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, крендели, ватрушки, торт;2.     Упражнять в умении использ...

конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке из солёного теста «Планета Z».

     Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира и лепке ...

Мастер - класс "Развитие тонкой моторики посредством лепки из солёного теста"

Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи в рамках учебно-воспитательного п...

Методические рекомендации по лепке из солёного теста для воспитателей и родителей.

Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. ...

Конспект: ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка). "Лепка из солёного теста"

Соленое тесто – уникальный материал для творчества. Он стал настолько популярен, что порой заменяет взрослым любителям скульптуры глину и гипс. Это более податливый материал, что позволяет заним...

Конспект ОД по лепке (лепка из солёного теста) «Прянички для магазина».

Конспект ОД по лепке (лепка из солёного теста) «Прянички для магазина».Воспитатель: Джебраилова С.А. Возраст воспитанников: подготовительная группа.Образовательные области: художестве...


 

Комментарии

Гандина Юлия Александровна

Представленный материал очень интересен не только для педагогов, но и для родителей воспитанников.