Статья: Оздоровительный бег, как форма оздоровительной работы с дошкольниками.
статья

Архипова Оксана Степановна

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья19 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровительный бег, как форма оздоровительной работы с дошкольниками.

Одной из главных задач нашего дошкольного учреждения является – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Ведь здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. Педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Виды здоровьесберегающих технологий, применяемых в нашем дошкольном учреждении:

  • медико-профuлактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • здоровьесберегающие образовательные технологи;
  • технологии валеологического просвещения родителей.

Свою работу по охране жизни и здоровья воспитанников, их физического развития веду на основе данных медицинских осмотров и результатов физического развития.  Данные оценки физического развития и двигательных способностей фиксирую в «Паспорте здоровья». Создаю условия, в которых ребёнок имеет возможность полноценно развиваться физически, укреплять свой организм и чувствовать себя здоровым и активным. В своей работе использую такие оздоровительные упражнения,  как: пальчиковая, дыхательная, зрительная  гимнастики, физкультминутки, подвижные игры в течение дня. Для повышения уровня двигательной активности детей в группе оборудован спортивный уголок, где с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, подобрано оборудование: мячи разного диаметра, обручи, скакалки, кегли; атрибуты для подвижных и спортивных игр; стандартное  оборудование, а так же нестандартное оборудование: коврики с пуговицами и следиками из разных материалов, мешочки с песком и крупой, различные  «каталочки»,   массажные «ежики».

Для развития и сохранения здоровья детей, в своей работе применяю: здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного: массажные коврики, подвижные «сенсорные» модули, которые способствуют снятию зрительного напряжения и развитию внимательности.

Основными принципами закаливания моей работы является - постепенное расширение зоны воздействия и увеличения времени проведения процедуры. Система моей работы по организации закаливания и оздоровления включает нетрадиционные формы: оздоровительный бег, бег из тёплого помещения в прохладное, массаж ног, с целью профилактики плоскостопия, воздушное закаливание, обширное умывание, дыхательная гимнастика. Эта комплексная система воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, создается для повышения выносливости организма.

С младшей группы мы с детьми начали оздоровительный бег на открытом воздухе во время утренней прогулки каждый день и летом, и зимой сначала с маленькой дистанции (100м), постепенно увеличивая, при этом учились правильно дышать. В подготовительной группе мои детки могли пробежать уже длительную дистанцию (1000м) без остановки.

Согласно методике оздоровительного бега с детьми я использовала такие особенности, как проводила небольшую разминку, которая включает упражнения для различных групп мышц, разные виды ходьбы. В самом начале дети бежали «стайкой» (в количестве 5-6 человек). Первые 1-2 круга я бежала вместе с детьми, следя за индивидуальной длительностью бега детей, за их самочувствием. Уставшим детям предлагала сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривала и давала возможность проявить свою выносливость. Сама находилась то впереди, то сбоку, то сзади. Постепенно дети вытягивались в колонну и бежали в равномерном темпе. Выносливым детям предлагала самостоятельно пробежать дополнительно 1-2 круга, при этом контролировала самочувствие и состояние каждого ребёнка. Оздоровительный бег заканчивала постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, после этого в течение 2-3 минут выполняли упражнения на расслабление.

Во время оздоровительного бега я выделила для себя несколько правил:

- при выборе дистанции для бега учитывала состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;

- все дистанции для бега были размечены (длина полукруга и одного круга);

- бег должен доставлять детям «мышечную радость и удовольствие;

- вырабатывала у детей чувство скорости в беге, определённый темп, при этом бегала вместе с детьми (в старшей группе могла поставить подготовленного ребёнка ведущим);

- не забывала об использовании после оздоровительного бега упражнений на расслабление мышц и восстановления дыхания;

- не прекращали пробежки и  в зимнее время года, но при этом следует сократили длину беговой дорожки, учитывая, что у детей утеплённая одежда.

Оздоровительные пробежки использовала и в утреннюю гимнастику в летнее время, когда утренняя гимнастика проводилась обязательно на воздухе, во время приёма детей (небольшими подгруппами по 5-7 человек). Вначале детям предлагала короткую разминку, состоящую из 3-4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем делала пробежку со средней скоростью на расстояние 100, 200, 300 м (1-2 раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце оздоровительного бега предлагала упражнения на дыхания. Детям очень нравился такой бег.

Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе способствует общей выносливости у дошкольников.

Целенаправленная работа по укреплению здоровья и развития двигательной активности детей, способствует снижению заболеваемости в группе, и дает возможность убедиться  в правильности приемов и методов работы по физическому развитию.

С целью привития привычки к здоровому образу жизни воспитанники нашей группы совместно с родителями принимают активное  участие в спортивных мероприятиях детского сада: «Папа, мама, я - спортивная семья»; «Смотр спортивной формы» и «Спартакиада».

Созданная мной система по сохранению здоровья воспитанников привела к снижению заболеваемости с 2016 года по 2020 год на 9% и оказала существенное влияние на показатели физического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.

Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....

Статья на тему «Современные формы методической работы с педагогическим коллективом»

В рамках инновационной деятельности методиста в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС представлен материал на тему "Современные формы методической работы с педагогическим кол...

Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"

Статья на тему: "Разные формы и виды игры дошкольника"...

статья мастер-класс "Современные формы организации двигательной активности дошкольников"

Территориальный мастер-класс «Современные формы организации двигательной активности дошкольников» в виде игры-соревнования «Киндербол» 4.12.2019г.  на базе МАДОУ Детс...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»

Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»...